18.01.2011 11:08

Марина Егупова: наши ученики будут достойными гражданами России

Рейтинг: 0
Марина Егупова: наши ученики будут достойными гражданами России

То тут, то там пробегают девочки-«снежинки», а с другого конца школьного коридора появляются старшеклассники в нарочито рваных джинсах и потрепанных шляпах. «Наверное, где-то идут репетиции представлений», – мелькает у меня в голове. Постепенно приходя в чувства после сурового уральского мороза, начинаешь более адекватно оценивать происходящее. Мне в этом помогли исключительно теплые улыбки работников школы и любезно предложенный горячий чай. Мы встретились с директором восемьдесят пятой школы, Мариной Петровной Егуповой, в самый канун Нового года. Уходящие в историю 12 месяцев оставили много воспоминаний и поводов для разговоров. Но прежде, чем обратиться к актуальным вопросам, нам предстояло познакомиться с самой школой и с ее руководителем. А начали мы, как водится, с самого начала…

Трудовая книжка мамы служила для меня примером

– Если вспомнить ваши школьные годы, Марина Петровна, какие самые яркие воспоминания сохранились из того времени? Расскажите, пожалуйста, о своем первом учителе или духовных наставниках.

– Моим первым учителем была Агаркова Людмила Васильевна. Это была молодая, очень красивая женщина, вызывающая восхищение у всех своих учеников. Она стала для меня олицетворением того неизменного образа Человека с большой буквы. И чем больше мы ее узнавали, чем дольше были знакомы с Людмилой Васильевной, тем больше она раскрывалась нам все с новых и с новых сторон.

Затем после перехода в среднюю школу (это была уже школа №46)  судьба подарила встречу с Сидоровой Марией Федоровной – учителем математики, также очень интересной, оригинальной личностью.

Вообще,  сколько я помню школьные годы, не представляю себя вне общественной деятельности. Я была задействована во всех школьных мероприятиях, постоянно выступала на сцене, в том числе как участница танцевальных постановок. Занималась в драматическом кружке, при этом была активисткой и в учебной деятельности. Сегодня, когда мы встречаемся со школьными друзьями, свидетелями тех моих сценических выступлений, они меня удивляют тем, что до сих пор вспоминают мои самые яркие высказывания, используя их уже в качестве цитат. Порою я сама не помню этих своих фраз, а в памяти моих знакомых они сохранились и по сей день. 

– Путь до должности директора школы оказался долгим и тернистым?

– Мой путь был прямолинеен. Первым местом работы стала 47-я школа. Я пришла туда с главной мечтой: чтобы у меня, как и у моей мамы, в трудовой книжке значилась только одна запись: «Пришла на работу в таком-то году, ушла в таком-то». Это было для меня примером трудовой деятельности, верного служения одному месту работы. В итоге в 47-ой школе я проработала 25 лет и покинула ее в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Затем полтора года я работала в Управлении образования Ленинского района. А теперь тружусь директором здесь, в 85-ой школе. В приближающемся феврале исполнится 4 года с тех пор, как я перешагнула порог этого учебного заведения и стала его руководителем.   

85-я – Супер!

– Мы еще не раз затронем тему особенностей вашего образовательного учреждения, а пока давайте попробуем обозначить основные отличия 85-ой школы от ее ближайших «соседей». 

– Хочу сказать, что дети, приходящие в нашу школу, узнаваемы уже по внешнему облику – благодаря своей кадетской форме. Они приходят сюда с улыбкой на лице. И Вы не представляете, как приятно, когда весной, чуть только сходит снег, на асфальте перед школой тайными стараниями учеников появляются большие надписи мелом: «85-я – Супер!».

– Просматривая сайт вашей школы, у меня сложилось впечатление, что ведущими направлениями внешкольной деятельности у вас являются занятия в спортивных секциях. Участие в танцевальных кружках или увлечение теми же шахматами пользуются гораздо меньшей популярностью. Действительно ли Вы уделяете столь пристальное внимание спорту  и чем еще стараетесь заполнить свободное время своих учеников?

Не могла себе представить, что этот вопрос окажется поворотным во всей нашей беседе. Марина Петровна с загадочной улыбкой пристально посмотрела на меня и предложила:

– Знаете, у нас сейчас идет спектакль. Хотите, пойдемте посмотрим.

– Хочу! – мгновенно отозвалась я. И уже через пару минут мы оказались у дверей актового зала, откуда доносилась праздничная музыка и голоса артистов.

Но гораздо интереснее было происходящее за этими дверьми. Признаюсь, такого я не наблюдала со времен собственных школьных представлений. Традиционные «хороводы под ёлочкой» и выступления приглашенных актеров не шли бы ни в какое сравнение с этой постановкой. Не смотря на то, что мы попали лишь на заключительную часть спектакля, проникнуться праздничным настроением и атмосферой всеобщей радости нам вполне удалось. На сцене весельем заражали все от мала до велика: школьники начальных классов, задействованные в ролях лесных зверей; старшеклассники, они же коварные пираты, препятствующие сказочным героям. И даже недавно пришедший в школу молодой учитель физкультуры поддержал учеников, блестяще исполнив свою роль, появившись в образе не то лешего, не то Бабы Яги. Примечательно, что яркие костюмы артистов, нехитрые, но понятные декорации, звуковое обеспечение (песни ребята исполняли только вживую) – все элементы полноценного представления были подготовлены силами самих учеников.

В итоге зрители всех возрастов уходили из дверей зала с горящими глазами и по-детски искренними улыбками. В голове еще звучала музыка знакомых праздничных песен и оглушительные аплодисменты, а мы уже направлялись в кабинет директора, чтобы продолжить наш разговор. Как после всего этого вернуться к серьезной, местами проблемной беседе, было совершенно непонятно.    

Марина Петровна даже не стала спрашивать о моих впечатлениях, видимо все читалось по лицу. Я еще раз обратила внимание на то, что реквизит и костюмы были подобраны идеально, а сам спектакль кажется продуманным до мелочей. Моя собеседница подтвердила, что это заслуга исключительно учеников и педагогов, среди которых особенным образом выделяется замечательный педагог-организатор Татьяна Ивановна Сазонова.   

– Никакая премия не покроет для учителя желания выразить себя. Каждый ребенок стремится к самовыражению, стремится продемонстрировать свои таланты, а наша задача - максимально помочь им в этом, – отметила директор.

С этого момента весь наш разговор был так или иначе проникнут темой творчества, самовыражения, какой бы стороны школьной жизни мы не коснулись.

Если подводить итоги года уходящего, сложно перечислить все достижения учащихся этой школы. Но что мое начальное представление о преимуществе спортивного направления было не совсем верным. Да, ученики регулярно становятся призерами в состязаниях различного уровня – от городских соревнований до победы во всероссийских турнирах; третий год подряд школьная команда занимает 1-е место в Спартакиаде кадетских классов. В этом году кадеты школы стали призерами областных соревнований «Во славу Отчества-2010». Наверное, не случайно коллектив школы №85 в уходящем году награжден Почетным знаком «Воинская слава поколений».  

А как надолго в памяти ребят и учителей останется участие в Первом кадетском бале или, например, сотрудничество с проектом «Доброе кино».

Важна в этом контексте и еще одна особенность 85-ой школы:

– Дело в том, что вся территория Ленинского района разбита на так называемые образовательные округа. Наша школа является центром образовательного округа №6, который включает кроме 85-ой школы несколько соседних средних учебных заведений и детских садов.

– Значит мероприятия, проходящие у вас, охватывают и дошкольников?

– Да, мы стараемся формировать преемственность с местными детскими садами. Кроме того, для нас важно приглашать к сотрудничеству и родителей учеников. Примером того может служить мероприятие, которое мы организовываем на приближающийся Старый Новый год. Таким образом, формируется имидж школы, а это также немаловажно в сегодняшней ситуации.    

Заглянуть вперед президента

– Одна из отличительных особенностей вашей школы – наличие кадетских классов. Что, на Ваш взгляд, дает военно-патриотическое воспитание современному школьнику, и каким Вы видите будущее выпускников подобных профильных классов?

 – Когда мы только задумывали открывать кадетский класс, мы заботились, прежде всего, о здоровье учащихся. Сейчас оказалось, что мы своими планами заглянули вперед и президента, и правительства. Многие пункты, что прописаны в принятой недавно Программе гражданско-патриотического воспитания до 2015 года, еще несколько лет назад были учтены нами при создании кадетских классов и сейчас активно воплощаются в жизнь. Например, на базе нашей школы создан уникальный для Челябинской области комплекс для подготовки к соревнованиям «Зарница - Школа безопасности». Что касается выпускников, то поскольку первый кадетский класс был открыт нами в 2006 году (а набираются туда дети с 1-го класса), у нас еще не было ни одного выпуска. Мы, конечно, предполагаем, что наши выпускники могут избрать в будущем профессию, связанную со спасением людей, но в любом случае, мы убеждены, что эти дети будут достойными гражданами нашей страны.

– Для достижения этих планов, кто, по-вашему, помимо педагогов должен принимать участие в воспитании детей? Знаю, что ваша школа сотрудничает с такими организациями как «Боевое братство», Региональной общественной организацией «Родина», Советом ветеранов войны и труда. Какова их роль в этом процессе?       

– Сейчас кадетские классы ни нормативно, ни финансово никак не обеспечены. Они не прописаны особенным образом в правовых актах, на них не выделяются отдельные статьи бюджета. Созданием и развитием таких классов занимаются только школа и родители. Сам процесс обучения в кадетских классах направлен на развитие определенных качеств: гражданское самосознание, достоинство, честь. Этому способствуют такие предметы, как этикет, культура речи, обучение основам различных видов военного искусства, хоровому пению и ряд других. Мы воспитываем эти качества естественным путем, ведь то, что не навязывается, воспринимается как само собой разумеющееся.

Помогают нам те, кто знает о наших кадетах, кто хочет, и делают это любыми способами. Сейчас мы воплощаем в жизнь новый проект музея, он демонстрирует собой интеграцию школьного музея и музея воинов-интернационалистов. Этот уникальный для области музейный комплекс будет работать в стенах нашей школы, и торжественное открытие его запланировано на 23 февраля 2011 года. Благодаря региональному отделению Всероссийской общественной организации «Боевое братство», недавно для учащихся школы был дан  мастер-класс по рукопашному бою. Для этого в нашу школу был приглашен Белоусов Анатолий Ефимович, потомственный казак, обладающий уникальными способностями, в совершенстве владеющий тактикой бесконтактного боя. Его именем названы улицы в Ленинабаде и Спитаке, где он участвовал в известных спасательных операциях. Ныне этот человек служит в должности начальника ГО Москвы.     

– Мы не можем обойти стороной еще одну тему – не совсем благополучную репутацию Ленинского района, которая в последнее время, к счастью, разрушается. В подобных условиях особенно важной становится работа в школах социальных педагогов и психологов. У вас этим специалистам уделяется существенное внимание, в отличие от многих школ, где подобные сотрудники существуют лишь номинально. Как Вы оцениваете степень важности работы этих людей?

 – Действительно, социальный педагог в этой школе существует довольно давно. Но у нас каждый учитель – немного психолог, все они заинтересованы в благополучии детей, чтобы школа была успешна в целом. Мы работаем в одну смену, но учителя не уходят домой раньше пяти часов вечера: стараются так или иначе находить время для общения с детьми. Я считаю, для детей из социально неблагополучных семей очень важно грамотно построить систему дополнительного образования. Она оказывает влияние не только на обучение ребенка по основным предметам, но и развивает его творческую составляющую, а это в свою очередь способствует более легкому, ускоренному процессу социализации.

У педагога должны гореть глаза

– Что, на Ваш взгляд, необходимо педагогу, чтобы стать успешным в глазах и учеников, и своих коллег? Что это за человек – успешный учитель?

– Успешный педагог – это творческая личность. Творческая жилка – это главное. Он может чего-то не знать, но это должен быть человек, который поведет за собой учеников. У такого педагога должны гореть глаза. Обладание знаниями и готовность их передать – это прекрасно. Но одного знания мало. Безмерная любовь к детям – вот что является главным, на мой взгляд.

В нашей школе работает много талантливых педагогов, являющихся такими личностями. Например, Кудрявцева Елена Петровна – один из первых обладателей Грантов президента России. Мы гордимся и отличником образования Шепель Натальей Борисовной. Шесть педагогов нашей школы награждены Грамотами Министерства образования Российской Федерации.

– Скажите, за все время работы в должности директора был ли ученик, который удивил Вас больше всех других, неважно: поступком, высказыванием, способностями?

 – Я бы отметила даже не ученика, а целую группу детей. Это были выпускники 2007 года, звездный выпуск, как мы их называем. Там было созвездие талантов и интеллекта. Эти дети с их подходом к жизни, к учителям, друг к другу поражали нас всех. И мы понимаем, что вторых таких детей судьба нам не предоставит в ближайшее время.

Что же касается отдельных личностей, то порою мы, учителя, удивляемся тому, что не успели вовремя раскрыть детей, разглядеть в них нечто особенное. Иногда дети проявляют себя самым невероятным и непредсказуемым для нас образом. Яркий тому пример – Николай Ременец. Казалось, он был обычный ребенок, средний ученик. А недавно стало абсолютно ясно, что Николай хочет связать свою жизнь с медициной. Сейчас он активно участвует в школьных олимпиадах по химии, экологии, является членом Научного общества учащихся, выступает с докладами и занимает призовые места на конкурсах и конференциях, является лауреатом Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество». И, наверное, это хорошо, когда ребенок в столь раннем возрасте способен выбрать для себя определенное направление и следовать верным путем к поставленной цели.   

– Завершая нашу беседу, что бы Вы могли пожелать своим ученикам, их родителям и своим коллегам в преддверии Нового Года?

 – Хочу, чтобы все желания, все мечты, которые есть у каждого из нас, обязательно исполнились в новом году. Тогда каждый из нас будет счастлив, а это главное, ведь счастливая нация – это счастливая страна!

Юлия Киричек

824
Популярное
Лента новостей