21.01.2011 11:45

Светлана Сагандыкова: У нашей школы есть будущее!

Рейтинг: 0
Светлана Сагандыкова: У нашей школы есть будущее!

Солнечно-желтый цвет; здание, архитектурой напоминающее скорее Дворец детского творчества, и сразу привлекающий внимание памятник перед главным входом. Такой предстает школа №46 перед своими учениками, гостями и простыми жителями города.

Правильное название цвета, в который покрашена наша школа, – мандариновый, – объяснит мне чуть позже директор школы Светлана Александровна Сагандыкова.

Сегодня, возглавляемое ею учебное заведение, – самое большое в Ленинском районе, здесь занимаются около 1200 человек. В 2010 году школа в 73 раз открыла двери для своих учеников, а первоклассниками стали более 150 детей. Обучение проходит в две полные смены, и спрос на место в этой школе остается стабильно высоким в течение десятков лет.

С 46-ой школой связаны тридцать лет жизни самой Светланы Александровны. Половину из них наша собеседница была заместителем директора по воспитательной работе, а последние четыре года она стоит у руля учебного заведения.

– С чего же начиналась ваша работа в должности директора? Наверняка пришлось столкнуться с трудностями, проблемами, требующими немедленного решения?

– Работа на посту заместителя директора во многом мне помогла. Ко времени назначения на пост директора я знала всех детей, родителей, ведь специфика этой должности в том, что приходится много общаться с учениками, выступать на различных собраниях, конференциях и т.п. Потребовалось, конечно, определенное время для вникания в финансовые вопросы. Кроме того, у школы были налажены обширные связи со многими социальными структурами, их требовалось лишь укреплять и делать глубже. Сейчас несколько подзабыт институт шефства, а между тем, на мой взгляд, он очень эффективен и полезен. Наша школа, например, является подшефной Челябинского трубопрокатного завода, с руководством которого тоже приходилось налаживать связи в первые годы работы директором. Хотя,  это предприятие нам помогало всегда, ведь большинство учеников школы – дети трубопрокатчиков, и многие из наших выпускников поступают на технические специальности в ЮУрГУ, а затем приходят работать на ЧТПЗ.

Визитная карточка школы

– А чем запомнились Вам собственные годы учебы в школе? Кто был ваш первый учитель? Может быть,  есть человек, которого Вы могли бы назвать своим духовным наставником?

– Знаю, какое большое значение играет в жизни человека его первые учителя. Начну свой ответ, пожалуй, с примера нашей школы: у нас большое число педагогов, которых по праву можно называть духовными наставниками. Для меня всегда был интересен один любопытный момент: бывает учитель очень строг со своими учениками, его побаиваются, стараются не досаждать ему своим поведением. Но проходит время и старшеклассники или недавние выпускники приходят именно к этому педагогу: поговорить по душам, спросить совета, выслушать его мнение. Ребята понимают, что учитель был строгим и требовательным во благо их самих, и это пошло им только на пользу. 

Что касается меня, то после окончания первого класса я переехала, и в итоге попала в школу №130 – ее и считаю своей родной. Вспоминается сразу несколько ярких педагогов. Например, Тамара Васильевна, учитель математики, очень спокойная доброжелательная женщина, она понимала все наши проблемы и могла прийти на помощь в нужный момент. Запомнилась и Светлана Георгиевна Гуляева, я попала к ней в 9 класс, где у детей была активная жизненная позиция. Она оставила сильное впечатление как строгий педагог, при этом ее очаровательная улыбка, я думаю, останется в памяти большинства ее учеников и моей в том числе.

В школьные годы я активно занималась спортом (легкой атлетикой), получила звание кандидата в мастера спорта по прыжкам в высоту. Логичным продолжением занятий спортом стало мое поступление в Институт физической культуры, который я окончила в 1980 году, после чего и пришла в 46-ю школу. Причем брали меня тогда лишь на время декретного отпуска другого сотрудника, но я благодарна Анастасии Яковлевне Новожиловой – тогдашнему директору этой школы – за то, что она поверила в мои силы и оставила на работе по истечении оговоренного срока.

– Если посмотреть на календарь событий, проходящих сегодня в вашей школе, невольно обращает на себя внимание то, что многие из них так или иначе связаны с темой семьи. Здесь и «Традиции здорового образа жизни в семье», и популярные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», конкурсы поделок и подарков ко Дню матери и многие другие. Это случайное совпадение или имеет место продуманная пропаганда семейных ценностей среди учеников и их родителей?

– Я считаю, в любом деле для ребенка важна поддержка семьи. И семья действительно может помочь в любых начинаниях. В наши дни установка, характерная для времен Советского Союза – когда ключевым словом было «сам», самостоятельность особенно ценилась в человеке – эта установка уже не работает. У нас действительно  много мероприятий, укрепляющих отношения между родителями и детьми. Особенно хочу отметить упомянутые Вами «Традиции здорового образа жизни в семье». Но за их проведением не стоит какой-то особенной политики.

Я всегда повторяю детям: Вы – визитная карточка своей семьи. Что ни говори, а основы всех отношений и взглядов на мир закладываются именно в семье. Обычно, в заключительном слове любого из совместных мероприятий детей и родителей, я говорю, что ребенок через много-много лет обязательно вспомнит этот день, и такие конкурсы и соревнования очень многое дают ребятам. Наблюдая за детьми, ты видишь, как они гордятся своими родителями и хотят, чтобы именно их папа и мама были лучшими. Безусловно, мне приятно это видеть.

– Продолжая аналогию между двумя институтами – семьей и школой – всегда можно говорить о наличии неких традиций, устоев, на которых держится и та, и другая. Какими традициями может по праву гордиться ваша школа?

– Должна отметить, что все в школе пронизано творчеством. Так, нашей гордостью являются три действующих хора, в которых поют более 120 детей. И их можно назвать своеобразной традицией. Даже когда другие школы отказывались от набора учеников в хоры, мы пели всегда! Кроме того, в школе работает театральная студия «Глобус», благодаря которой среди наших выпускников много актеров и режиссеров. Ребята после школы поступали в театральные вузы и, успешно окончив их, работают по творческой специальности. Наши вокальные ансамбли и вовсе самодостаточная единица, ведут концертную деятельность. Отдельная история – КВН-овское движение. Еще в 1990-х годах Сергей Валентинович Ярушин начал подготавливать команду, куда вошли яркие ребята из класса его сына Стаса. В итоге появилась «Бамбарбия Киргуду». Эта школьная команда КВН и сегодня привлекает в свои ряды все новые таланты, а своим поклонникам, дарит улыбки и хорошее настроение. Сергей Валентинович руководит и агитбригадой «Уральский апельсин», известной в нашем городе.  Три года назад у нас появилась своя звукозаписывающая студия. А в этом году 1 сентября состоялась презентация диска «Слово учителя» с песнями о школе.

Между нашей школой и Томским государственным университетом радиоэлектроники заключен партнерский договор, в школе работает филиал городского научного общества учащихся, и ученики являются победителями областных конкурсов, успешно выступают на конференциях различного уровня. Егор Косарев, например, в 2009 году получил Грант президента РФ, в его копилке и призовое место во всероссийской олимпиаде по ОБЖ. Нас радует и то, что многие наши выпускники идут поступать на технические специальности. В этой связи неслучайно открытие в 46-ой школе университетского класса ЮУрГУ. Причем с этой идеей представители университета первые вышли на нас: проведя исследование и проанализировав его результаты, они обнаружили, что большое количество  поступивших на технические специальности ЮУрГУ – выпускники нашей школы. Так и возникла инициатива создания в наших стенах университетского класса, у него перспективные планы на будущее.

Особенностью школы долгое время было отсутствие профильного класса. Запрос на его создание поступил от родителей учеников три года назад. Путем социологических опросов (а они регулярно проводятся у нас среди детей и их родителей) мы определили и направленность будущего класса – физико-математический. А в этом году к нему в пару появился еще один профильный класс – гуманитарно-филологический.

– Светлана Александровна, у вашей школы солидный список выпускников. Среди них люди самых разных профессий, достигшие успехов в различных областях. Чем, на Ваш взгляд, отличается выпускник 46-ой школы, каков главный элемент в том багаже знаний, который выносит человек из этих стен?

– Прежде всего, это творческий человек. Причем творческий он в душе, это качество проявляется в любой профессии, чем бы вчерашний ученик ни занимался. Среди наших выпускников много тех, кто остался работать в сфере образования, нашими воспитанниками являются нынешние директора 37-ой и 85-ой школ, 31-го лицея. Мэр города Миасса Игорь Войнов – также вышел из стен нашей школы. Приятно видеть знакомые лица бывших учеников на доске почета ЧТПЗ, вне зависимости от того, какую должность они занимают, в какой области трудятся. Могу привести еще один интересный пример. С этого года у нас начал функционировать Совет отцов, куда мы постарались собрать из каждого класса представителей – самых продвинутых пап. И каково же было наше удивление, когда на первом общем собрании оказалось, что большинство из этих инициативных, неравнодушных, активных отцов – наши бывшие выпускники.

Лепнина, башенка и память поколений

Из беседы со Светланой Александровной мы узнали о том, что 46-я школа неоднократно была награждена «за высокое качество воспитания» и отмечена как Лучшая школа района. Нужно помнить, что при присвоении подобных званий учитывается целый ряд показателей: качество знаний выпускников, уровень научной деятельности, реализация творческих способностей детей, их спортивные достижения и т.д. Входит в эти индексы и кадровый потенциал учебного заведения.

– Скажите, принимая в «семью» нового педагога, чем Вы руководствуетесь в первую очередь, каким должен быть этот человек?

– Хочется отметить, у нас очень низкая текучесть кадров. В основном к нам приходят молодые специалисты. Нередко среди них попадаются так называемые «целевики» – это бывшие выпускники школы, прошедшие обучение в педагогическом вузе и вернувшиеся к нам уже в качестве учителей. Бывает, что мы сами ищем нужного педагога, используя для этого самые разные пути. Но, так или иначе, нас выручает стабильность коллектива школы. Сейчас главные заказчики – это сами родители, а их, как говорится, не обманешь. Основное внимание они обращают на тех, кто обучает их ребенка. Педагоги  нашей школы – обладатели грантов президента РФ и губернатора Челябинской области. Учителя, работающие здесь, являются победителями различных конкурсов профессионального мастерства. Могу отметить, например, Гаман Лидию Юрьевну, победительницу конкурса «Педагогический дебют», Ирину Леонидовну Котову – первую победительницу Всероссийского конкурса «Воспитать человека», Баранову Марину Леонидовну – она стала победителем районного конкурса «Учитель года» в 2010г. Такие смотры не проходят бесследно: конкурсы (городские, областные, всероссийские) – это настоящая школа профессионального мастерства, где педагоги не только демонстрируют свои собственные умения, но и постоянно учатся чему-то новому. По возвращении в родную школу они передают полученные навыки своим коллегам, проводят мастер-классы. 

– Сейчас, в последние дни 2010 года, образовательное сообщество не только нашего региона, но и страны в целом подводит итоги «Года учителя». Вообще все проекты последних лет в области образования, так или иначе, направлены на формирование школы будущего. На Ваш взгляд, какими характеристиками должна обладать такая школа, школа XXI века?

– Я, конечно, могу сейчас описать идеальную школу, которая фигурирует в проектах, инициативах и т.д. В ней обязательно будут просторные, укомплектованные кабинеты, современное оборудование, душевые в спортзалах… Но – судите сами – за последние годы не было построено ни одной новой школы. Да, можно создать большую, красивую школу, но главным в ней все равно останутся педагоги и сами школьники. У нашей школы есть учителя, есть дети,  родители – значит, у нас есть будущее.

Опорной позицией для нас остаются кадры. Меня волнует, что среди педагогов много специалистов предпенсионного возраста, и мы с удовольствием приняли бы новых учителей. Кроме того, актуальной проблемой является благоустройство школы, ведь нашему зданию, как Вы правильно заметили, очень много лет. В этой связи вспоминается один эпизод из истории. Долгое время школа существовала в здании барачного типа, и когда помещение окончательно пришло в негодность, неравнодушные выпускники отважились и написали письмо Сталину с просьбой построить, наконец, для их школы новое здание. Через некоторое время в школу приехала специальная комиссия, которая, осмотрев ветхое помещение, постановила возвести для школы новое, благоустроенное. Так появилось то здание, в котором мы сейчас с Вами находимся. Оно уникально по своей архитектуре – с высокими потолками, лепниной, четырехэтажное, единственное в городе здание школы с башенкой. Но, надо признаться, это несет и особые проблемы с ремонтом помещений. В уходящем году при поддержке ЧТПЗ (трубопрокатчики вложили в это предприятие 1 700 000 рублей) нам удалось отреставрировать и покрасить фасад. Сыграл свою роль и приезд премьер-министра В.В. Путина: школа лежала на пути так называемого гостевого маршрута. Получилось, что в этом проекте интересы многих слились воедино. Теперь на очереди ремонт внутренних помещений школы.

– Кроме уникального здания у вас перед школой находится памятник Зое Космодемьянской, а в самой школе функционирует музей, где особый раздел посвящен истории боевой славы, чем может похвастать далеко не каждое учебное заведение. Прокомментируйте, пожалуйста, эту составляющую образования ваших учеников. Какова роль патриотического воспитания у подрастающего поколения?

– Экспозиция, о которой Вы говорите, посвящена Афганской войне и двум чеченским кампаниям. Ее вместе со школой помогали собирать родители и ветеранские организации. А что касается, памятника, то, знаете, встречаясь со своими коллегами и детьми из других школ, у меня складывается впечатление, что историю Зои Космодемьянской знают только наши ученики. Регулярно 13 сентября, в день рождения Зои, и 9 мая, в День Победы, мы с ребятами возлагаем цветы к памятнику, проводим тематические линейки, минуты памяти на уроках. Помогают и активно участвуют в наших инициативах и труженики тыла, с теми немногими из них, кто еще живы, мы стараемся поддерживать дружеские отношения.

Подобное воспитание очень важно для детей. Я считаю, нельзя попросту отмахиваться от событий, говорить о значимых для истории страны датах и героях мимоходом. Мы стараемся организовывать мероприятия патриотической тематики в актовом зале, задействовать как можно большее число учеников, привлекая возможности мультимедиа технологий. И ребята это принимают и понимают. Помните акцию «Стена памяти», организованную в мае этого года на Кировке? Этот проект получил такой отклик среди наших учеников, что мы решили создать аналог этой стены прямо в одном из вестибюлей школы. Нужно на эти темы говорить постоянно, тогда дети будут помнить и объективно оценивать подвиг героев прошлого. 

– Приближается Новый Год – пора надежд, исполнения желаний. Есть ли у Вас как у директора школы такая мечта, осуществление которой Вы ожидаете от наступающего года?

– Переход в автономию, которым ознаменуется наступающий год – огромное дело, очень ответственное. 2011 год будет очень серьезным, полным сложностей, но такой переход – в статус автономного учреждения – должен состояться рано или поздно. Новая система оплаты труда, когда зарплата учителей зависит от результата их деятельности, поначалу будет полна сложностей, но затем, я уверена, принесет несомненную пользу. От меня как от директора в этом плане очень многое зависит. Ведь за мной стоят ученики, их родители и коллектив учителей.

– Удастся преодолеть все эти сложности?

– Хотелось бы верить. Во всяком случае, мы вполне можем это осилить. И, надеюсь, такой переход даст толчок будущему развитию школы, покорению нами новых высот.       

Юлия Киричек

956
Популярное
Лента новостей