02.02.2011 10:02

Тамара Салфетова: Образование никогда лишним не бывает!

Тамара Алексеевна Салфетова, директор Средней общеобразовательной школы № 115, учителем быть не мечтала, с детства грезила о медицине.

Рейтинг: 0
Тамара Салфетова: Образование никогда лишним не бывает!

Тамара Алексеевна Салфетова, директор Средней общеобразовательной школы № 115, учителем быть не мечтала, с детства грезила о медицине. Причем выбирала для себя непростые специальности – хирургической направленности. Наверно, поэтому стала работать учителем: работа подчас экстремальная, да и ответственности не меньше, чем у врача...

- В городе Магнитогорске я закончила медицинское училище, в Челябинск ехала с конкретной целью – работать на кафедре госпитальной хирургии (прим. ЧелГМА). Я работала с Владимиром Антоновичем Крижановским (хирург, доктор мед. наук, проф.; в память о Крижановском на здании ГКБ № 1 установлена мемориальная доска), работала в лаборатории, занималась в основном биохимией, делала специализированные анализы. Параллельно решила получить высшее образование: поступила заочно в педагогический институт на естественно-географический факультет по специальности биология. 

Когда Тамара Салфетова была уже на последнем курсе педагогического института, вышел приказ, по которому должность врача-лаборанта мог занимать только человек с высшим медицинским образованием.

- Тогда на семейном совете с мужем (он в то время был студентом четвертого курса мединститута) решили, что раз я получила диплом педагога – нужно идти преподавать, пока время не упущено. Я пришла работать в 89-ую школу. Работать мне нравилось, через год мне предложили перейти на должность заместителя директора по учебной работе. Я тогда курировала начальную школу, свой предмет не бросала, преподавать было интересно, я нашла общий язык с ребятами, они хорошо ко мне относились, я поняла, что попала в свою колею. Здесь я проработала 8 лет.

Путешествие на родину человечества

- А потом был четырехлетний перерыв. Мужа направили работать в Алжир, в Африку. Это было то время, когда наша страна оказывала помощь развивающимся странам, существовало понятие интернациональной дружбы. У нас так все и было, рядом с нами жили индусы, поляки, иранцы, иракцы, француз был. Несмотря на разные культуры, у всех были сходные жизненные задачи: сохранить здоровье в семье, воспитать достойных детей, обеспечить себе какое-никакое материальное благополучие. Мы жили открыто, у меня остались только добрые впечатления, вспоминаю это время с теплотой.

Муж работал травматологом в местном госпитале, а я была домохозяйкой, но активной! Ходила за старшим нашей группы и просила: «ну дайте мне какую-нибудь работу!». Однажды он предложил мне возглавить библиотеку, я ездила в посольство за книгами, обновляла их состав, в общем, ни от какой общественной работы не отказывалась. Это время не зря прошло, мне и как биологу интересно изучить флору и фауну другой страны, и просто, как человеку интересующемуся, – узнать историю, быт алжирцев, местное население, кстати сказать, очень хорошо относилось к нам. 

- А как общались?

- Так как Алжир более ста лет был французской колонией, то большинство жителей говорили именно на этом языке. Я тоже пыталась! Хотя в школе изучала немецкий. Даже комплимент заработала за свой французский! Когда мы уезжали, директор госпиталя сказал: «Мадам, вы освоили лучше бытовой язык, чем ваш муж». «Конечно, он ведь рецепты одни выписывал, разговаривал с коллегами на медицинские темы!» - засмеялась я. Муж изучал французский в спецординатуре в Ленинграде два года, но у него язык профессиональный, официальный. Мне же приходилось общаться с окружающими меня людьми:  соседками, их детьми. 

Снова в школу!

- По приезду мне предложили работать в институте усовершенствования учителей, эта работа была больше методической, я поняла, что скучаю по школе. А в  87-м году мне предложили место директора в 115-ой школе. Вот уже 25 год как я ее возглавляю. Хотя сложно было принять такое решение, ответственность в разы повышается, ты становишься не только учителем учеников, но и учителем учителей. Когда я пришла, школа была восьмилетней. В 88 году мы изменили статус школы, она стала общеобразовательной. Сложное было время, изначально школа комплектовалась как неполная, а мы взяли на себя ответственность выпускать детей, нужно было сделать так, чтобы они были конкурентоспособны. Нужно было формировать материально-техническую базу: от пополнения книжного фонда до оснащения кабинетов физики, биологии и других. Коллектив меня поддержал, и мы успешно работали. Вообще школьный состав здесь очень хороший был, как и сейчас, удивительно схож с тем, в котором я начинала работать. Одно время – северо-западный район еще строился, развивался, школ было немного – у нас даже очередь стояла устроиться учителем! Наш коллектив создавал условия для совершенствования своей профессиональной деятельности и карьерного роста учителей. Так, в нашей школе работали Кузнецов Александр Игоревич – ныне Министр образования Челябинской области, Алексеева Ольга Юрьевна – директор МОУ № 58 г.Челябинска, Дмитриева Наталья Борисовна – заведующая МДОУ № 329 г.Челябинска, Рушанина Лариса Ивановна – директор МОУ № 13 г.Челябинска.

- А сейчас как обстоят дела с кадровым составом? Молодые специалисты идут в школу?

- Мы стараемся набирать молодых. Но они редко надолго задерживаются, несмотря на усилия всего педагогического коллектива. В нашей школе до сих пор существуют традиции, например, наставничество: пришел учитель – по возможности помоги ему. Но зарплата маленькая, а работа сложная, казалось бы, ставка 18 часов, что такое три часа, думают выпускники: пришел – отвел! Но нет, ты постоянно в работе, нужно думать, как сделать урок интереснее, подготовиться к нему.

Сейчас есть и определенная материальная поддержка для учителей, например, молодым специалистам первые три года выплачивают 40 % к заработной плате. Но и это не поможет, если у человека нет внутренней мотивации, любви к детям – он долго не задерживается. Чаще всего, по моим наблюдениям, задерживаются те, кто изнутри знает эту работу, я имею в виду детей из семей учителей, они сразу же включаются в инновационную работу, проводят открытые уроки, внеклассные мероприятия, чаще общаются с детьми в неформальной обстановке.

- Есть сейчас такие активисты с горящими глазами?

- Да! Например, у нас Катя Сырникова, учитель информатики и математики, три года как она пришла, прекрасно преподает, у нее сложились великолепные взаимоотношения с детьми, особенно старшеклассниками, на всех педагогических советах она – активный участник. 

- Основная миссия школы звучит как создание основы для продолжения образования выпускников. Что значит эта фраза для Вас?

- Сегодня очень большой выбор стоит перед школьниками, разнообразие профессий. Дети, несмотря на существующие программы профориентации, теряются. И потому основная задача нашей школы – дать добротные знания детям, такой уровень знаний, чтобы они могли выбрать любую специальность, чтобы при поступлении в университет они были конкурентоспособны.

- И как результаты?

- Знаете, у нас неплохо дети поступают на бюджет, на моей памяти, например,           человек пять поступили на факультет психологии ЧГПУ и ЧелГУ благодаря тому, что стали победителями в областных олимпиадах. ЕГЭ ребята хорошо сдают, в прошлом году никто не получил двойки! Один мальчик получил 95 баллов по биологии, учится сейчас на первом курсе медицинского. Вообще в целом (если не брать во внимание деление на бюджет и контракт) где-то 60 % от выпуска идут в высшие учебные заведения. 

- В вашей школе, как и во многих других, проходят встречи с ветеранами. Это обязательные мероприятия или ребята делают это по желанию?

- Дети проявляют огромный интерес, особенно знаете, он появляется у ребят со старших классов. В 2000 году в школе был открыт музей «Защитники Ленинграда». Началось все как раз с того, что группа детей поехала в Санкт-Петербург на экскурсию, посетили несколько музеев, и даже получили в подарок экспонаты для нашего музея. И вот мы начали оформлять музей, накопили материал. Я даже не ожидала, что дети проявят такой интерес, сразу же появилось несколько лекционных групп, они распределяли, кто какой период будет изучать: кто-то узнает подробней о начале блокады, кто-то –  о ее снятие и т.п.

Теперь ни один праздник, такой как, например, День защитника Отечества, День Матери, День снятия блокады не проходит без того, чтобы наш музей не посетили ветераны, они беседуют с детьми, ходят на классные часы, мы устраиваем общие чаепития. 

- Сожалеете, что не стали врачом?

- Где-то немножко жалею, когда в больницу прихожу. Но с другой стороны, муж у меня врач – этого достаточно! Тем более, что мне мое начальное медицинское образование очень помогает в жизни, не только в быту, но и в работе директором. Например, все санитарно-эпидемиологические нормы я знаю! Могу пройтись по школе, все везде посмотреть! Вообще говорят, что образование никогда лишним не бывает – любое! А тем более медицинское! 

Екатерина Салахова

 

809
Популярное
Лента новостей