02.02.2011 10:17

Владимир Конников: Плохих детей не бывает

Рейтинг: 0
Владимир Конников: Плохих детей не бывает

Про таких, как он, говорят «молодой, да ранний». Конников Владимир Юрьевич уже десять лет успешно руководит 12 школой, а ведь ему нет и сорока лет. За время его директорства школа превратилась в одну из самых динамично развивающихся и известных школ города. Секрет в том, что Владимир Юрьевич с присущим молодости энтузиазмом смело реализует новаторские проекты, но не забывает и о традициях. Мне удалось поговорить с этим удивительным человеком холодным январским утром, когда в городе бушевала эпидемия гриппа.

- Здравствуйте, Владимир Юрьевич. Для начала давайте познакомимся поближе. Расскажите немного о себе. Почему вы решили стать учителем?

- Здравствуйте. Детство и юность я провёл в Челябинске. Учился в 31 лицее, затем перешёл в 30 школу, которую и закончил. Педагогическую профессию выбрал по двум причинам. Во-первых, с детства любил общаться с людьми. А кто, как не педагог, в рамках своей профессиональной деятельности общается с огромным количеством людей? Во-вторых, преподавание в школе — это семейная традиция. У меня и дедушка, и родители педагоги. Неудивительно, что я решил поступать в педагогический институт, причём на естественно-биологический факультет. Отучившись пять лет в педагогическом, пошёл работать завучем по воспитательной работе в 84 школу, там отработал два года, получив за это время огромный опыт. Затем мне предложили стать директором школы. Вот так в 23 года я оказался в 12 школе, которую и возглавляю на протяжении десяти лет. За это время получил второе высшее образование в Уральской академии государственной службы по специальности государственное и муниципальное управление.

- Видите себя в другой профессии?

- Когда я был студентом, пробовал заниматься бизнесом, а именно аквадизайном. Но быстро понял, что это не моё. Я человек по натуре достаточно мягкий, а в бизнесе надо быть более жёстким. Хотя идеи интересные есть, пытаемся реализовать их в школе.

- Чего школа достигла за период вашего руководства? Чем особо гордитесь?

- Безусловно, главное, чем я горжусь, – это практически стопроцентное сохранение педагогического коллектива. Конечно, несколько человек ушли, но, в основном, коллектив слаженный, сильный. У нас работает большой процент учителей с высшей квалификационной категорией. Горжусь достижениями школы в рамках экологического образования. Ещё в 1999 году бывший директор начала заниматься экологическими вопросами, потому что уже в те времена мы были экспериментальной площадкой городского управления. Да и сейчас продолжаем принимать участие в городском экологическом марафоне. Помимо этого, было принято решение, что в рамках концепции модернизации российского образования будет разработана тема инновационной деятельности – это создание новой, стобалльной, системы оценивания учащихся старшей ступени обучения. Конечно, пока рано говорить о повсеместном введении, но кое-какие предметы школьной программы уже задействованы. Подобная система эффективней, чем традиционная: ребёнок более ясно понимает, за что получает ту или иную оценку.

- Данная система себя оправдывает?

- По крайней мере, если говорить о результатах ЕГЭ, то в 2007 мы заняли первое место в районе, а в прошлом году вышли на третье. Все ребята получают аттестаты и поступают туда, куда хотят.

Вообще, школа развивается и стремится к достижениям, о чём говорят результаты и городских, и районных олимпиад. В прошлом году мы сделали ремонт, открыли лекционный зал, хореографический центр. И самое классное — идею вынашивали два года — на базе школы открыли большой областной центр борьбы самбо. Мы сделали два борцовских зала, душевые, раздевалки. Сейчас уже более ста детей занимаются бесплатно.

В данный момент мы готовим большое мероприятие, куда хотим привлечь ребят из «Молодой гвардии» и различных социальных партнёров. Наша цель — провести круглый стол  по вопросам занятости учащихся. Да, кружки и секции работают, но этого в принципе недостаточно. Многие дети в связи с наличием компьютера не хотят ничем заниматься. Наша задача — вытащить их из дома, но в то же время привести в школу.

- Какие кружки функционируют в школе?

- Самбо, хореографический коллектив «Непоседы», кружок прикладного творчества, где ребята мастерят поделки, студия гитары. Скоро появится хор.

- Встречаются ли в вашей работе моменты, которые вас огорчают?

- Не скажу, что огорчает… Но иногда расстраивает безответственное отношение родителей к процессу воспитания ребёнка. Приходят родители, говорят: вот ребёнок, через десять лет я его заберу, и он должен быть образован и воспитан. Конечно, бывают сложные ребята, но бывают и сложные родители.

Кроме того, меня сейчас беспокоит вопрос определённого эмоционального выгорания педагогического коллектива. Идёт старение педагогических кадров. Тяжело, когда человек отработал на одном месте 35—40 лет, хотя, безусловно, это люди высочайшего класса.

- В школе работают молодые кадры?

- В этом году молодых специалистов нет. Есть педагоги до тридцати, до сорока. Конечно, когда звонит молодой учитель, я стараюсь подсказать, где есть свободная вакансия.

- Как оцениваете уровень подготовки молодых учителей?

- Родным педагогическим университетом? (смеётся) Когда с момента моего выпуска прошёл год, я понял одну вещь: вся прелесть педагогического образования состоит в том, что ты учишься общаться с людьми. Если человек умеет общаться, то получить знания проблем не составит, а если у него нет стремления общаться, это не педагог. Надо быть очень коммуникабельным человеком.

- Сейчас существует мнение, что в учителя и преподаватели идут скорее от безысходности. Вы согласны с этим утверждением?

- Нет, не согласен. Что значит безысходность? Да, зарплата небольшая, но в нашей работе есть несколько плюсов. Во-первых, стабильная оплата. Мы перешли на новую отраслевую систему оплаты труда. Теперь зарплата учителя полностью зависит от того, что он сделает, какие у него будут достижения, разработки, инновации. Существует положение, согласно которому ежемесячно проплачиваются те или иные стимулирующие выплаты. Во-вторых, профессия учителя — это возможность реализовать свои потребности и способности. В педагоги, прежде всего, идут по желанию и складу характера.

- Как вообще относитесь к реформе образования?

- Спокойно. В любом случае, это будет. И как бы мы не относились к реформе, всё равно перейдём на новые образовательные стандарты.

- Сложно быть директором?

- Непросто. Это огромная ответственность за жизнь и здоровье учащихся, это 70 человек коллектива. Кроме того, директор должен быть в курсе последних тенденций, ориентироваться в современной ситуации. Приходится приспосабливаться и постоянно что-то придумывать.

- Какими качествами должен обладать директор, на ваш взгляд?

- Прежде всего, коммуникабельностью и умением предвидеть те или иные ситуации. Директор — это человек, который излучает уверенность и является авторитетом. Он умеет и хочет выстраивать управленческие линии, болеет за школу, старается, чтобы школа развивалась.

- А идеальный ученик?

- Идеальный ученик, это тот у кого есть желание  учиться. При этом ему необязательно учиться на пятёрки. Пятёрка – это оценка, да, но человек, выходящий из школы, должен не только иметь отличные знания, но и ориентироваться в жизненных реалиях: политической обстановке, социуме. Это человек, который может нормально адаптироваться к условиям внешней среды.

- По каким критериям вы отбираете учеников в школу?

- Наряду с общеобразовательными классами у нас есть классы с углубленным изучением математики и литературы. Если говорить о математических классах, то раньше мы проводили вступительное тестирование. Но оно, увы, ничего не даёт. Представьте: пятиклассник приходит на тестирование. Он волнуется, не выспался, не с той ноги встал… Да мало ли. Поэтому мы отказались от подобной системы. На сегодняшний день единственное требование — отсутствие троек по профильным предметам. В течение полугода мы наблюдаем за ребёнком, и если он не тянет углублённую математику, то общаемся с родителями. В итоге ребёнок либо начинает посещать дополнительные занятия, либо переходит в общеобразовательный класс.

- Владимир Юрьевич, что вы можете сказать о современных детях? Говорят, они совсем от рук отбились…

- Дети по большому счёту остались те же. Проблема в том, что раньше у детей были желания и мечты, а сейчас что им нужно? Отучиться побыстрее, и домой, к компьютеру. Максимум — прогуляться с друзьями. Страшно, что дети всё больше общаются по социальным сетям. Ситуация осложняется и тем, что многие родители работают с восьми до восьми, а некоторые ещё дольше. Дети предоставлены сами себе. И как раз задача школы –создать условия для ребят, чем-то увлечь их. Помочь определиться в будущем.

Дети стали немного развязнее. Если раньше мы заходили в кабинет, и все знали — это учитель, авторитетный человек, то нынешние дети, начиная с класса шестого, могут заявить: «Так, здесь нам интересно, а здесь неинтересно». Хотя, с другой стороны, они начинают размышлять, что, в принципе, неплохо. Вообще, все дети хорошие. Я всегда повторяю учителям: «Раз уж мы пошли в эту профессию, то должны учить не только тех детей, которые сидят в костюмчиках и внимательно слушают, но и тех, кто не проявляет рвения к учёбе».

- Помимо классных часов, какие мероприятия проводятся с учениками? В мою школьную бытность мы часто ходили в кино и зоопарк. Сейчас практикуются подобные прогулки?

- Да, конечно. Непосредственно в школе проводятся мероприятия, приуроченные к традиционным праздникам. Помимо этого, ученики часто выбираются за переделы школы: посещают музеи, экскурсии, выставки. Сегодня четыре класса должны были идти в органный зал, но в связи с эпидемией гриппа мероприятие отменилось. Мы уже традиционно на протяжении четырёх лет стараемся два раза в год выводить школу в органный зал и филармонию. Единственное, стараемся сделать мероприятия недорогими. Не каждый может позволить поездку за пять тысяч. Вот недавно, например, ребята ездили под Екатеринбург, в Сысерть, на фарфоровый завод. Привезли по кружке. Мелочь, а приятно.

- Вы счастливый человек?

- Да. У меня великолепная семья, живы-здоровы родители, друзьями бог не обидел. В школе сформирован хороший коллектив, да и сама работа очень нравится, хотя временами бывает достаточно нервной.

- А ваш ребёнок учится в 12 школе?

- Нет. Но, думаю, что со временем приведу. Сейчас он пробует учиться самостоятельно. Сами подумайте: ребёнок директора. Это и лишняя забота и опека, и где-то определённая неадекватность в выставлении оценок, а я хочу избежать подобных ситуаций.

- Прекрасное решение, Владимир Юрьевич! Спасибо за интересную беседу.

 

Ольга Пилипёнок

440
Популярное
Лента новостей