11.02.2011 10:27

Директор МОУ СОШ № 74 Виктор Манжосов: У ребенка появляются проблемы дома после того, как у родителей пропадает интерес к школе!

Рейтинг: 0
Директор МОУ СОШ № 74 Виктор Манжосов:  У ребенка появляются проблемы дома после того, как у родителей пропадает интерес к школе!

- Здравствуйте, Для начала давайте познакомимся поближе. Расскажите немного о себе. Почему вы решили стать учителем?

- Я закончил пединститут, когда-то очень давно, по специальности учитель русского языка и литературы. Потом служил в органах МВД СССР. После увольнения оттуда пошел на работу в 88-ю школу. Там 7 лет отработал заместителем директора по воспитательной работе, после этого меня выдвинули на должность директора 33-й школы, где я отработал также 7 лет. Потом уходил из системы образования, но вскоре понял, что без школы уже не смогу, и вернулся. На тот момент директор 74-й школы уходил, и городским Управлением по делам образования был объявлен конкурс на замещение этой должности. Я подал документы и выиграл.

- Видите себя в другой профессии?

- Год я проработал в Юридическом техникуме, работа была спокойная, непыльная, но.. слишком спокойно работалось! А здесь каждый день можно писать целую повесть! Потому что столько событий! Ну, во-первых, столько судеб в школе: 745 детей, 70 сотрудников! Каждый индивидуален и неповторим!

- С какими проблемами Вам пришлось столкнуться, когда заняли пост директора? Как Вы их преодолели?

- Первой трудностью было узнать коллектив. Первое время, примерно с полгода, я себя чувствовал не очень комфортно, потому что я не знал детей. Но постепенно эту проблему я ликвидировал. Сейчас всю школу я знаю, даже если не по именам, то на лицо точно, так как их всех каждое утро встречаю возле школы. И не только учеников, но и их родителей. Кстати, это уникальный инструмент для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Все родители знают, что каждое утро меня можно увидеть на крыльце школы. И если у них какой-то вопрос, какая-то проблемочка, то утром они мне об этом говорят, и тут же по "горячим" следам мы ее решаем. Иногда прямо там, на пороге школы.

- Часто ли вы прислушиваетесь к пожеланиям родителей учеников?

- Конечно. Школа - это живой организм, и лишь при участии всех сторон получится что-то стоящее. Конечно, все проблемы не удается решить, потому что иногда родители воспитаны на несколько других традициях, они могут не владеть экономической, социальной, политической ситуацией. А школа - это часть государства!

Вот проблема у меня возникла - упала гардина на втором этаже. Дети пробегали, дернули за тюль. И мне папа ученика говорит: "Что, Вы не можете гардину закрепить? Позвоните начальнику управления образования, пусть она даст денег!" Да если б все вопросы можно было бы так решить: позвонил - и тебе дали денег, то и не было бы проблем!

Или меня спрашивают: "Почему у нас в классе две недели нет учителя математики?" Да потому что учитель математики на курсах повышения квалификации. Эти курсы проходят тоже во время учебного процесса. Потом мы либо корректируем учебный план, либо учителю больше часов ставим в расписание, но дети обязательно получают пропущенный материал. Родители говорят: "А Вы скажите, пусть они летом на курсы ходят!" Вот если бы так просто можно было: сказал - и это бы сделали!.. Понимаете, родители в этом отношении несколько наивны. Они считают, что у школы денег много.. Да, бюджет школы очень большой, но его львиная доля уходит на оплату коммунальных услуг (вода, свет, тепло), налоги и т.п., и т.п., и т.п…. Сейчас за все необходимо платить. Да, мы получаем бесплатно учебники, но далеко не все, которые нужны для образовательного процесса. Вообще финансовый вопрос достаточно болезненный. Вот сейчас новая система оплаты труда, но все равно каждый директор ограничен рамками выделенного фонда, из этих рамок я не выпрыгну. Например, учителю за высшую категорию по решению Челябинской Городской Думы я могу платить до 30% от ставки, это хорошие деньги. Но если я всем учителям - а у меня в школе 67% учителей имеют высшую квалификационную категорию - если я им всем установлю максимальную надбавку, то я не уложусь в фонд, ведь он не безразмерный! Если бы школе давали по потребностям от этих процентов! Если я за все буду платить, то на 49 человек у меня точно не хватит! На человек 9-15, может, хватит.

- Возможно, в связи с этим возникло мнение, что в учителя и преподаватели идут скорее от безысходности. Вы согласны с этим утверждением?

- Учителя - уникальные люди. Возможно, конечно, какой-то процент есть "а куда мне? Я больше ничего не умею..", но это редкость, и часто такие люди не задерживаются на месте. В основном каждый - это ходячая энциклопедия, это и артист, и музыкант, и актер, и профессор, и хозяйственник, да все что угодно, в одном лице! Потому что он в школе столько ролей играет, столько обязанностей исполняет! А уж если он еще и классный руководитель..!

- Классный руководитель - вообще вторая мама!

- К сожалению, бывает такое, что и первая! У меня вот в одном классе в начальной школе из 22 детей десять растут без отца! Это же трагедия мирового масштаба! А классный руководитель у них мужчина. Так они, конечно, видят в нем отца! Я его спрашиваю: "Как ты не боишься?" Я с таким возрастом мало работал, к сожалению. А он (классный руководитель) отвечает: " А почему я должен бояться? Они вполне нормальные ВЗРОСЛЫЕ люди!" Он их считает взрослыми людьми, и относится к ним, как к взрослым. И они в нем видят не просто взрослого дяденьку, а наставника, родного человека видят, которому можно прийти и поплакаться, просто повиснуть на нем, если настроение хорошее, пощекотать за ухом, чтобы он рассмеялся. На перемене, естественно, не на уроке!

- То есть Вы считаете, что школа играет большую роль в воспитании ребенка?

- Огромнейшую!!! Прошел Год Учителя, предпринималось много чего, проведено много различных акций, мероприятий, которые должны были повысить статус педагога, но, к сожалению... Нет у нас еще в стране такого, к сожалению, чтобы Педагог действительно писался с большой буквы, пользовался уважением.. Почему? Ну, возьмем с экономической точки зрения. Сколько получает педагог?!

- Если ребенок родился в неблагополучной семье - школа поможет или шансов нет?

- У школы очень мало полномочий в этом отношении. Чем я могу пригрозить нерадивому ученику? Объявить ему выговор. В Уставе школы у нас прописано - два выговора, и отчисление. Но я не могу его отчислить в никуда! Я его обязан устроить куда-то в другое место. А другой школе нужен такой подарок? С родителями мы вообще работаем только методом убеждения.

Есть родители, которые считают :"Мы привели в школу ребенка- вот и занимайтесь! Через одиннадцать лет отдайте мне Человека! А мне некогда! Я на работе! Или я пью!" - есть и такие, которым на детей абсолютно наплевать.! А ребенок приходит сюда, где мы должны его встретить теплом, добром, уютом, но потом-то ему возвращаться домой! Но есть и неблагополучные семьи, не потому что родители ведут аморальный образ жизни, а потому что просто не могут найти работу с достойной оплатой - квалификации нет, здоровье не позволяет.. А школа материально никак не может помочь, кроме как поставить ребенка не бесплатное питание!. А ведь его еще и завтраком и ужином кормить нужно, и одевать, и ручки-тетради каждый год покупать! А ребенок может уже через два месяца вырасти из брючек, которые мама купила на первое сентября. Это здорово, когда дети так растут, но это очень бьет по карману!

Со школы требуют вести профилактическую работу - а полномочий у нас почти никаких!

- В школе работают молодые кадры?

- Да конечно! Я очень люблю молодых, потому что сам себя считаю в душе тоже молодым! На сегодняшний день в школе работают 9 молодых учителей, из них пятеро имеют статус молодого специалиста. Я считаю, что все молодые учителя, которые работают сейчас у меня в школе, пришли сюда по призванию и здесь находятся на своем месте. Они сами неспокойные, постоянно что-то придумывают, ищут - это касается и уроков, и внеурочной деятельности, волей-неволей и мы за ними подтягиваемся, ощущая себя моложе. Они и туризмом занимаются, с удовольствием на сплавы, в походы ходят, в КВНе участвуют, вообще в любых конкурсах, которые у нас в районе проходят. Несколько раз в году мы традиционно собираем корпоративы - на День Учителя, Новый Год и 8 марта, которое совмещаем с 23 февраля - это не просто торжественная часть, но и целая постановка, неповторимое шоу! А для учащихся каждый Новый Год учителя ставят спектакль, к которому сами пишут сценарий, создают декорации и костюмы, выбирают музыку.. Обычно бывает 2-3 представления. В 2010 году был спектакль про Шрека, мне очень приятно было слышать от родителей благодарности: "Мы побывали в настоящем театре!"

- Кстати, работа с молодыми - один из блоков моей концепции. Мы молодых работников привлекаем в школу, не ждем, пока они сами к нам придут. Мы выходим в образовательные учреждения, просим студентов на практику. Также мы работаем с учениками в школе по целевым направлениям, привлекаем ко всем нашим мероприятиям - у нас совместное творчество. В конкурсе профессионального мастерства учителей обязательно участвуют дети! С удовольствием практикантов принимаем, никому не отказываем - ведь это как проверка в бою! Так к нам попала наша учительница химии - бывший практикант, теперь уже молодой специалист, отличный учитель, кстати, победитель школьного конкурса "Учительский дебют", будет представлять нашу школу в районном этапе конкурса.

Но одним молодым трудно было бы в школе. Поэтому следующий блок моей концепции - наставничество. У нас вполне достаточно достойных, опытных педагогов, которые могут передавать свой опыт молодым. Конечно, они (молодые) не во всем с нами согласны, этого и не может быть - ведь существует разница и в возрасте, и в мировоззрении, и в воспитании, но в некоторых вопросах, например, в вопросе информационных технологий, они нас за пояс заткнут! Ведь, к сожалению, некоторые "стажисты" знают лишь "вкл.", "выкл.", в лучшем случае "Enter"!

Ну и еще один блок моей концепции - школе нужны мужчины! Как привлечь мужчин в школу? Большой зарплатой не получится. Какими-то льготами дополнительными? Все в пределах закона. Здесь все зависит от атмосферы в коллективе. Сегодня у нас 8 мужчин-педагогов, из них трое - молодые специалисты. Для школы это солидная цифра! Наличие мужчин среди учителей сказывается и на воспитательном процессе, да и женщины сразу расцветают, с еще большим удовольствием спешат на работу.

- Можете назвать самые яркие достижения школы?

- Мы гордимся своим музеем! В нем более 7 тысяч экспонатов, три зала. Музей существует не просто как отдельно стоящая комната, это структурное подразделение школы, которое активно работает. Есть актив музея, свои экскурсоводы из числа школьников, которые проводят экскурсии для всех, кто желает посетить музей. Большая работа проводится в плане гражданского, патриотического воспитания молодежи. На это направлена деятельность зала "История Металлургического района", ведь наш район во многом уникален, взять хотя бы тот факт, что он зародился в тяжелые годы войны! В зале "Боевой Славы" все экспонаты подлинные, будь то немецкие каска и сапог, вооружение, снаряды, награды, хлебные карточки, которые нам передавали родственники, родители, друзья, учителя. Большое значение имеет "Этнографический" зал нашего музея, особенно для людей старшего возраста. Они ностальгируют, когда видят школьную форму, чугунные утюги, счетные машинки, предметы быта. Не могу не сказать о руководителе музея - Галине Николаевне Еремеевой. Это человек, который живет этим музеем, она его ангел-хранитель!

К сожалению, для нашего музея не хватает места, мы ограничены стенами школы. Часть экспонатов лежит в запасниках. Но у нас есть передвижная выставка, в коридоре есть два регулярно обновляемых стенда.

А в прошлом учебном году наш музей на областном конкурсе в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной Войне занял первое место среди школьных музеев. Мы очень гордимся таким признанием наших заслуг и готовы принять всех желающих посетить наш музей!

- Сложно быть директором?

- Директором быть чертовски сложно. На плечах - школа, судьба детей и тех, кто в ней работает, это очень большая ответственность. Здесь нельзя ошибиться, нельзя приступать к делу, понадеявшись на "авось", поскольку это касается людей. Если ты что-то меняешь, то должен быть уверен если не на 100%, то на 99%, что это не принесет вреда. Ну и, конечно, обилие хозяйственных проблем. Вроде, сейчас школе дали самостоятельность, но все равно держат рамки выделенных денег. Школе 45 лет, здание старенькое. А сейчас требования к современной школе у тех же органов госпожнадзора меняются, а я не могу перестроить школу в соответствии с ними. К счастью, пока справляемся. Сложность еще в том, что каждый день сталкиваешься с жизненными проблемами, и если в математике есть формулы, то в жизни таких формул на все случаи нет. Когда ко мне приходит родитель за советом, я не могу ему сказать: " А вот формулу примените, сейчас в справочнике посмотрю!". Нет, к сожалению, универсального "Справочника Директора Школы", все очень индивидуально. А родители приходят с такими вопросами слишком поздно. У ребенка появляются проблемы дома после того, как у родителей пропадает интерес к школе. Ребенок проводит треть суток в школе, треть суток спит, а из оставшейся трети сколько времени уходит на общение ребенка с родителями? Три часа? Час? 10 минут? Сейчас часто можно встретить потребительское отношение к школе: " Мы привели - Вы учите!" А школа не учит! Она помогает учиться! Как называется тот, кто пришел в школу? УчащийСЯ! Вот эта возвратная частица "ся" в русском языке обозначает, что действие направлено на самого себя! Он учится, а мы ему в этом помогаем, наставляем, ведем! И если он не захочет идти, он придет в тупик! Трудные дети почему? Потому что мы их не понимаем! Мы на все смотрим с высоты своего возраста.. Часто слышу: "Вот когда МЫ учились в школе..". У меня это вызывает лишь недоумение, ведь когда мы учились, совершенно все было по-другому!

Когда ко мне приходят ученики и жалуются: " А что она на меня накричала? У меня ведь только ручка упала? А ЧО ОНА ТАКАЯ ?", я им всем показываю мультфильм "Крошка Енот". Что там Енот показывал отражению в реке? Морду - и тот ему морду, дубину - и тот ему дубину, а улыбнулся - и ему в ответ улыбнулись. А вы давно улыбались учителям? Учитель ведь тоже живой человек! Да, профессионально он не имеет права на крик, нетактичность, он должен всегда быть корректным, уважать достоинство ученика. Это правильно. Но почему ученик не уважает достоинство учителя? Любой ученик, любой родитель может позвонить по куче телефонов и пожаловаться на учителя. А куда может позвонить учитель и пожаловаться? Ведь учителя порой сталкиваются с хамством не только учеников, но и родителей! А это неправильно. Неправильно.

- Но несмотря на все огорчения и трудности своей нелегкой работы, Вы счастливый человек?

- Да! Я счастливый человек! У меня есть любимая работа, замечательные коллеги, удивительные дети, занятия по душе - я люблю веслом помахать на сплаве, поиграть в волейбол, послушать хорошую музыку. Вообще я люблю Жить! Поверьте, иногда смотришь на часы, а рабочий день уже закончился - очень удивляешься, кажется, что только начался. Хочется работать, работать и работать! И чувствую, что то, что я делаю, надо, громко говоря, стране! Я должен и я буду это делать! Я буду это делать.. как ? ..откровенно!

К сожалению, мы для своих учеников не меняемся, а они-то - меняются! Если приходит в школу девочка, заканчивает уже девушка 17 лет, то через 10-15 лет это вполне может быть счастливая мама двоих детей или строгая бизнесвумен. Бывает, к сожалению, и не узнаем своих учеников. Но поверьте, каждый оставляет частичку в моей душе, абсолютно каждый. Ради этого и живем.

- Завершая нашу беседу, что бы Вы могли пожелать своим ученикам, их родителям и своим коллегам?

- Всем разного. Ученикам - самого важного. Я хотел бы, чтобы они вышли из школы определенные в душе, чтобы они знали, кем они хотят стать и как этого достичь, чтобы определились в жизни! И если школа хоть в какой-то степени оказала помощь в этом, я считаю, что мы свою миссию выполнили. Родителям хотел бы пожелать, чтобы они гордились своими детьми, не зависимо от того, кем станет их ребенок - большим начальником, генералом или слесарем, токарем, шофером.. Просто гордились! Не обязательно всем быть Наполеонами, должен кто-то и хлеб развозить, улицы подметать, стулья делать. Если человек хорошо делает стулья, это тоже замечательно, он на своем месте! А коллегам - здоровья, терпения и неиссякаемого оптимизма! Коллеги, то что мы делаем с Вами, очень важно! Мы делаем будущее нашей страны! От того, какой продукт мы с Вами выдадим в итоге, зависит и наше с Вами будущее! Будем ли мы получать в старости такую же пенсию, или нам хватит еще и на масло.

- Спасибо большое за содержательную беседу! 

Закомолдина Ульяна

 

792
Популярное
Лента новостей