14.02.2011 17:16

Иван Калита, директор школы №130: Нужно ставить перед собой большие цели!

Рейтинг: 0
Иван Калита, директор школы №130: Нужно ставить перед собой большие цели!

Эффективный антикризисный менеджмент – потребность не только крупных промышленных предприятий и заводов области, необходим он и в сфере образования. Еще несколько лет назад школа №130 находилась под угрозой закрытия, ей требовался свежий взгляд и рука талантливого управленца. И такой человек появился. Об актуальных задачах и нестандартных решениях, а также о том, как за короткий промежуток времени одно учебное заведение может отпраздновать сразу три юбилея, мы беседовали с руководителем школы №130 Иваном Васильевичем Калитой.

По законам рыночной экономики

 – Расскажите, каков был Ваш путь к должности директора школы №130?

 – Я окончил исторический факультет Челябинского государственного университета по специальности «история» в 2001 году и еще в процессе обучения приступил к работе в качестве главного специалиста комиссии по делам несовершеннолетних. Три года я работал в администрации Ленинского района, занимался защитой прав детей, разбором правонарушений, совершенных несовершеннолетними и их родителями – был, если можно так сказать, омбудсмен районного уровня. После этого меня пригласили работать в управление по делам молодежи города Челябинска, где я возглавлял отдел, связанный с профилактикой наркомании и пропагандой здорового образа жизни. А в 2005 году поступило приглашение работать директором школы в Ленинском районе, родном для меня: здесь я родился, здесь начинал учиться, сюда переехал после женитьбы, здесь живу и сейчас. Именно поэтому, когда меня пригласили на должность директора школы №130, я согласился и нисколько об этом не пожалел.

– Относительно Ваших главных побед на этом посту уже сейчас можно сказать, что в историю школы Вы войдете как директор, который вернул учебному заведению статус среднего образовательного учреждения. Что заставило Вас сделать этот шаг? Какие сложности и какие положительные стороны он повлек за собой?

 – Хочу сказать, что система образования изменяется и подчиняется современным экономическим законам.  Основной экономический закон – закон конкуренции – распространяется также и на образовательные учреждения, хотим мы этого или нет. Эта конкуренция выражается в том, что родители выбирают школу, в которую они отдают своего ребенка. Особенно актуальным этот вопрос становится при переходе школ на нормативно-подушевой принцип финансирования, когда зарплата педагога зависит от того, сколько учеников пришло в школу. Поэтому закон «деньги идут вслед за ребенком» может быть неявно, но подспудно, заставляет руководителя понимать, что конкуренция обостряется. Сегодня статусные школы – лицеи и гимназии – ушли далеко вперед, и их очень сложно догнать по качеству образования, по той деятельности, которую они ведут, по уровню работы. Они раньше стартовали и они молодцы.

Придя школу №130, я принял ее в статусе «основной». В школе на тот момент училось 210 человек, и в условиях нормативно-подушевого финансирования  школа проигрывала. За пять лет школа потеряла около 50 % учащихся: если в 2001 году в школе было примерно 400 человек, то в 2005 стало 210. Тех, кто учились в выпускном классе, статус школы устраивал, а новых детей приходило все меньше. Когда я пришел в школу, в первый класс набрали 13 человек. Это означало коллапс, и следующий год обещал стать, по большому счету, годом закрытия школы. Все это понимали: и педагогический коллектив и родители, и начальник районного управления образования. В то время начальником городского управления по делам образования был А. И. Кузнецов, который услышал наши доводы и пошел нам навстречу, за что я ему очень благодарен. Он дал шанс возродить среднюю школу, и уже в следующем году мы производили набор именно в среднюю школу, добавив сразу два класса. Это был серьезный толчок в развитии школы.

Это одна из крупных побед всего педагогического коллектива и родителей, которые писали ходатайства и помогали нам. Это один из шагов к тем успехам, которые школа достигла в дальнейшем.

 – В апреле 2010 года произошло еще одно знаковое событие – объединение двух школ, 130 и 143. С чем было связано такое решение?

 – Связано с рядом причин. Главная причина заключается в следующем: мы получили статус средней школы, но численность учеников была довольно небольшой – 320 человек, то есть мы выросли, но не так, как хотелось бы. По прогнозам, лет через 10 мы достигли бы только шестисот-семисот человек. В то же время экономические расчеты говорят о том, что в условиях нормативного финансирования минимум учащихся для оптимального функционирования средней школы (заработная плата учителям, коммунальные расходы и прочее) должен составлять 600 человек. Детей не хватало ни в здании школы №143, ни в 130-й школе, поэтому было принято решение об объединении этих двух школ. Опыт такой в Челябинске есть, и есть определенный экономический эффект, так как в условиях действующего теперь законодательства филиал получает дополнительное финансирование на ребенка. Мы не только объединились, но и  увеличили количество детей, и получили дополнительное финансирование на филиал, что самым благотворным образом сказалось и сказывается на заработной плате учителей.

Перечисляя плюсы объединения двух школ для самих учеников и их родителей, Иван Васильевич привел целый набор преимуществ, среди них можно выделить главные:

- увеличение заработной платы учителей рождает у них большее желание работать, стимулирует их к более качественному выполнению своего дела, а совместные (для двух школ) педагогические семинары позволяют обмениваться бесценным опытом;

- объединение двух школьных зданий – это объединение ресурсов для максимального использования их учащимися. В частности, теперь у школьника есть возможность бесплатно, без лишних договоренностей и оформления репетиторства получить необходимую специальную подготовку по одному из предметов у более сильного педагога в здании соседней школы, поскольку юридически обе школы представляют одно целое. «Мы интегрируем образовательный процесс в единое целое, – продолжает Иван Васильевич. – У нас нет двух отдельно стоящих школ, у нас есть два здания, которые работают в режиме одного образовательного учреждения. Здесь один педагогический коллектив, и многие педагоги работают в двух зданиях попеременно, поскольку их услуги пользуются колоссальным спросом со стороны учащихся»;

- если у ребенка возникают проблемы, недопонимание с одноклассниками или классным руководителем, он свободно может перейти в класс соседнего здания школы и попробовать себя там;

- при слиянии соединились и материально-технические ресурсы двух школ, благодаря чему сегодня ученики могут сделать выбор среди 24-х кружков и спортивных секций. В школе на два здания работают пять спортивных залов: 2 больших спортивных зала, малый зал, борцовский зал и тренажерный зал. Такие возможности позволяют существенно разнообразить досуг учеников.

У каждой школы свой имидж!

 – В этом году филиалу 130-й школы исполняется 60 лет. Планируете ли Вы как-то по-особенному отметить эту значимую дату?

 – Обязательно. У нас вообще получается три юбилейных даты. Будем перечислять по старшинству: одна из них связана с днем рождения филиала, который образован в 1951 году; другая юбилейная дата связана с юбилеем главного корпуса – школа №143 была образована в 1965 году, и в 2010 мы отмечали 45 лет. И третья дата, самая молодая – 26 марта 2010 года, когда мы получили документ об объединении двух школ. Так, у нас получается три дня рождения, и мы три раза в течение пяти лет будем отмечать эти даты.

В декабре 2011 года запланировано проведение 60-летнего юбилея филиала. В первую очередь, конечно, хочется поздравить весь коллектив, в котором я работал и работаю. Постараемся сделать так, чтобы каждый его член, даже самый молодой специалист, не остался без должного морального поощрения. Безусловно, готовится встреча выпускников.

Есть у нас еще одна категория гостей, одна из самых ценных – это наши ветераны. Бывают среди них и такие, у которых всего две записи в трудовой книжке: «принят на работу» и через тридцать лет «уволен с работы». И больше ничего, абсолютно чистая трудовая книжка, только на страничке «Поощрения» перечислены все их грамоты и награды, для которых порой и страничек не хватает, так их много. Отдельные мероприятия запланированы для учащихся. Не хотелось бы раскрывать сейчас все секреты, но юбилей точно будет хороший, запоминающийся, будем рады видеть на нем всех.

 – Обращаясь к современному этапу развития школы, нельзя не обратить внимания на то, что Вы как молодой директор активно используете в образовательном процессе современные информационные технологии. Это видно даже на примере сайта Вашей школы, очень разнообразного, с Интернет-премной, ученическим форумом. Что бы Вам еще хотелось осуществить в этом направлении?

 – Вообще, сегодня один из главных вопросов, который лежит на плечах директора школы, помимо качества образования, это, конечно развитие материально-технической базы и информатизация. Компьютеризация способствует повышению эффективности образовательного процесса за счет оптимизации всевозможных ресурсов при поиске и обработке информации. К тому же, мы не можем забывать про такой глобальный ресурс как Интернет, и сегодня каждый ученик нашей школы может получить бесплатный доступ в школе.

Информатизация – это замечательный инструмент для того, чтобы получить обратную связь. Не секрет, что сегодня многие родители в силу большой занятости на работе  не могут регулярно посещать школу и контролировать процесс обучения и воспитания своего ребенка. Таковы реалии сегодняшнего дня. Для того чтобы родитель мог оперативно узнавать о том, как учится его ребенок, во всем Челябинске действует программа «Сетевой город "Образование". Наша школа не исключение. Работая на компьютере, я могу выйти в Интернет на сайт школы и посмотреть, как мои учителя выставляют ребятам оценки, и как учится каждый конкретный ученик. Также любой родитель может зайти на сайт 130-й школы, на страницу «Сетевой город» и, введя персональный логин и пароль (их мы с сентября раздаем каждому родителю), посмотреть успеваемость своего ребенка. Уже после этого можно разговаривать с учителем на предмет того, как можно исправить ту или иную оценку. Подобная практика повышает эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса и самым положительным образом влияет на качество образования.

Сайт – это для нас средство связи. Там есть и моя Интернет-приемная, куда приходит много вопросов, часть из которых выкладываются на сайт, а другие в силу конфиденциальности мы решаем с родителями индивидуально. Это реакция на то, как работаешь ты, как работает школа. Так руководитель школы получает сигналы о том, на какой участок работы обратить внимание, где происходит недопонимание или, наоборот, качественно работает тот или иной педагог.

В сегодняшней ситуации очень важно рассказать о своей работе и поэтому сайт – это еще и средство донесения информации о том, что мы делаем, как и что происходит с ребенком в школьных стенах. Здесь опять же вопрос конкуренции. Чем больше родители знают о школе, тем лучше складывается общая картина, формируется образ, так называемый имидж школы. У каждой школы свой имидж: одна сильна спортом, другая – гуманитарными знаниями, третья – физико-математическими, а в четвертой школе просто добрые отношения, талантливые дети и чуткие педагоги настолько, что даже самый отъявленный хулиган у них будет петь, танцевать и говорить вежливо, правильным языком. Каждая школа хороша по-своему!

– А чем отличается Ваша школа?

– Наша – самая лучшая!

– Это разумеется! А если подробнее?

– Знаете, у нас достаточно сильно развито спортивное направление. К нам приезжают учиться дети, спортивные «звездочки», даже из области. Вот сейчас в 11-ом классе учатся двое ребят-баскетболистов, которые, несмотря на мой высокий рост, уже давно меня обогнали. Теперь – не важно, что я директор – мне приходится смотреть на них снизу вверх. К этим ребятам уже сейчас поступают предложения из высшей баскетбольной лиги, и я уже чувствую, что как только они закончат школу, будут играть если не в основном составе, то в «дубле» ведущих московских клубов точно. Недавно также из области к нам приехал учиться Сергей Чигирь, занимающийся армрестлингом. В декабре 2010 года на турнире в Лос-Анджелесе он стал чемпионом мира среди юниоров в своем весе. Школа долгое время держала первое место по баскетболу в районе. На хоккейном турнире «Золотая шайба», где всего четыре возрастные категории, в двух из них наша школа в прошлом году участвовала и в обеих одержала победу. В прошлом же году девушки заняли первое место по волейболу. То есть у нас сильные спортивные традиции.

Сейчас мы достаточно серьезно развиваем кадетское направление. К нам пришел замечательный педагог, в звании подполковника, который не только знает и может преподать строевую подготовку, но и пользуется всеобщим уважением. Мы уже заключили договор о сотрудничестве с воинской частью №7438, расположенной недалеко от нас, которая стала нашим социальным партнером. Кадетство мы развиваем во второй половине дня, каждый час расписан: и хореография, и вокал, и строевая подготовка, и тактические действия, легоконструирование – кадет должен все уметь. Кадетство – это вовлечение ребенка в самые разнообразные виды деятельности, где он сможет потом себя найти. Даже если он не станет в будущем военным (хотя у нас есть ребята, которые обучаются в высших военных учебных заведениях), ему смогут пригодиться навыки, полученные в это время.

 – Ваша школа далеко не единственная даже в этом районе, имеющая кадетский класс. Чем Вы руководствовались, создавая кадетский класс, какие цели перед собой ставили?

 – Здесь целый комплекс задач и целей, главная из которых – помочь детям сформировать гражданскую позицию. Не секрет, что сегодня по результатам различных исследований ценностно-ориентированной парадигмы у молодежи такие понятия, как «Родина», «честь», «патриотизм» находятся где-то в конце списка. В конечном итоге это влияет на позицию гражданина, влияет в целом на развитие страны. Мы как педагоги не можем не задумываться об этом, для нас важно, чтобы за счет работы у ребенка сформировалась адекватная гражданская ценностная позиция, чтобы он понимал, почему люди стремятся защитить свою Родину. С другой стороны, для нас важно прививать детям дисциплину. Ведь кадетство все-таки предполагает чувство ответственности, "чувство локтя", товарищество, и представляет собой элемент социализации.

Поэтому задача как раз в этом и состоит: за счет вовлечения ученика в кадетскую деятельность сформировать у него ценностное отношение к себе, своему здоровью и окружающим людям. Это, наверное, главное. 

Начиная век учителя …под знаком интеграции

– Некоторое время назад 130-я школа заключила партнерский договор с Институтом здоровья и экологии человека  ЧГПУ. Что дает Вашим ученикам подобное сотрудничество?

– Да, действительно, мы не первый год работаем с Челябинским институтом здоровья и экологии человека. Цель здесь одна: формирование в школе здоровьесерегающей образовательной среды. Понимаете, мы, как любая организация, соблюдаем санитарные, пожарные нормы и т.д. Но другое дело, когда из созданных нами замечательных условий ребенок вышел на улицу, встретился с друзьями, друзья предложили покурить, пришел домой – дома папа выпил и т.д. Ребенок попадает в другую среду, и получается, что влияние школы нивелируется. Нам важно, чтобы эта школьная здоровьесберегающая среда расширялась – на семью, на досуговую деятельность ребенка. Мы стремимся сохранить здоровье субъектов трех категорий образовательного процесса – детей, учителей и родителей. Нам важно, чтобы человек понимал, почему ему необходим здоровый образ жизни и между двумя видами деятельности выбирал ту, которая не принесет вреда его здоровью и здоровью окружающих людей. Мы проводим разные мероприятия, направленные на это: просветительские, спортивные, научно-методические. Например, мы стремимся, чтобы у нас в каждом классе было по две доски. Зачем? Очень просто: ребенок сидит на уроке, смотрит на одну доску, через 10 минут учитель перешел к другой доске – ребенок поворачивается, а, значит, совершает движение, кости, мышцы, суставы при этом не так страдают от статической нагрузки, обеспечивается подвижность во время урока. Таких приемов масса: зарядка в начале дня, подвижные игры и многое другое.

 – 2010 год был годом учителя. Как Вы его оцениваете, и какие выводы сделали для себя?

 – Хорошо уже то, что был объявлен «Год учителя», что было привлечено внимание к профессии учителя. Не секрет, что сегодня престиж ее подает, есть вопросы, связанные с притоком молодых кадров.  Молодежь не всегда стремится попасть на работу в школу и энтузиастов, которые приходили бы учить детей по призванию, к сожалению, не так много. Год Учителя – это один из способов возродить престиж учительской профессии, это благое намерение. И я это только приветствую. Есть вечные профессии: врач, юрист, к ним же относится и учитель. От того, как мы воспитаем наших детей, зависит будущее страны. Фактически в руках учителя находится завтрашний день.

Наверное, в каждой школе год учителя прошел по-разному, для нас прошедший год ознаменовался объединением – это большой плюс, как для школы в целом, так и для каждого отдельного работника. Год ознаменовался  повышением заработной платы учителей. Кроме того, к нам пришли новые интересные педагоги, на которых мы делаем ставку, и они уже активно включились в образовательный процесс. В нашем педагогическом сообществе мы сделали для себя вывод: «От года Учителя – к веку Учителя». Поэтому и администрация, и каждый конкретный педагог – мы вместе будем делать все, чтобы профессия учителя была более престижной и чтобы дети и родители, приходящие в школу №130, получали только удовольствие и радость.

– Подводя итог нашей беседе, поделитесь, пожалуйста, своими планами: каких перемен ожидаете от наступившего года, какие цели ставите перед собой?

– Для меня самая главная задача – оптимизировать имеющийся ресурс. Для нас будет важно так выстроить образовательный процесс, чтобы он был максимально удобен для учеников и для родителей. Считаю, что 2011 год пройдет для нашей школы под знаком интеграции, объединения двух школ в единое целое. Я оптимист, и уверен, что в школу придут и молодые, и немолодые, но опытные педагоги-профессионалы. Мы на это очень рассчитываем и делаем все для того, чтобы в конечном итоге было хорошо нашим детям и людям, здесь работающим. Я думаю, что поскольку 2011 год будет годом космонавтики, успехи наши будут космическими. Нужно ставить перед собой глобальные цели, мы их поставили – мы их достигнем! 

Юлия Киричек

 

 

1435
Популярное
Лента новостей