17.02.2011 09:19

Директор МОУ СОШ № 73 Леонид Шевчук: «Если любишь детей, директором быть очень легко!»

Рейтинг: 0
Директор МОУ СОШ № 73 Леонид Шевчук: «Если любишь детей, директором быть очень легко!»

- Путь до должности директора школы оказался долгим и тернистым?
- Учителем я стал благодаря Петру Сумину. Он пригласил меня в свой кабинет, будучи первым секретарем райкома комсомола, и посоветовал пойти в профтехучилище мастером производственного обучения. Тогда была проблема в мастерах. Я до этого был монтажником-высотником и неосвобожденным секретарем комсомольской организации. Работой с молодежью интересовался, поэтому с радостью послушал совета. Комсомол – это была организация, которой сейчас, к сожалению, нет равных, и не будет. Потому что сегодня людьми движет корысть. Я не говорю, что это плохо. В чем-то даже очень хорошо. А раньше нами двигала идея. И это было гораздо важнее. Поэтому я даже не спросил тогда у Петра Ивановича, какую зарплату буду получать. Раз меня райком комсомола направил, значит, нужно идти. После обучения стал работать мастером производственного обучения в ПТУ № 60. Вскоре меня выдвинули на должность заместителя директора училища, для чего мне пришлось окончить педагогический институт (исторический факультет). Параллельно преподавал, а вскоре стал директором.
 
- Наверняка пришлось столкнуться с трудностями, проблемами, требующими немедленного решения?
- Да нет. Вы знаете, если директор говорит только о трудностях, ему нужно уходить с этой работы. Скажу лишь, что директору школы трудно себя настраивать, формировать. Тк как я работаю с молодежью от 7 и до 17 лет, поэтому в чем-то приходится себя убеждать. Например, работать с компьютером. Хотя я бы с большим удовольствием почитал книжку, так как она греет душу, а компьютер нет. Работа директором – очень интересная, творческая, постоянно творческая работа. Осознание того, что твои мысли, твои чаяния вливаются в детскую культуру – это много значит. Школа – это прежде всего директор. Не потому что я такой эгоист! Но от того, как мыслит директор, насколько он грамотен в сегодняшнем дне, настолько и школа продвинута.
 
Если ты любишь детей, директором быть легко! Директор – он не начальник в школе! Здесь идет процесс формирования личности. Нельзя приказывать учителю, который закончил такой же ВУЗ, как и я. Он владеет теми же методами. Но организация учебно-воспитательного процесса лежит на директоре. Он должен видеть слабые места, и должен туда вникать.
 
Прежде чем стать директором, я много прошел ступенек различных. В том числе был заместителем председателя райисполкома. Курировал много направлений, включая и образование. Бывало, за день принимал человек по 50, работал с 9 утра и до 9 вечера. Проблема была не в том, что было тяжело. А в том, что ты не можешь ничем помочь. Люди идут в орган власти для того, чтобы получить помощь. Прежде всего я видел проблему в социальном образовании. Поэтому, имея педагогическое образование, спроектировал эту школу № 73, ушел из райисполкома и стал строить. Для начала мы закладывали социальные основы – те ценности, которые важны для человека сегодня. А для того времени важным было, чтобы ребенок в школе по месту жительства получил максимально тех.. есть такое выражение – «услуг», но я категорически против! Мы не сапожники, мы не оказываем услуги! … Ребенок в школе должен получить основы культуры. А этими основами, прежде всего, является искусство, спорт, физкультура. И каждый ребенок должен учится здесь, по месту жительства. К примеру, у него есть проблемы со здоровьем, особенности развития – он не должен ездить в различные интернаты.. Ребенок живет здесь, в соседнем дворе, играет со своими друзьями, и с ними он идет в один класс! Несмотря на то, что у него проблемы какие-то есть. Во дворе же эти проблемы никому не мешали! Мы являемся одной из школ, которая принимает всех детей, с разными особенностями развития. Мы разработали технологию, я на этой технологии даже защитил диссертацию. Очень важно еще то, что к нам ведут детей. Потому что мы первые классы формируем с учетом наклонностей ребенка к тому или иному виду искусства или спорту. В 2010 году набрали шесть первых классов: музыкальный, легкоатлетический, класс лепки, хор-класс, класс шахмат и т.д. В этом  учебном году попытаемся сформировать класс биатлонистов. Может быть, даже получится набрать класс фигурного катания. И никто не заставляет никого! У нас система: родитель приходит с ребенком, начиная с мая месяца, и проходит собеседование… Смотрят специалисты, 5-6 человек, специалисты тех областей, какие классы мы набираем. И советуют или не советуют поступать в данный класс. Родитель принимает этот совет или не принимает. Мы в школу по микрорайону всех берем. Но у нас все равно не по микрорайону обучается 40% детей! Социальная составляющая важна для «продвинутых» родителей. Не тех, которые хотят любыми путями накачать ребенка знаниями, чтобы обязательно оформить ученика в ВУЗ, а тех, которые хотят воспитывать ребенка естественно! Мы работаем над тем, чтобы получить лицензию, и благодаря ей будем выдавать документ о начальном музыкальном образовании. Ведь музыке мы обучаем детей полностью по программам школы искусств. Цель нашей деятельности – ребенок должен всесторонние получить познания. Наши дети занимают призовые места на конкурсах, олимпиадах. В данный момент у нас сформировано 54 класса, где проходят обучение 1562 ученика. В школе трудятся 174 работника, из них 96 педагогов.
 
- Приходят ли к Вам в школу молодые учителя–энтузиасты с горящими глазами?
- Насчет горящих глаз – это пафос такой, это неприемлемо! Сегодня это как-то уже не принято. А в целом у нас не так много и мест рабочих. У нас текучесть небольшая, сплоченный коллектив! Например, праздник 8 марта мы нашим педколлективом встретим на Зюраткуле, выезжаем на три дня. Раза два в год ходим на Таганай в горы, сплавляемся по нашим рекам, даже ходили в Карелию по реке…. Мы в нашем коллективе не стремимся командовать. Любой новый человек просто обязан иметь свое мнение, конечно, аргументированное! Если учитель имеет право внести свое мнение, он не боится, что его за это накажут. И ученики этого учителя тоже будут иметь свое мнение! И дети будут свободно рассуждать! Это очень важно: сформировать ту демократическую личность, которая нам нужна. А демократия – это не что иное, как 100% исполнение существующих законов. Уж какие ни есть законы, принимают их те люди, за которых мы голосовали.
 
А насчет горящих глаз, чтобы дополнить.. не могут они гореть так! Девушка-учитель – это особая личность. Она себя высоко ценит, все равно же человек. Она должна иметь семью, стать мамой, выйти замуж.. Поскольку она учитель, это некий диагноз, что ли.. Не все учителя ходят туда, где можно удачно познакомиться. Кроме того, каждому человеку, особенно на пороге создания семьи, необходимо иметь свое жилье. И не может учитель здесь заработать столько, чтобы купить жилье или взять в ипотеку. Зарплата не позволяет вот этим глазкам гореть. Но в целом мы все знали, что шли на педагогику. И мы рады, что работаем здесь. Людям, по-видимому, тоже нравимся, коль скоро к нам хотят детей привести.
 
- Как Вы смотрите на то, что старшеклассники будут сами выбирать себе предметы для изучения?
- Я еще директив относительно ФГОСТов не получал, поэтому ответить сейчас на вопрос не могу. Но ожидания очень позитивные. Это как раз то развитие, которым мы в нашей школе уже 20 лет занимаемся! Мы формируем первые классы именно с этой точки зрения. Мне импонирует тот факт, что учитывается выбор ребенка. Мы сегодня шумим на детей: «Если ты не выучишь тот или иной предмет, не сдашь ЕГЭ!», а он даже не понимает, для чего ему это. У него свои интересы, ценности. Почему мы, люди старшего поколения, диктуем ребенку, что делать, навязываем свою точку зрения? На ненужный ему предмет ребенок тратит много времени, сил, а КПД там низкий. А на любимые, интересные предметы остается очень мало времени. Если уделять больше времени и сил профильным предметам, дети будут более «продвинутыми»! Вопрос в том, как это будет осуществляться. Но в любом случае, не надо насиловать ребенка! Я «человек государев», как только мне придет циркуляр, я буду его исполнять, и, в общем-то, со знанием. Это важно.
 
- Как считаете, какую роль в воспитании ребенка играет школа? Если ребенок родился в неблагополучной семье – школа поможет или шансов нет?
- Я всегда родителям говорю одну и ту же фразу: «Если Вы приходите с ребенком к директору с какой-то проблемой, и директор тут же советует не волноваться и обещает помочь, этого директора нужно лечить от самоуверенности!» Потому что это невозможно! Школа учит знаниям, умениям, навыкам, предмету, это да! И то, если и родитель, и ученик будут настроены на продуктивную работу. Есть, конечно, проблемные семьи, которые мы держим на контроле, подключаем социальные органы. Эти моменты мы отслеживаем.
 
- Скажите, за все время работы в должности директора был ли ученик, который удивил Вас больше всех других, неважно: поступком, высказыванием, способностями?
- Я вижу таких учеников каждый день. Вот свежий пример: на днях выхожу из школы, навстречу бежит девушка. В прямом смысле этого слова кидается мне на шею. Смотрю, это же наша выпускница, чудо-девочка, приехала из Санкт-Петербурга на каникулы. И таких много! Меня радует, что в сейчас в молодежной сборной по хоккею играет наш бывший ученик. Есть и негативные моменты, но о них говорить не надо. Школа – живой организм. Здесь все, как в нормальной семье. Но больше все-таки прекрасного! Идешь, бывает, и видишь: гуляют молоденькие девочки с колясочками. Вот недавно еще, на линейке первого сентября, стояли с косичками – и уже ребеночка своего показывает, знакомит: «Это мой директор!» Это же очень здорово!
Добрее надо быть! Вы знаете, что если ребенка гладить по головке, он добрее будет? Я никогда не забуду один случай. Я преподаю в университете, и на одной из лекций проходил по рядам, говорил об этом и одну девочку по голове погладил. На следующем занятии она подошла ко мне с просьбой: «Леонид Ефимович, а Вы погладьте меня еще, пожалуйста!» Это же очень много значит! Подарить свое тепло гораздо важнее, чем, например, дать денег! Это очень здорово, что мы помним наших детей, всех, что они прекрасны!
Хочу пожелать ученикам, их родителям и своим коллегам радости в жизни. Если она есть, значит, люди для этого что-то сделали. Сама по себе радость не придет. Лишь труд даст эту радость. Новый год уже прошел, начались рабочие будни… Поэтому только труд, только труд..
 
- Есть ли у Вас как у директора школы мечта, осуществление которой Вы ожидаете от наступившего года?
- Я реалист, где-то даже авантюрист. Директор должен быть авантюристом, в хорошем смысле этого слова. А все эти мечты, загадывание желаний… У меня уже возраст не тот! Как гласит пословица: «Дорогу осилит идущий!». Поэтому не ждите Нового года, дерзайте! Лишь бы здоровье позволяло.
 
- Какими традициями гордится Ваша школа?
- Учебный процесс мы начинаем с того, что ежегодно всей школой ходим на Соколиную гору в Каштаке на два дня. Дети наравне с учителями ходят в походы, на сплавы; есть скаутское движение. Сейчас по пьесе нашего преподавателя ученики готовят спектакль «Нет курению!» с очень интересным сюжетом. К сожалению, созданию каких-либо еще традиций мешают условия: у нас две полные смены, с 8 утра до 8 вечера. Зато есть такая традиция: придешь в воскресенье – школа полная, кипят работой оба спортзала и театральный зал. Для дополнительных клубов у нас нет просто помещений. Учеба, учеба, учеба..
 
Ульяна Закомолдина
 

400

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей