21.02.2011 09:02

«Мертвая точка»: образование в фокусе или фокус образования?

Не понимаю, почему при стольких затратах и усилий в системе образования, так трудно сдвинуть дело с мертвой точки.

Рейтинг: 0
«Мертвая точка»: образование в фокусе или фокус образования?

Не понимаю, почему при стольких затратах и усилий в системе образования, так трудно сдвинуть дело с мертвой точки. Экономисты подсчитали, за время реформирования отечественного образования с 1991 по 2001 год было потрачено столько средств, что каждому учителю можно было бы платить заработную плату в два раза большую в течение 50 лет! А каков результат реформ?

С одной стороны, сделано много: компьютеризация и информатизация, внедрение концепции профильной школы, введение демократических институтов и государственно-общественного управления, новое содержание образования (стандарты первого и второго поколения), наконец, единый государственный экзамен и новая форма государственной итоговой аттестации. Образование в фокусе главных общественных перемен. И люди в системе, казалось бы, работают правильные, работоспособные, ответственные. С другой стороны, отчего результат заставляет себя так долго ждать? Что за фокус такой с образованием?
 
Может, люди просто устали? Их человеческая энергия, внутренний ресурс обнуляется, движется к мертвой точке? Они так много должны делать. В среднем рабочий день учителя составляет 11 часов в сутки плюс суббота и воскресенье. А средний возраст работников системы образования – 50 лет.
Современный учитель в идеале - энергичный и продвинутый. Он эффективно социализирует молодых людей в динамичной, гибкой, сверхскоростной, с лавинообразными потоками информации жизни. На деле это большая редкость.
 
У нас замечательные учителя. Но в основном они имеют иной социальный опыт, у них другие ценностные ориентации, иное мироощущение. Они обременены своим социально-экономическим положением. Живут с мыслью, что их способности эксплуатируются, а их труд оценивается неадекватно. Поэтому и базовое мироощущение учительства – отнюдь не оптимистичное. Наоборот, скорее, присутствует неверие в социальную справедливость. И учителя работают из последних сил. Кроме того, далеко не все владеют информационными технологиями. В обычной массовой школе, как правило, минимум ресурсов, называемых информационными. Многие отстают от детей, которых учат, даже в знании иностранного языка. Информация, которую получают сейчас дети из разных источников, широка и многообразна. А учитель придает глобальное значение стандартному содержанию образования, знаниям, умениям, навыкам, компетенциям школьников.

Был проведен такой эксперимент. Двумстам талантливым детям в возрасте от 5 до 15 лет задали вопрос, чего они ждут от процесса обучения. И все дети, оказалось, испытывали ту или иную степень возмущения по поводу учёбы. Речь шла не о типе, качестве и содержании образования. Дети хотели в целом изменить подход учителей, а именно то, КАК преподносится содержание, с каким отношением!

Сейчас говорят о том, что новую школу может создать только новый учитель. Но современность начинается с отношения к себе, к людям, к миру. Человек вообще, и не только учитель, чтобы счастливо жить, должен соответствовать духу времени, понимать его. Должен уметь принимать объективные обстоятельства, в которых живет, и уметь преобразовывать их. Иначе трудно ощутить себя, найти свое место в этом мире, в этом времени и пространстве. Чтобы воспитать счастливых людей, надо для начала счастливым БЫТЬ! Чтобы воспитать талантливых, надо талантом СТАТЬ!
Дефицит людей, способных к творчеству, будет нарастать. Одной из задач Болонского процесса как раз и является создание благоприятных условий для перекачки в условиях демографического спада талантов в развитые страны Европы, в которых сегодня не хватает 700 тысяч научных работников. Человеческий капитал, творческий, обладающий качествами, отвечающими вызову времени – важнейшая современная проблема. А чем же занимается мы тут, в школе? «Созданием человека!». Но создатели людей должны прежде творчески осознать и создать себя.
 
Задача модернизации системы образования, наверное, может быть решена за счет перехода системы на новую модель обучения. Необходимы новое понимание сущности образованности, образования и, следовательно, его новая система. Что касается учебного заведения, в его силах создать для этого нужные условия, реализовать модель образования, формирующую такое пространство, которое способствовало бы развитию всех способностей человека, и учителя и ученика, развитию его собственного жизненного проекта.
 
Истинный фокус образования в том, чтобы сделать себя образованным, сотворить свой уникальный и неповторимый ОБРАЗ. Это по силам только самому человеку. Но школе сегодня остро не хватает учителей, способных к творчеству, к научному типу мышления. Сдвинуть систему с мертвой точки – это значит привлечь в школу инициативных, молодых, творческих педагогов и научить быть современным учителем тех, кто хочет и может учиться.
Воспитать ОБРАЗованного, творческого ребенка может только ОБРАЗованный, творческий педагог, уникальный и неповторимый, творящий образ себя самого, образы пространства вокруг себя и помогающий выстроить свой жизненный сценарий своему воспитаннику.
 
Переход на новые федеральные госстандарты общего образования в ситуации тотального ухудшения знаний детей, трудностях с самостоятельным выбором предметов, возможной невостребованностью тех или иных предметов, а значит и учителей, вследствие «демократического волеизъявления» обучающихся низким уровнем и качеством материально-технического оснащения лишь добавит проблем российской школе. 
 
Современная ресурсная российская школа, занятая поисками талантов, планируемая в недалеком будущем с высоким уровнем материально-технического обеспечения учебного процесса и обновленным содержанием образования, безусловно, решает множество государственных задач. Но главным средством перехода системы на новый курс, был, есть и остается учитель. Именно поэтому приоритетной является четкая профессиональная позиция «Кадры решают все», и основные капиталовложения отрасли необходимы именно в этот ресурс.
 
Елена Киприянова, доктор педагогических наук, руководитель отдела научной работы ГОУ ДПО ЧИППКРО

 

175
Популярное
Лента новостей