23.02.2011 09:27

Галина Куренная, директор школы №75: «Уверена, что стала педагогом по призванию!»

Порой идея одного целеустремленного и неравнодушного человека способна не только обрести достойное воплощение, но и стать началом дела, важного для десятков людей.

Рейтинг: 0
Галина Куренная, директор школы №75: «Уверена, что стала педагогом по призванию!»

Порой идея одного целеустремленного и неравнодушного человека способна не только обрести достойное воплощение, но и стать началом дела, важного для десятков людей. Однажды такая идея в определенном смысле открыла новый этап жизни одной из челябинских школ. Об этой уникальной истории с продолжением, а также о том, какие ученики всегда остаются в памяти любого педагога, и что особенно ценит в учителях-профессионалах школьный директор, нам рассказала руководитель школы №75 Галина Владимировна Куренная.
 

Под счастливым числом

 
– Наша встреча приходится на праздничные для Вашего учебного заведения дни: 4 февраля школа №75 отмечает свой День рождения. Как Вы планируете отметить этот, один из главных школьных праздников?
– 4-го февраля 1994 года впервые порог школы переступили дети. Это был очень морозный февральский день. Мы считаем именно этот день днем рождения школы, хотя официальный акт приема учебного заведения был подписан в конце декабря 1993-го года.
Ежегодно, вот уже в семнадцатый раз мы отмечаем этот праздник, где чествуем лучших учеников, победителей различного рода предметных олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований, а также учителей, которые воспитали этих детей. Это праздник не только нашего школьного сообщества, мы приглашаем на него и родителей учеников, и наших социальных партнеров. Так, в прошлом году немало поспособствовал проведению этого праздника депутат Городской Думы от нашего округа Дмитрий Викторович Петров. Традиционно, мы проводим его в различных учреждениях Челябинска: отмечали его и в Оперном театре, и во Дворце культуры «Станкомаш» и, конечно же, в школе. В этом году – в связи с карантинными мероприятиями – мы планируем провести торжества в последний день перед весенними каникулами, скорее всего также во Дворце культуры «Станкомаш».
 
 – Расскажите о своей истории в этой школе.
 – Я проработала в Ленинском районе всю свою жизнь. Сама заканчивала 34-ю школу, куда и вернулась работать после окончания ВУЗа учителем физики, а позже работала завучем по учебно-воспитательной работе. В 1992 году мне предложили стать директором 75-й школы, получается, что в этой должности я работаю со дня основания школы, уже 18 лет.
Получилось так, что моя судьба постоянно вращалась вокруг цифр 34 и 75. Мы в нашей школе вообще считаем, что число 75 – счастливое число: 7, если верить приметам, само по себе сулит нечто хорошее, 5 – это высшая школьная оценка, а вместе они несут двойное счастье. В то же время 3 и 4 (номер моей первой школы) в сумме дают семерку – снова то самое счастливое число.  
 
– Вашей школе присвоен статус федеральной площадки по пропаганде здорового образа жизни…
 – Не конкретно нашей школе. Дело в том, что весь Ленинский район носит статус такой площадки. А поскольку мы находимся в Ленинском районе, то также являемся частью этой программы.
 
 – А к чему обязывает этот статус, и каким образом Ваша школа старается ему соответствовать?
– Во-первых, мы большое внимание уделяем здоровьесберегающим технологиям, созданию условий для сохранения здоровья школьников, для этого учителя должны обладать специальными навыками. Здесь заключено множество аспектов: от освещенности кабинетов и соответствующего питания до закаливания. Некоторое время назад мы работали над этими задачами совместно с клубом «Оптималист», функционирующим в нашем районе и довольно известным в городе. Супруга директора этого клуба организовала наших школьников вместе с воспитанниками детского сада №421 и занималась с ними нетрадиционными методами закаливания. Сейчас координатором подобных программ в нашей школе является валеолог, Наталья Павловна Минаева. У нас есть актив, который проводит различные мероприятия, конкурсы, смотры, проходят также «Недели здоровья». Наши школьники принимают участие в районных мероприятиях по спортивно-массовой направленности, где в прошлом году заняли первое, а в этом году третье место.
 
Здоровый образ жизни предполагает большое внимание спортивной работе, и в нашей школе работает достаточно много спортивных секций, в том числе и по договорам о сотрудничестве со спортивными школами олимпийского резерва. Успешно развиваются такие виды спорта, как футбол, баскетбол, волейбол, легкая атлетика. В школе хорошая спортивная база, есть два спортивных класса – это 1Б и 5А – специализированные на общефизической подготовке.
 
– Какие еще Вы могли бы выделить отличия школы №75 от соседних учебных заведений?
–– В прошлом году мы впервые выпустили профильный социально-правовой класс, и 70% его учащихся поступили в высшие учебные заведения в соответствии с профилем. В этом году мы не открыли профильный класс, поскольку набрали только один десятый, но преемственность преподавания профильных предметов сохраняется в форме ведения спецкурсов. По этому направлению мы взаимодействовали с находящимся рядом Челябинским институтом экономики и права им. М.В. Ладошина. Между образовательными учреждениями был заключен двусторонний договор, согласно которому преподаватели этого института занимались с нашими детьми из профильного класса, вели у них спецкурсы.  
Сейчас демографическая ситуация несколько улучшается, и количество детей в нашей школе стабилизировалось. Сегодня это около шестисот человек, а когда мы открывались, в школу поступило более 1000 детей. В свое время количество первых классов у нас доходило до букв «д» и «е». В последние годы мы открываем по три таких класса.
 
Вообще мы – общеобразовательная школа, но как уже было сказано, вместе с другими школами района делаем упор на сохранении здоровья, уделяем внимание гражданско-патриотическому воспитанию. В 2010 году мы были отмечены дипломом районного Управления образования за высокие результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения.
 
– Галина Владимировна, глядя на своих учеников, их отношение к учебе вообще, что Вы можете сказать о современной борьбе новых технологий, Интернета и телевидения со старой доброй книгой? Ведь в Вашей школе очень хорошая библиотека, судя по ее посещаемости, какая сторона, на Ваш взгляд, берет верх в этом противостоянии?
– Трудно сказать. Мы ведем анализ посещения библиотеки и можем сказать, что наиболее активными ее пользователями являются ученики начальной и основной школ, а старшие ребята, если раньше приходили за какой-либо справочной, энциклопедической литературой, то сегодня знают, что ту же информацию можно найти в Интернете и чаще используют его.
 
Если вспомнить, мы формировали и собирали нашу школьную библиотеку буквально по крохам: начинали с ресурсов 34-й школы, затем помогали мои одноклассники, работающие в сфере образования, родители наших учеников, которые, перебирая домашние библиотеки, часть книг приносили в школу. И по сей день существует хорошая традиция, когда ученик, заканчивая школу, дарит различную энциклопедическую литературу младшим школьникам. Таким образом, фонды школьной библиотеки расширяются, и пополняются они из самых разных источников.
 

Единственный на Урал и Сибирь

 
Большая часть нашей беседы была посвящена уникальному музею,открытому в стенах 75-й школы 10  лет назад. Галина Владимировна поведала не только необычную историю его возникновения, но и то, почему его работа имеет значение далеко за пределами школы.
 
– История создания музея была очень интересной. Несколько лет назад в Челябинск из Риги приехала одна женщина – Царькова Александра Ивановна. В годы Великой Отечественной войны она в возрасте 6-7 лет попала в лагерь Саласпилс вместе со своим младшим братом. Вскоре брат ее умер, а Александру в числе других узников забрала одна латышская семья, работать батраками. Собственно имя «Александра» она придумала себе сама, попав в лагерь. Настоящее же ее имя – Алевтина, но поскольку в семье все называли девочку Алей, она решила взять себе имя Александра. Уже после войны ее мать отыскала Сашу, и первое время по понятным причинам им приходилось скрывать свое прошлое фашистских узников. Будучи выходцами с Украины, они приняли решение остаться на Урале: возвращение домой грозило клеймом «враг народа».
 
И вот несколько лет назад, Александра Ивановна пришла в Управление образования Ленинского района с идеей открытия в одной из школ музея, посвященного бывшим малолетним узникам концлагерей. На дворе стоял 1998 год, наша школа была в стадии становления, и мы ухватились за эту мысль. Александра Ивановна принесла очень много материалов, книг, в то время уже существовала городская общественная организация бывших малолетних узников, где были собраны альбомы воспоминаний. В итоге в 2000 году мы создали и открыли в стенах нашей школы музей.
 
Сначала это было небольшое помещение, постепенно экспозиция расширялась, и музей переехал в более просторное помещение. Естественно, что подлинных экспонатов в нем нет: есть фотографии, представлено очень большое количество книг, принесенных Александрой Ивановной и другими узниками, мы воссоздали макет лагеря Бухенвальд, витражи, изготовленные по фотографиям. В 2000 году по рецепту, найденному также в одной из книг, повара нашей школьной столовой испекли так называемый «остброт» – буквально «восточный хлеб», это тот хлеб, которым кормили узников концлагерей. Я всегда подвожу посетителей музея к стенду с этим хлебом – небольшой такой кусочек, который вот уже много лет не плесневеет, что говорит об отсутствии в нем каких бы то ни было нем «живых» компонентов.
 
Сейчас, когда Александра Ивановна уже умерла, с нами тесно сотрудничает ее муж Игорь Анатольевич Царьков, продолжающий дело, начатое супругой. Работе музея также помогает общественная Организация бывших малолетних узников фашистских лагерей, у нас есть Совет школьного музея, в котором ребята поделены на группы и занимаются поисковой работой, сбором информации, изучением документов, воспоминаний, составляют летописи. На основе материалов музея дети пишут следовательские работы, рефераты, которые затем представляют на различных конкурсах и конференциях. Руководителем музея является учитель истории Ольга Васильевна Лукоянова. Наш музей награжден памятной медалью Организации ветеранов войны и труда, и нам очень почетно, что школьный музей является единственным в Урало-Сибирском регионе. Подобные ему существуют только в средней полосе страны и в Москве.
 
Наконец, у городской Организации бывших малолетних узников фашистских лагерей всегда была мысль где-то в городе поставить памятный знак, посвященный этим героям. Существовали различные проекты по месту его размещения, в конечном итоге остановились на территории нашей школы, поскольку в ней работает тематический музей. Памятник был открыт в 2005 году, автором его является член Челябинского отделения Союза художников России, скульптор Денис Евгеньевич Варгот. Монумент представляет собой сложенные человеческие ладони, держащие Земной шар; он опутан колючей проволокой, через которую пробивается из земли живой росток. Смысл этого памятника в том, что, не смотря на все исторические перипетии, жизнь рано или поздно возрождается. Территория вокруг памятника благоустроена: выложены дорожки, высажены цветы, а вокруг школы недавно появились маленькие молодые деревца – это Аллея славы, созданная нашими ребятами совместно с Организацией бывших узников. За каждым классом закреплена определенная территория, чтобы деревья не погибли и всегда были под присмотром.
 
Хотела бы также сказать, что в нашем музее очень много посетителей, в том числе школьники из других районов города. 11 апреля каждого года мы отмечаем Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, на протяжении последних лет в школе проходят городские мероприятия, с участием бывших узников, а также представителей администрации города и района, проводятся митинги, концерты.
 
 

Хочется работать, засучив рукава

 
 – На сайте Вашей школы приведено очень точное высказывание известного в области образования человека Шалвы Александровича Амонашвили «Улыбка моя, где ты? Без нее не выбирают педагогическую профессию». А какие, на Ваш взгляд, качества необходимы учителю, чтобы стать успешным в своей работе?
– Я, прежде всего, ценю в учителе профессиональные качества, и ребята, мне кажется, тоже. Если учитель хорошо знает свой предмет, умеет донести его до учеников, использует новые технологии и приемы, то дети очень хорошо это принимают. Кроме того, в современном мире, когда ребенку не хватает доброты, простого внимания и ласки, учителя, которые могут дать ребенку все это, тоже очень ценны и нравятся детям. И такие учителя у нас в школе есть.
 
Если говорить о моем характере как учителя, то я всегда очень серьезная, строгая, люблю хорошую и добрую шутку, но к работе отношусь ответственно. Думаю, что я – педагог по призванию. Окончив школу, я поступила в тогдашний Челябинский политехнический институт, но, проучившись там некоторое время, поняла, что это – не мое. Я гуляла по улицам и представляла, что я учитель, представляла, как захожу в класс, веду урок. В итоге я поступила в педагогический институт, окончила его и пришла работать в школу.
Мой первый ученик, Ильяс Сафиуллин, у которого я в течение двух лет (девятый и десятый класс) вела физику, закончил школу с золотой медалью и также поступил в Челябинский педагогический университет на специальность «физика». Сейчас он возглавляет районное Управление образования Аргаяшского района. Другой ученик – Сергей Камшилов, выпускник 34-й школы – тоже закончил школу с золотой медалью, сейчас работает в Южно-Уральском государственном университете. Есть ученики, которыми я по праву горжусь, и необязательно, что они связали свою жизнь с физикой.
 
Вообще, на мой взгляд, в памяти учителя остаются две категории учеников: это выдающиеся своими успехами ребята и дети, имеющие проблемы в поведении, в учении. Ведь именно им, и тем, и другим, уделяется больше всего внимания.
 
 – Какие Вы ставите цели на 2011 год, какие планы с ним связываете?
 – В первую очередь, не растерять то, что мы накопили в предыдущие годы Прошла процедура аттестации школы, и мы к этому достойно подготовились. За прошлые годы мы показывали стабильно хорошие результаты по ЕГЭ, и вообще за все время работы у нас не было ни одного случая, чтобы ребенок по окончании школы не получил аттестат. Сейчас мы также уделяем большое внимание информатизации школьного образования, внедрению новых технологий, а перед директором стоит задача улучшения материальной базы. Мы увеличиваем количество кабинетов, оснащенных компьютерами с выходом в Интернет, и в идеале хотели бы оснастить все классы такими возможностями. Будем продолжать работу и по оздоровлению учащихся, постараемся открыть спортивный профиль, тем более что имеющаяся у школы база позволяет это сделать.  
Сейчас идет реорганизация 34-й школы, она на сегодняшний день считается малокомплектной, и возможно, что в следующем году эта школа станет филиалом нашей.    
 
Задача стоит и в сохранении коллектива. Он в школе очень хороший, талантливый. Не смотря на то, что коллектив у нас почти целиком женский (а в нем всегда сложнее работать: у каждого свой характер, свое видение), в целом это очень способные педагоги. Подтверждением тому служит недавно прошедший педсовет, где все прозвучавшие выступления были настолько яркими, что многие ученые могли бы им позавидовать. После окончания этого педсовета кто-то из учителей даже сказал: «Хочется засучить рукава и работать, и работать». Настрой этот меня очень порадовал! Эти слова прозвучали, не взирая, будем говорить открыто, на невысокую заработную плату учителей, на низкий статус. Главное – научить детей, это наша главная задача, к этому мы и стремимся.   

Юлия КИРИЧЕК

414
Популярное
Лента новостей