24.02.2011 15:37

Директор МОУ СОШ № 24 Наталья Боричева: «Идеальный учащийся – это патриот своей страны, гражданин, будущий семьянин, ценитель национальной культуры, специалист в своем деле!»

Рейтинг: 0
Директор МОУ СОШ № 24 Наталья Боричева: «Идеальный учащийся – это патриот своей страны, гражданин, будущий семьянин, ценитель национальной культуры, специалист в своем деле!»

- Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в школу?

- Вы знаете, я мечтала быть хирургом. Но играла в детстве всегда в учителя, даже когда еще не умела писать и читать. Все каникулы я проводила в бабушкином доме в Каштаке. Все дети с окрестных улиц собирались вместе, и мы играли в школу. Несмотря на то, что я была самая маленькая по возрасту, я всегда играла роль учителя.
 
Возможно, те детские развлечения сказались на выборе профессии. Безусловно, большое влияние имел тот факт, что в школе меня окружали замечательные педагоги. В 92 школе, где я обучалась, собралась достаточно сильная плеяда учителей, которые проводили очень интересные уроки. Поэтому по окончании школы я поступила в Педагогический институт.
 
- Какой путь Вам пришлось преодолеть, чтобы занять пост директора школы?
- В связи с семейными обстоятельствами я была вынуждена учиться заочно, чтобы иметь возможность помогать маме. Поэтому параллельно с учебой я устроилась на работу в свою родную 92 школу старшей пионервожатой, потом меня повысили до секретаря комитета комсомола школы. Управление большой массой детей, сначала учениками младших классов, а потом и более старшего возраста было не просто моей обязанностью, но и приносило удовольствие. Когда мне предложили занять пост организатора по внеклассной работе (сейчас эта должность называется «заместитель директора по воспитательной работе»), я, не раздумывая, согласилась. В это же время, я закончила четырехмесячные курсы резерва директоров школ. Так сложился опыт управленца.
 
Когда мне исполнилось 29 лет, мне предложили занять должность директора школы, и я согласилась. Мне казалось, что я могу «свернуть горы»! Хотя для тех времен было нонсенсом в таком молодом возрасте занимать такую высокую должность. Конечно, не все шло легко и гладко, но я старалась.
Самой большой трудностью стал хозяйственный вопрос, так как никогда до этого передо мной не стояли подобные задачи. Но рядом оказались надежные помощники такие, как рабочие шефствующего по сей день над нашей школой предприятия – «Челябинский Электронный Завод» (ЧЭЗ). Дружба, завязавшаяся в то время, сохранилась до сих пор. Вполне возможно, что мы единственная школа в городе Челябинске, открывшая на школьной базе музей не просто своей собственной истории, но и истории шефствующего предприятия, которое идет с нами с 1964 года рука об руку. Неофициально мы называем Челябинский электронный завод своим «старшим братом», а они нас своей «младшей сестренкой». Я считаю, что не без помощи этого союза я стала хорошим хозяйственником. До сих пор ежегодно руководством ЧЭЗа выбираются 5-6 ребят из числа лучших учеников нашей школы, которым выплачиваются стипендии. Также на 1 сентября получают подарки первоклассники; благодаря помощи предприятия пополняется книжный фонд школьной библиотеки. Это и красочные энциклопедии, и дорогостоящая художественная литература – то, что сегодня школа сама себе позволить не может.
 
Несмотря на мой юный возраст, меня хорошо приняли коллеги, мы нашли с ними общий язык. Плюсом стало также то, что в воспитательной работе 24 школы, где я сейчас тружусь, и школы № 92, где я до этого работала, было много общего. Это отряды юных армейцев, пожарников, медиков; пионерия в целом. Та и другая школа были правофлангововыми, поэтому у нас было очень много точек соприкосновения в плане воспитания детей. Кроме того, придя в 24 школу, я не начинала все с нуля, а вошла в уже отработанную систему. Если есть система и она работает, то достаточно лишь хорошо ее изучить, а дальше только вносить коррективы с точки зрения тех задач, которые ставит перед тобой государство.
 
- Какими достижениями школы за период Вашего руководства Вы особо гордитесь?
- Мы всегда шли с опережением, предугадывали то, что будет через два, три, пять лет. После кризиса 1998 года, во время перехода страны к новой экономике мы понимали, что особенно важно помочь нашим выпускникам найти свое место в жизни. Мы заключили договор с Челябинским юридическим техникумом на открытие на базе 9-10 классов групп совместного обучения. Мы давали базовую часть в школе, через два года дети получали аттестат; одновременно наши школьники являлись студентами 1-2 курсов, получая там знания по профильным предметам – это экономика, юриспруденция, позже мы стали готовить компьютерных программистов. После окончания школы наши выпускники попадали сразу на третий курс Челябинского юридического техникума, через год получая диплом полноправного специалиста. Таким образом, мы привлекли детей в старшую школу, несмотря на серьезную конкуренцию внутри нашего микрорайона.
 
Всегда наша школа была интересна тем, что у нас было достаточно серьезно развито военно-патриотическое воспитание – и во времена СССР, и в наши дни. На основе этой отлаженной системы в школе сформировался кадетский корпус. Это позволяет нам говорить о реализации программы общего образования и дополнительного. День кадета нашей школы насыщен не только математикой, химией и географией и танцами, увеличена физкультурная нагрузка, введены строевая подготовка, также он изучает такие предметы, как этикет, военная история России, уставы, Причем уроки с удовольствием посещают как мальчики, так и девочки. Мне кажется, кадетство готовит ребят к тому, чтобы все-таки вести нормальный здоровый образ жизни. На основе этого образовательного ядра идет насыщение воспитательной работой. Мы с кадетами проводим достаточно интересные мероприятия, такие, как присяга кадета, клятва воспитанника кадета начальной школы, встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, Афганской войны, других боевых точек. Детям сегодня достаточно интересно пообщаться вживую с людьми, которые еще вчера брали в руки оружие и шли защищать свою родину. Также с участием этой категории людей мы проводим Дни и Недели Памяти возле Вечного огня как Металлургического района, так и расположенного в центре города; принимаем участие в митингах на военную тематику. В 2010 году по инициативе Главы города был открыт первый кадетский бал г. Челябинска. Это очень красивое, зрелищное мероприятие, в подготовке которого принимали участие и взрослые, и дети.
 
Все эти разнообразные формы с детьми, конечно, дают результаты. Кадеты нашей школы уже в течение семи лет держат первенство района в военно-спортивной игре «Зарница», становились неоднократными победителями городского конкурса «Зарница», участники игр «С чего начинается Родина».
Чтобы попасть к нам в кадетский класс, требуется лишь желание ученика и его родителей обучаться в кадетском классе нашей школы, согласие на обучение в рамках предлагаемой программы и на ношение кадетской формы. Даже если у ребенка слабое здоровье, мы примем его, при этом освободив от части нагрузки. Сейчас повсеместно пропагандируется кадетское движение, идет разговор об открытии кадетского корпуса в нашем городе, хотя пока такие корпуса существуют только на базе школ.
 
- А как сейчас дела обстоят с кадровым составом? Молодые специалисты идут в школу?
- Могу сказать, что обновление кадрового потенциала – это проблема № 1. Нельзя сказать, что очень многие рвутся в школу, но 2-3 человека в год однозначно приходят. При этом уже в первой беседе становится понятно, останется ли человек, по глазам уже видно, пришел человек для того, чтобы переждать, или это его призвание. Сейчас у нас работает молодой специалист, учитель английского языка, Ольга Джалилова, она в течение двух лет к нам ездит из Новосинеглазово, и я верю, что это не от отсутствия вакансий в ближе расположенных к ее дому школах. И то, что наши молодые учительницы из декретного отпуска вновь возвращаются сюда, я считаю показателем того, что работать в 24 школе интересно и комфортно.
 
- Как Вы оцениваете уровень подготовки молодых учителей?
- Им очень не хватает практики. Хороший теоретический уровень – это видно и по оценкам, и по общению.. Но вот практики общения с детьми нет. Это одна из причин, что молодые учителя в образовательной сфере не остаются. Некоторые просто боятся детей. Но чаще все-таки идут в учителя по призванию, поэтому предполагают, что такое работа с детьми. Надеюсь, что новая форма оплаты труда заинтересует молодых специалистов, потому что в рамках этого механизма можно уже в первые годы работы в школе повысить свой заработок почти до уровня стажиста.
 
- Как вы относитесь к реформе образования? Каково Ваше мнение по поводу того, что в ближайшем будущем старшеклассники сами будут выбирать предметы для изучения в школе?
- На мой взгляд, в СМИ идет фальсификация документа, который на самом деле предлагается на сегодняшний день разработчиками федеральных стандартов. На самом деле предполагается четыре предмета оставить обязательными, те самые, про которые все так много и упорно говорят – Россия в мире, ОБЖ, физкультура и проектная индивидуальная деятельность, которая нужна для того, чтобы научить ребенка добывать знания самому. Ведь без этого, будь он даже отличником, ребенок не сможет ориентироваться в нашем постоянно меняющемся мире. Далее в предлагаемой программе имеются шесть областей, которые предполагают изучение и русского языка, и математики, и естественных наук. Но старшеклассник выбирает направление, интересующие его предметы он изучает в усиленном режиме, а остальные, которые, по мнению ребенка, не пригодятся в желаемой им профессии, изучаются в упрощенном, интегрированном варианте. Но нельзя изучать все предметы в упрощенном варианте. С выбором профильных предметов и направления в целом будут помогать определиться психологи, но если и с их помощью не удастся разобраться – можно будет выбрать базовый курс изучения всех предметов, такой, как практикуется сейчас.
 
Возможно, противники этих нововведений просто не разобрались в материале, не вникли в его суть, поэтому так утрированно его подают. Соглашаясь с данным проектом, мы даем право ребенку углубленно изучать профильные предметы, не отвлекаясь, не тратя силы на те предметы, к которым не лежит душа. ЕГЭ, конечно, останется, но ребенок будет сдавать его уже более подготовленным по нужным для поступления в институт предметам.
Я считаю это предложение очень рациональным. Другой вопрос, как оно будет реализовано. На мой взгляд, главная проблема в дальнейшей реализации учебного процесса. Потому что если сейчас у нас одна программа, один учебный план на 25 детей, то проект предполагает, каждый ребенок выберет свою программу – их будет максимум 6. Но я ведь не наберу по 25 человек на каждую из 6 программ. Естественно, что класс распадется. Например, сейчас есть 2 класса по 25 детей с одинаковым уровнем изучения всех предметов. А при самостоятельном выборе профильных предметов, к примеру, только четверо выберут математику, остальные 46 школьников решат посвятить время углубленному изучению гуманитарных наук. Вопрос: как будет идти оплата труда учителя? Схему решения этого вопроса мы, к сожалению, пока не увидели. Сейчас самое главное, правильно продумать механизм реализации этого проекта. При удачном решении этого вопроса результаты работы школы будут лучше. Ведь для чего все это затевается? Сейчас общество нуждается в не просто имеющем определенный набор знаний человеке, а в личности, развитой, способной найти себя, имеющей возможность легко адаптироваться к различным условиям. Раньше от выпускника требовались знания по предметам, а сегодня идеальный учащийся – это патриот своей страны, гражданин, семьянин, ценитель национальной культуры, специалист в своем деле.
 
К данному моменту готова лишь оболочка программы:ни учебников, ни технологий, ни механизмов внедрения пока еще нет.
 
- Как Вы считаете, школьной подготовки хватает для поступления в ВУЗ?
- Все зависит от того, в каком объеме ученик берет те знания, которые ему дают. ЕГЭ разрабатываются на том материале, который предложен для изучения в школе, хотя, к сожалению, не учитывается тот факт, сколько часов ребенок в школе изучает предмет. Но в любом случае для составления контрольно-измерительных материалов берется усредненный уровень знаний.
 
- Обращаются ли к Вам родители учеников с просьбами и советами? Как часто удается удовлетворить их пожелания?
- Наша школа является открытой для общения. Я сама задерживаюсь допоздна, так как это дает возможность родителям, в большинстве своем людям работающим, найти время прийти ко мне и поделиться своими мыслями. К тому же у нас в школе функционирует управляющий совет – орган, включающий в состав три категории участников образовательного процесса – это педагоги, ученики и их родители. Возглавляет его родитель одного из школьников. Надо сказать, что родители очень серьезно относятся к работе совета, поднимают волнующие их темы. Не отстают от них и дети – члены совета: смело заявляют свои права, указывают на те моменты в образовательном процессе, которые их не устраивают. Безусловно, мы, взрослые, не сдаемся без боя, рьяно доказываем друг другу свою точку зрения. Это учит детей жить, управлять, видеть, как должно быть, как лучше. И потом, мне кажется, благодаря этому они верят в нас! Потому что, если мы просто согласимся с их точкой зрения без объяснений, споров, горячих обсуждений, дети поймут, что мы просто пошли на уступки. А нам-то хочется, чтобы ребята умели отстаивать свою точку зрения. И если школьник на совете молчит, то я не оставляю это без внимания, спрашиваю лично его мнение, тогда ребенок понимает, что он здесь не пустое место. Это дает хороший стимул научить управлять: сначала школой, а потом и государством. Среди наших выпускников немало известных управленцев: Александр Починок, бывший министр труда, директора школ Виктор Манжосов (МОУ СОШ № 74) и Серышева Олеся (МОУ СОШ № 61), директор ЧЮТа Александр Большаков..
Вот эта работа – приучать учеников управлять школой, своей жизнью в целом, приводит к тому, что они в дальнейшем находят себя в управлении. Это здорово!
 
- Какими традициями по праву гордится Ваша школа?
- Есть такая традиция – формирование органа детского самоуправления. Если раньше этим занимались пионерская, комсомольская организации, где все было поставлено достаточно серьезно, то сегодня мы можем предложить для учеников 8-11 классов выборы в школьную Думу и Президента «Школьной Ассоциации Независимых Старшеклассников». Вместе с детьми, их родителями и учителями мы разработали положения, в которых прописано, какие функции можно передать детям, какие – учителям и родителям. Благодаря этому было принято решение ежегодно проводить ролевую игру по выборам школьного Президента. Выборы проходят по аналогии с выборами Президента страны, соблюдая практически все те же этапы. Это и выдвижение кандидатов, и их выступление на пресс-конференциях, и предвыборные видеоролики, которые крутятся в течение месяца на установленных в коридорах школы экранах. К выборам назначается избирательная комиссия из числа взрослых и детей, устанавливаются избирательные кабины, назначаются наблюдатели от каждого кандидата. В день выборов все – и школьники, и учителя, и остальные работники школы приступают к голосованию. Естественно, хотя это и детский президент, выразить свое отношение к этой процедуре необходимо и взрослым, показать, что мы принимаем правила игры. Очень показательным был момент, когда кадеты всем корпусом голосовали за своего кандидата без варианта выбора, что дало возможность представителю кадетов стать президентом в этом году, хотя его программа не являлась самой значимой на тот момент. Самое интересное наступает после подсчета голосов, когда выявлен победитель. Мы организуем праздничное мероприятие, которое носит название «Инаугурация Президента Школьной Ассоциации Независимых Старшеклассников», где в торжественной обстановке, в присутствии старшеклассников, кадетов, которые выносят знамя школы и государственный флаг, новоизбранный президент произносит клятву на Уставе нашей школы. После этого я выдаю президенту удостоверение и символ президентской власти – специальную медаль, которую следует надевать на все крупные школьные мероприятия. Президент выбирается на два года, но пока побеждали лишь одиннадцатиклассники, в распоряжении которых был всего год, поэтому пока выборы проходят ежегодно, и на второй срок никто не избирался.
 
После инаугурации Президент имеет право собирать Школьную думу для того, чтобы решать какие-либо вопросы, предлагать внести корректировки в учебный план, присутствовать на решении спорных моментов между школой и учащимися, он входит в состав управляющего совета школы, реализует свою программу.
 
Будучи еще невыбранным, каждый кандидат предлагает свою программу – например, озеленение школьного двора, проведение праздников, внеклассные программы, шефство над младшими детьми, работа с ветеранами.
Те кандидаты, которые проиграли выборы, становятся членами школьной Думы, и, в зависимости от предлагаемой ими программы распределяются по министерствам, также входят в управляющий совет.
5-7классники тоже просятся участвовать в выборах, но мы считаем, что они пока для этого маловаты, предлагаем им начать с того, чтобы занять пост старосты своего класса.
 
- Расскажите о Вашем школьном телевидении.
- В этом году телевидению нашей школы исполнится 15 лет. Когда-то оно начиналось буквально с двух телевизоров, двух видеомагнитофонов и самой простой на то время модели видеокамеры. Мы провели опрос среди учащихся и но его основе составили список программ, интересующих детей. Нам помогли наши шефы с ЧЭЗа, депутаты городской Думы г. Челябинска, администрация Металлургического района.
Сегодня у нас выпускаются такие программы, как: «Детское ток-шоу» (выбирается тема, снимается фильм по заданной тематике, делается опрос среди учащихся, приглашается эксперт, которому ученики могут задать любые волнующие их вопросы, далее следует обсуждение). Одна из таких программ заняла первое место на евразийском конкурсе, серебро в этой номинации также принадлежало нам.
Раз в месяц выходят «Школьные вести» - так как это программа о жизни школы, то учеников даже не приходится упрашивать, они сами с удовольствием не только смотрят программу, но и принимают участие в ее создании.
 
Младшеклассники очень любят выпуски программы «Мульти-Пульти», в которых рассказывается, что интересного произошло в области создания мультфильмов и сказок, какие новинки вышли на экраны.
 
Выпуски программы «Штрихи к портрету» приурочены к важным событиям в жизни школы и рассказывают малоизвестные факты о работниках нашего учебного заведения,
 
«Открытая трибуна» (любой человек может встать за трибуну и сказать на камеру все, что считает нужным) появилась у нас еще до запуска аналогичной программы на известном канале. Мы поняли, что работаем в одном направлении со СМИ города. Мы даем возможность детям говорить, причем я материал не рецензирую, вижу его впервые вместе с обычными зрителями на экране в школьном коридоре.
Мы приняли участие во Всероссийской акции «Киностарт»; наш художественный фильм занял первое место в Москве. Дети выбрали тему, дети сняли фильм, они же были артистами, гримерами и режиссерами-постановщиками. После этого мы подали документы на муниципальный грант «Современный город глазами детей», и получили 345 тыс. рублей, которые пошли на то, чтобы обеспечить техническую сторону нашей телестудии.
Занимается с детьми педагог дополнительного образования высшей категории Наталья Ивановна Бардакова. Будущих операторов учит обращаться с видеокамерой наш выпускник, ныне оператор 31 канала.
 
- Можете ли Вы назвать себя счастливым человеком?
- Безусловно! У меня трое детей: 2 сына и дочь. Мои дети – это продолжение моих дел: старший сын, как и я в детстве, занимается туризмом, у него есть тот стержень, который делает его человеком. Младший сын помогал мне здесь в школе, создавал со мной нашу телестудию, на сегодняшний день он руководитель службы связей с общественностью в одном московском холдинге. Дочь закончила Челябинский юридический техникум, сейчас учится по стопам брата на журналиста, так как тоже все школьные годы провела в телестудии нашей школы. Как женщина, я выполнила свою миссию на земле, у меня трое отличных детей!
 
Я счастлива, потому что у меня любимая работа! Я живу этой работой, я проживаю все направления деятельности школы, я переживаю за всех и за все! Я вижу, что я на своем месте, что я людям нужна. Наверное, в этом мое предназначение – быть полезной. И не только тем, кем я непосредственно управляю, но и людям в целом. Самое главное в жизни понимать, что ты не просто так прожил. И когда выпускники 80х, 90х годов, живущие уже даже за пределами страны, пишут о том, что помнят меня, присылают теплые стихи – это очень приятно!
Хочу пожелать ученикам и своим коллегам здоровья! Будет здоровье – будет желание учиться, дружить, находить точки соприкосновения с людьми. Безусловно, желаю Вам, дорогие мои, понимания. Я считаю, если мы, взрослые, не найдем индивидуальный подход, не выстроим толерантное отношение с детьми, друг с другом, мы не решим задачу воспитания ребенка. Еще хочу, чтобы каждый был успешен: и родитель, и ребенок, и учитель, а также всем желаю побольше творчества и терпения!
 
- Успехов Вам в Вашем нелегком деле!
 
Закомолдина Ульяна.

 

 

844
Популярное
Лента новостей