25.02.2011 08:32

"Район - поселения. Повод для "круглого стола" - поправки в закон

Рейтинг: 0

24 февраля в Законодательном Собрании Челябинской области прошел круглый стол на тему "Район - поселения. Проблемы территориальной организации, взаимоотношений и повышение эффективности местного самоуправления".
 
Инициатор - Ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений. Законодательное Собрание представлял заместитель председателя Семен Мительман. Кроме того, в работе "круглого стола" в Skype-режиме принял участие Кирилл  Фролов, советник департамента государственного правового управления Президента России.
 
Поводом стала инициатива председателя Заксобрания  Владимира Мякуша. Речь шла о принятых поправках в 131-й закон, дающих возможность слияния поселенческих администраций районных центров с администрациями районов. Выяснилось, что  до конкретных действий еще очень и очень далеко. Федеральным законом Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" установлена возможность создавать общую администрацию муниципального района и поселения, являющегося его административным центром. На нее возлагаются полномочия администрации поселения.
Чтобы реализовать такой вариант на практике, необходимо внести изменения в районные и поселенческие уставы. С тем, чтобы главы районов и поселений стали возглавлять представительные органы местного самоуправления, в то время как сегодня они возглавляют соответствующие администрации. Взамен двух существующих администраций создается одна, возглавлять которую будет наемный менеджер, назначаемый конкурсной комиссией.

Фролов сообщил, что в районах Ленинградской области, которые стали инициаторами поправки, представительные органы районов формируются иначе, чем в Челябинской области. А именно - путем представительства из глав и депутатов поселений. Хотя закон этого не требует. Выяснилось, также, что предлагаемую структурную перестройку муниципальных органов невозможно реализовать пока не будут приняты соответствующие поправки в Бюджетный Кодекс РФ. Кроме того Фролов отметил, что обсуждаемая поправка предоставляет муниципалитетам право реализовать такую схему, а вовсе не налагает на них такую обязанность. И не факт, что в Челябинской области необходимо торопиться это делать.
Выступившие на "круглом столе" главы поселений и представители районов желания внедрять предложенную схему у себя в территориях не высказали. Напротив, внимание обращалось на отсутствие экономического эффекта от слияния районной и поселковой администраций, так как число функций от слияния не уменьшается.
 
Семен Мительман заверил, что давления со стороны государственных органов на муниципалитеты не будет.
 
Руководитель указанной Ассоциации Юрий Гурман отметил, что поселенческий уровень местного самоуправления - самый близкий к населению уровень власти. Именно от его эффективности зависит в первую очередь, как решаются проблемы конкретного человека в месте, где он непосредственно проживает. Поселенческое местное самоуправление в Челябинской области, а это 273 муниципальных образования, находится в тяжелом, критическом состоянии. Предыдущие десятилетие поселенческий уровень самоуправления вниманием обходили. Любые инициативы поселенческого уровня подавлялись. В результате нищенское состояние поселенческих бюджетов, неплатежи населения, кризисное состояние сферы ЖКХ, слабый управленческий потенциал, кадровый голод, отсутствие рабочих мест в поселениях, некомфортный малопривлекательный инвестиционный климат, невключенность органов местного самоуправления поселений и населения в планирование собственного будущего и будущего своих поселений, отсутствие инициатив и практических результатов реформ. Но подход, что в условиях ограниченности ресурсов в региональном бюджете, дабы более детально контролировать все траты, надо выстраивать отношения с поселениями через районы, и самим с регионального уровня пытаться затыкать все возникающие дыры, - такой подход разрушителен.
 
Проблемы должны решаться там, где они возникают. Поселения должны быть обеспечены достаточными ресурсами, иметь высокую степень свободы, но при этом для повышения эффективности и ответственности отношения должны быть прозрачными, простыми и понятными для участников и для жителей. Чем ниже уровень, тем прозрачнее могут быть отношения. 
 
Нужен мораторий на любые административные (организационные) действия региональной и районной власти по укрупнению поселений, либо объединению администраций без наличия экономического обоснования и заключений независимых экспертов. Более того, укрупнять надо не поселения, а районы. Это позволит действительно сэкономить на управлении, по сравнению с мнимой мизерной экономией при укрупнении поселений. И впоследствии район должен, по большому счету, стать уровнем государственной власти (наместниками, назначаемыми губернатором). Кстати именно такую модель рекомендовал своем докладе ИНСОР.
 
По результатам "круглого стола" будет подготовлена стенограмма.Её представят в профильный комитет Законодательного Собрания, а также заинтересованным органам  власти, органам местного самоуправления и членам ассоциации.

115
Популярное
Лента новостей