04.03.2011 13:31

Директор школы № 141 Марина Донцова: "Образование должно стать важнейшим институтом социализации подрастающего поколения, ориентиром в достижении средствами образования идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния и стабильности Ро

С директором школы № 141 мы встретились за несколько часов до кадетского бала, в котором она тоже принимала непосредственное участие – танцевала. Личный пример - лучший стимул для достижения цели.

Рейтинг: 0
Директор школы № 141 Марина Донцова: "Образование должно стать важнейшим институтом социализации подрастающего поколения, ориентиром в достижении средствами образования идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния и стабильности Ро

 

С директором школы № 141 мы встретились за несколько часов до кадетского бала, в котором она тоже принимала непосредственное участие – танцевала. Личный пример - лучший стимул для достижения цели. Мама Марины Борисовны Донцовой тоже свою жизнь посвятила педагогике.
 
- Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в школу?
- У меня не было проблем с выбором профессии. Моя мама – учитель. В детстве я, затаив дыхание, наблюдала, как мама готовилась урокам, как раскладывала интересные книги по истории России, Древнего мира, иллюстрации, готовила задания для своих учеников. Эта творческая «кухня» завораживала меня своей значительностью. В нашем доме частыми гостями были ее ученики. Под руководством мамы они готовили веселые праздники, КВНы, выпускали стенгазеты, делились с ней своими радостями и горестями, разговаривали «по душам». В школу я поступила в шесть лет. Учиться было очень интересно. Замечательные учителя учили не только учебным дисциплинам, но и формировали позитивное отношение к миру. После выпускных экзаменов в школе я без сомнений пошла в педагогический институт.
 
- Путь от учителя до директора – каким он был?
- После окончания Челябинского педагогического института я работала учителем географии, затем заместителем директора. В 2003 году была назначена директором школы № 141. Поначалу самой большой трудностью были хозяйственные вопросы. Нужно было подготовить школу к новому учебному году. На помощь пришли родители, коллеги. И по сей день родительский комитет школы помогает в решении хозяйственных проблем, да и не только хозяйственных. Все вопросы обучения и воспитания наших детей решаем вместе.
- Какими достижениями школы за период Вашего руководства Вы особо гордитесь?
 
- Определяя стратегию развития школы в соответствии с Концепцией модернизации образования, мы выделили следующие направления деятельности - качественное и непрерывное образование обучающихся и поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка в рамках воспитательной системы.
 
В нашей школе реализуется инновационный проект предметной лаборатории «Технология», в рамках  которого формируется инфраструктура единой образовательной информационной среды по профессиональному самоопределению учащихся на основе социального партнерства. По окончании основной школы перед нашими выпускниками не стоит проблема продолжения образования. Они могут продолжить обучение у наших социальных партнеров – в учебных заведениях начального профессионального образования. Если выпускники поступают в 10 класс нашей школы, то за два года обучения в школе они окончат первый курс социально-экономического института. Сдав единый государственный экзамен, продолжают обучение в этом вузе на втором курсе.
 
На первой ступени обучения, в начальной школе, у нас реализуется проект кадетского образования. Цель понятна – воспитание гражданина и патриота, хорошего товарища, верного долгу и своему Отечеству. Гражданственность и патриотизм – интегративные качества личности. Они позволяют человеку ощущать себя юридически, социально и нравственно дееспособным.
 
Первый кадетский класс в школе был открыт 1 сентября 2008 года, сейчас в школе обучается 81 кадет. Социальные партнеры школы по кадетскому воспитанию - ОГПН Металлургического района и детская юношеская спортивная школа «Металлург- спорт». Программа кадетского образования включает не только учебные предметы федерального государственного стандарта, но специальные учебные курсы: «Пожарное дело», «Военная история», «Этикет». Спецкурс «Пожарное дело» кадеты изучают в учебном центре Федеральной пожарной службы. Кстати, каждое занятие в учебном центре кадеты ждут с нетерпением, потому что теоретические знания они закрепляют там практическими занятиями. Насыщена и внеурочная деятельность кадет. Под руководством тренеров детской юношеской спортивной школы «Металлург-спорт» кадеты занимаются биатлоном, фехтованием. Кроме этого, они занимаются хоровым пением, хореографией и строевой подготовкой. Большое внимание во внеурочной деятельности уделяется развитию творческих способностей кадет. Они призеры международного дистанционного проекта для начальной школы эрудит-марафон учащихся (ЭМУ), районно-городских предметных олимпиад, творческих конкурсов «Мой первый доклад», «Сам себе спасатель», «Твоя безопасность».
В нашей школе большое внимание уделяется физкультуре и спорту. Под руководством тренеров ДЮСШОР «Металлург- спорт» учащиеся нашей школы занимаются биатлоном, фехтованием, ОФП, легкой атлетикой. Они достойно представляют школу на всех спортивных состязаниях, являются призерами первенства города, района по лыжным гонкам, биатлону.
 
Все эти разнообразные формы работы с детьми дают положительные результаты, но с введением нового федерального образовательного государственного стандарта у школы будет больше возможностей в вопросах образования и воспитания школьников.
 
- Как сейчас обстоят дела с кадровым составом? Молодые специалисты идут в школу?
- Кадровые проблемы известны почти каждой школе. Молодые специалисты в школу идут неохотно, несмотря на меры поддержки молодых специалистов государством. В нашей школе трудятся молодые учителя, они поступили на работу три года назад. Это замечательные и серьезные педагогические работники. Все они - лауреаты или дипломанты районного конкурса «Молодой специалист», призеры различных конкурсов педагогического мастерства. Не считаясь со временем, много внимания уделяют работе с учащимися. Готовят их к предметным олимпиадам, творческим конкурсам, готовят с учениками социальные проекты. Дети любят своих молодых наставников за креативность, мобильность и доброе отношение к ним.
 
- А как вы оцениваете изначальный уровень подготовки этих молодых учителей?
- Молодые специалисты, работающие в нашей школе, окончили педагогические учебные заведения с хорошими оценками. У одного  – диплом с отличием, и сейчас он обучается в аспирантуре. У каждого молодого учителя есть наставник, который оказывает помощь в практическом освоении профессии. Но и сами молодые педагоги постоянно занимаются самообразованием. Как результат-  они прошли аттестацию, им была присвоена первая квалификационная категория.
 
- Каково Ваше мнение по поводу того, что в ближайшем будущем старшеклассники будут сами выбирать предметы для изучения в школе?
- На мой взгляд, в 10-11 классах должна решаться одна из главных образовательных задач - предоставить ученику средней школы максимальные возможности для самореализации. Разработчики новых федеральных стандартов предусмотрели такую возможность через проектную индивидуальную деятельность и более гибкую систему обучения. Четыре обязательных предмета - это основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, «Россия в мире» и проектная индивидуальная деятельность - необходимы каждому старшекласснику, чтобы ориентироваться в нашем постоянно изменяющемся мире.
 
В остальном ученику предоставлена возможность выбрать для более углубленного изучения учебные предметы, знание которых необходимо для сдачи единого государственного экзамена и поступления в профессиональное учебное заведение. Те учебные предметы, которые, по мнению ученика, ему не пригодятся в выбираемой профессии, он может изучать в интегрированном режиме. Если старшеклассник не определился с выбором, то изучает все предметы учебного плана на базовом уровне. Такой подход к обучению старшеклассников дает больше возможностей для подготовки к единому государственному экзамену и снимает стрессовые ситуации, постоянно возникающие при сдаче обязательного ЕГЭ.
На сегодня неясен механизм реализации такого учебного процесса. Но если внедрение новых федеральных образовательных программ пройдет успешно, образование станет важнейшим институтом социализации подрастающего поколения.
 
- Как считаете, школьной подготовки хватает для поступления в ВУЗ?
- Как показала практика – хватает. При условии, что ученик добросовестно готовится к каждому учебному занятию, под руководством учителя изучает дополнительные образовательные источники, занимается самообразованием. На самообразование в 10-11 классах отводится достаточно большое количество часов по учебным программам. Если это выполняется бессистемно, то возможность сдать единый государственный экзамен хорошо, эфемерна.
 
- Обращаются ли к Вам родители учеников с просьбами и советами? Как часто удается удовлетворить их пожелания?
- Родители - основные после государства заказчики образовательных услуг. Они принимают полноценное участие во всех направлениях деятельности школы. Родительский совет решает все вопросы, связанные с подготовкой школы к новому учебному году, переоборудованию классных комнат, покупки необходимого оборудования для учебно-воспитательного процесса. Родители - первые помощники и участники всех школьных мероприятий. Традиционных праздников, кадетского бала, соревнований выходного дня «Папа, мама, я - спортивная семья» праздников «Последнего звонка», выпускных вечеров. Хорошей традицией в школе стало празднование Дня матери. Очень часто родители обращаются за советами и помощью по воспитанию ребенка: как нормализовать детско-родительские отношения, в какую спортивную секцию определить сына или дочь. При необходимости администрация школы даже находит спонсоров для решения проблем материального характера для семей с низким достатком. Ни одно из обращений наших родителей не остается незамеченным. Такие взаимоотношения школы и родителей дают основу партнерству по всем жизненно важным вопросам обучения и воспитания.
 
- Какими еще традициями гордится Ваша школа?
- В школе есть календарь традиционных мероприятий. Это все праздники, связанные со знаменательными датами в жизни школы, страны. С развитием кадетского движения календарь традиционных мероприятий пополнился. Ярко проходит первое кадетское мероприятие - принятие Присяги. Кадеты готовятся к этому празднику - учат текст Присяги, текст Гимна Российской Федерации, отрабатывают строевую выправку. В торжественной обстановке Присягу у кадетов принимают огнеборцы ОГПН Металлургического района, присутствуют гости – начальник Главного Управления МЧС РФ по Челябинской области генерал-майор Климов О.Б. , депутат челябинской городской Думы Алексеев В.А. Такое, согласитесь, запоминается на всю жизнь.
 
А к празднику День защитника Отечества между классами проводится рыцарский турнир. В турнире принимают участие, как рыцари, так и дамы. Рыцари соревнуются не только в силе и ловкости, но и в галантности. А прекрасные дамы украшают рыцарский турнир. В день Победы все учащиеся школы принимают участие в митинге, посвященном этому великому событию. Наши кадеты вместе с ветеранами Великой Отечественной войны и заслуженными людьми Металлургического района принимают участие в парадном шествии, к которому готовятся заранее. Завершает учебный год традиционное мероприятие - учебные кадетские сборы. Там подводятся итоги учебного года кадетских классов, демонстрируется все то, чему научились: знание пожарного дела, умения в оказании помощи пострадавшим, навыки выживания в лесу, общая физическая подготовка кадет.
- Скажите, Вы можете назвать себя счастливым человеком?
- Да, я счастливый человек. Я занимаюсь любимым делом, проживаю со своими учениками и коллегами успехи и сложности, нахожусь в постоянном поиске оптимальных решений педагогических задач. Мне интересен каждый мой рабочий день. Я окружена единомышленниками, и вместе мы делаем то, что называется российской школой. Хочу пожелать своим ученикам и коллегам успеха во всех начинаниях, уверенности в своих силах и оптимизма. У нас все получится!
 
Ульяна Закомолдина

 

722
Популярное
Лента новостей