05.03.2011 09:07

Директор лицея Людмила Слотина: «Наш лицей № 82 - мир гармонии и творчества!»

Для жителей Металлургического района Челябинска лицей № 82 - синонимом качества образования.

Рейтинг: 0
Директор лицея Людмила Слотина: «Наш лицей № 82 - мир гармонии и творчества!»
Для жителей Металлургического района Челябинска лицей № 82 - синонимом качества образования. Победитель конкурсов "Лучшие школы Челябинской области" в номинации "Школа педагогического поиска", образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Одно это о многом говорит.
Бессменный директор лицея вот уже на протяжении 29 лет Людмила Валентиновна Слотина - Заслуженный учитель РФ, Почетный житель Металлургического района, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отчеством» II степени.
Для меня лицей № 82 – альма-матер, второй дом, за стенами которого еще свежи воспоминания о моих беззаботных школьных днях. А Людмила Валентиновна – человек, вручивший мне путевку из мира детства во взрослую жизнь – мой аттестат.
- Людмила Валентиновна, здравствуйте. Давайте поговорим вот о чем.Планируется внедрение новых государственных стандартов до 2020 года. Как Вы смотрите на то, что старшеклассники будут сами выбирать себе предметы для изучения?
- Все это пока очень сложно. Сидящие в министерстве люди, которые пишут программы, – в основном теоретики. Поэтому на сегодня можно говорить лишь о теоретической стороне вопроса. Непонятно пока, как это будет реализовываться на практике. Ученик старших классов должен для себя выбрать предметы, которые он будет получать на углубленном уровне. А остальные, соответственно, в интегрированном варианте. Будут переписываться все учебники под новые стандарты, будет новая аттестация, изменен ЕГЭ. Это революция в образовании! Есть в этом рациональное зерно, но пока это очень сложно! Колоссальная нагрузка ляжет на учителя. Сейчас у учителя составлен учебный план, имеется программа, которая просто ежегодно корректируется. А для новых, еще не написанных учебников, потребуется новый план. Это связано с большим количеством затрат – новые учебники, новые программы. А ведь сроки поджимают! Начальное звено переходит на новые стандарты с 1-го сентября 2011 года, 5-9 классы - с 2015 года. К 2021 году все должны перейти на новые стандарты.
С одной стороны, неплохо, что не будет перегрузки. Может быть, ребенок будет уделять больше внимания любимым предметам. Хорошо, если он сделает правильный выбор, которому посвятит всю дальнейшую жизнь! С другой стороны, вдруг человек захочет резко что-то поменять в жизни, поймет, что ошибся с выбором. Придется начинать с нуля. Мы вырастим поколение «узкоинтеллигентных» людей!
Может быть, это непонятно лишь для нас, укоренившихся людей… Но в любом случае все нововведения должны быть постепенны; в этом деле нельзя рубить с плеча. Разломать систему, сложившуюся годами, просто. Построить что-то новое гораздо сложнее.
Будут постановления и приказы, которым мы, естественно, подчинимся. Но тут нужно рассматривать вопрос глубже! Как это скажется на ребенке, что принесет ему в будущем. Школа должна, как известно, сеять разумное, доброе, вечное! А если ребенок выберет физику и математику, что там посеешь? Нужно оставить в обязательных БАЗОВЫХ хотя бы историю, русский язык и литературу! Сейчас при наличии Интернета безграмотность молодежи усиливается! Никто не читает, не смотрит картины по произведениям русских писателей, на работах которых основана школьная программа литературы. «Война и мир» - великое произведение, которое, к сожалению, даже когда заставляют, не все читают. А если не будут заставлять? В мои школьные годы мы на уроках прямо зачитывали отрывки, на примере которых была видна жизнь дворянства, эксплуатация крепостных, военные действия. А для этого дома готовили материал, читали, делали закладки. Сейчас в Интернете дается довольно поверхностное содержание, очень краткий пересказ сюжетной линии. Теряется духовность, культура, патриотизм. Об интеллигентности, о воспитании человека речи не идет. Но если гражданин России не будет знать истории страны, не изучит опыта предыдущих поколений, их ошибки и, например, попадет в политику, что будет? Страшно представить наше будущее! Меня радует, что многие наши выпускники, заканчивая один ВУЗ, поступают во второй. Значит, стремление к получению знаний мы все-таки заложили!
- Задам вопрос, на который уже сама знаю вопрос. И все-таки.. Как считаете, Вы сами правильно в свое время выбрали профессию?
- Я никогда не сомневалась в выборе профессии. У меня бабушка была учительницей, мама – директором школы. Поэтому я сразу пошла в пединститут. Больше скажу, у меня теперь и дочь - учитель! Никогда не могла представить себя в роли, например, врача или инженера. Ни на секунду не усомнилась в выборе! Это мое призвание. Конечно, раньше было легче работать. Мы, учителя, «доходили» до каждого ученика. Я знала всех выпускников, даже тех, у которых не преподавала. А сейчас я знаю, конечно, своих учеников в лицо, но по фамилии всех уже не назову. Хорошо знаю медалистов и «трудных» подростков. А ведь в школе обучается 1206 человек! Целая армия! Задача педагогического коллектива – работать с детьми, общаться. Должна быть какая-то близость, откровение! Беседы, «круглые столы» со ВСЕМИ учениками! К сожалению, этого в современной школе почти нет. Педагогу должен больше времени тратить на детей, а не на заполнение отчетных бумаг. Мы участвуем в 90% предлагаемых нам конкурсов и олимпиад. Редкое мероприятие пропускаем. А это сопряжено, прежде всего, со временем учителя и ребенка, с отчетностью завуча.
Учащиеся лицея - призеры городской интеллектуальной игры "Русский мир"; чемпионы России по игре "Что?Где?Когда?" среди младших школьников; победители межрегионального фестиваля юношеских команд знатоков; победители конкурса "Герои Отечества - наши земляки"; призёры городских Lego-соревнований; призеры Всероссийской военно-патриотической игры "Во славу Отечества"; дипломанты фестиваля детского творчества "Хрустальная капель"; участники международного конкурса детского рисунка "А. С. Пушкин глазами детей".
Учащиеся лицея являются победителями российских и региональных олимпиад по астрономии, физике; победителями и дипломантами интеллектуально-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее"; победителями всероссийских телекоммуникационных турниров по русскому языку, географии, математике, английскому языку, биологии; победителями и дипломантами городского экологического марафона, конкурса экологических агитбригад; победителями городской интеллектуальной игры "Русский мир"; призерами городских туристических соревнований "Школа безопасности"; лауреатами городского фестиваля "Хрустальная капель".
Очень высок процент выступлений детей. Сейчас у нас 39 детей вышли на областной уровень. Это очень хороший показатель. Результаты, достигнутые лицеем, обеспечивают учебному заведению высокий рейтинг в районе и городе. Мы занимаем первое место в районе и входим в пятерку лучших школ области среди порядка 600 учебных заведений. Результаты единых государственных экзаменов свидетельствуют о высоком уровне подготовки выпускников: средний балл по всем предметам выше общероссийского, областного, городского.
- Часто ли вы прислушиваетесь к пожеланиям родителей учеников?
- К сожалению, у современных родителей часто складывается мнение: «критиковать – вредить своему ребенку». Ошибочная позиция. У нас есть совет школы из 45 человек – это 41 родитель и четыре учителя. Совет собирается раз в 2-3 месяца в зависимости от накопившихся вопросов. В последний раз мы проводили совещание как раз по теме грядущих нововведений в системе образования. Выступили две родительницы - одна: «Категорично против!», вторая сказала: «Посмотрим». Сомнения возникают насчет вероятности неправильного выбора школьниками профильных предметов. Также родители предлагают включить в проект вопросы о жестоком обращении с детьми и прописать четко наказание для педагогов и родителей в таких моментах.
Школа должна играть немалую воспитательную роль в жизни ребенка, защищать его права. Но есть права, а есть и обязанности. Эти обязанности учеников продиктованы многолетним опытом в воспитании подростков. В том числе участие в субботниках, генеральной уборке класса у старшего звена, работе дежурного (принести мел, вытереть доску, намочить тряпку).. Но сейчас такая инициатива наказуема! Учитель не имеет права заставлять учеников это делать! Сейчас у учителя только обязанности, а у ребенка только права! У него есть право не мыть парту, которую сам разрисовал, подоконник, не поливать цветы, хотя это элементарное самообслуживание. Ребенка же не просят вымыть весь этаж, а только его класс, который закреплен за его классным руководителем. Почему бы не вытереть пыль? Мы же не заставляем мыть окна, открывая створки – это делают технички, а чаще всего сам учитель. Но элементарно хотя бы полить цветы, подобрать бумажку..! Пока это действует на воспитание детей, это не нужно «хоронить»! Ребенок должен иметь обязанности, так он научится в том числе уважать чужой труд. А получается, что мы будем теперь растить иждивенцев! Ребёнку все можно! Сегодня он плюнул на окно, завтра изрезал парту – за это же ничего не будет! Ну вызвали родителя – побеседовали и разошлись. Считаю, нужно поднимать вопрос об ответственности самого ученика.
Доходит до того, что мы не можем собрать учеников на соревнования. А это же честь школы! Ребенок занимается в какой-либо секции, а за школу выступить у него нет времени или желания. Мы не можем заставить! Чувства патриотизма – за школу, за класс, за себя – нет. И как человек будет идти по жизни с позицией «без роду, без племени»?  «- Ты в какой школе учился? – В 82 лицее. – Да, хорошая школа!» А ты-то какую лепту внес, чтобы она стала хорошей школой? Конечно, у нас есть «звездочки», но всегда хочется, чтобы их было больше!
- Как обстоят дела с кадровым составом? Молодые специалисты идут в школу?
- Всего в лицее трудятся 85 специалистов. 78 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию; 4 педагога удостоены звания "Заслуженный учитель РФ"; 6 педагогов - звание звания "Почетный работник общего образования РФ"; 25 педагогов отмечены знаком "Отличник просвещения"; 4 педагога удостоены премии Президента РФ; 8 педагогов удостоены премии Губернатора Челябинской области.
Молодые специалисты приходят в наш лицей. И вскоре уходят.. в декретный отпуск! Хотя квалификацией новых кадров я в целом довольна.
Нагрузка на учителя, конечно, сегодня колоссальна. Помимо всего прочего у нас существует современная автоматизированная система «Сетевой город», в которой учитель раз в 1-2 дня выставляет полученные учеником оценки - их через интернет могут посмотреть родители ребенка. Плюсы нововведения, конечно, ощутимы: например, во время карантина учителя посредством этой системы скидывали детям домашнее задание и темы для самостоятельного изучения. Новинка помогает отслеживать посещаемость, успеваемость учеников. Увеличивается контроль над учеником со стороны родителей, что, безусловно, сказывается на уровне подготовки ребенка к уроку.
- Какие цели в усовершенствовании учебного процесса ставит перед собой школа?
- На сегодняшний день в лицее № 82 создано шесть предметных кафедр: кафедра начального обучения; кафедра гуманитарных дисциплин; кафедра естественнонаучных дисциплин; кафедра физико-математических дисциплин; кафедра иностранных языков; кафедра новых информационных технологий.
Наряду с общеобразовательными программами, обеспечивающими обязательный минимум содержания образования, в школе реализуются образовательные программы, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по математике, физике, химии, информатике, биологии. В лицее организовано обучение по профилям: физико-математическому, химико-биологическому, информационно-лингвистическому.
Сегодня большой выбор стоит перед школьниками, большое разнообразие профессий. И дети, несмотря на существующие программы профориентации, теряются. Потому основная задача  школы – дать детям такой уровень знаний, чтобы они могли выбрать любую специальность, чтобы при поступлении в университет были конкурентоспособны.
В лицее реализуется целый ряд программ дополнительного образования. С 1992 года на базе школы работают филиалы городского научного общества учащихся, итоги исследовательской работы ежегодно проводятся на научно - практических конференциях разного уровня. Учащиеся начальной школы могут посещать группу продлённого дня. На базе лицея функционирует "Школа будущего первоклассника".
В школе функционируют: предметные кружки ( решение олимпиадных задач по информатике ; решение олимпиадных задач по физике; решение олимпиадных задач по математике; подготовка к олимпиадам по географии; подготовка к олимпиадам по русскому языку; подготовка к олимпиадам по литературе), НОУ ( секция «Астрономия и космическая физика»; секция «Литературоведение»; секция «Математика»; секция «Экология»; секция «Биология» ), ТРПиЛ (Технология развития памяти и логики), ТРИЗ ( Технология решения изобретательских задач), Клуб интеллектуальных игр, пресс-центр, хор младших классов «Переменка», танцевальный коллектив «Каблучок», вокально - инструментальный ансамбль «Глобус», спортивные танцы «Ритм», театральный коллектив «Балаганчик», экспресс-театр «Школяры», кружок «Свой дом украшу я сама», кружок изобразительного искусства, кружок «Рукодельница», клуб любителей туризма, группа ЛФК, отряд ЮИД, экологический кружок «Росток», баскетбол (мальчики) , спортивная секция каратэ киокушенкай, группы продленного дня (4 группы), на платной основе «Школа будущего первоклассника».
Модернизацию российского образования нельзя провести, используя только имеющийся багаж профессионального опыта, отработанной технологии внутришкольного, межшкольного, межсетевого взаимодействия, взаимодействия с обучающимися, родителями, социокультурной средой. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" при поддержке областного Министерства образования и науки и городского управления по делам образования в лицее были открыты предметные лаборатории.
Сегодня в лицее есть три компьютерных класса, оснащенных техникой, полностью соответствующей современным требованиям, четыре мобильных компьютерных класса, три предметных лаборатории (биологии, химии, физики.), более 250 цифровых образовательных ресурсов. Имеется устойчивый высокоскоростной выход в Интернет, к нему подключены 49 персональных компьютеров. Также мы создали 14 автоматизированных рабочих мест (АРМ) учителя; АРМ библиотекаря; установили З интерактивные доски. Для постановки экспериментов приобретено современное оборудование: цифровая лаборатория "Архимед", цифровые микроскопы и т.д. Все это дало возможность для активного использования информационно-коммуникационных технологий.
- Основная миссия школы звучит как создание основы для продолжения образования выпускников. Что значит эта фраза для Вас?
- Миссия лицея №82  состоит в воспитании социально-компетентной личности. Наша задача – дать каждому ребенку реализоваться как полноценной личности с учетом индивидуальных наклонностей.. Немаловажную роль здесь играют основные направления работы учебного заведения: организация инновационной деятельности, использование в образовательном процессе современных педагогических и информационных технологий, поддержка одаренных детей и лучших педагогов.
91,8% учащихся проживает на территории Металлургического района. Представительство из других районов города свидетельствует о признании лицея № 82 в образовательной системе города, конкурентоспособности предоставляемых учреждением образовательных услуг.
В лицее сформировалось много традиций: День знаний, День здоровья и спорта, День учителя, День лицеиста, День Гражданской обороны, День защиты детей, День театра, Туристический слет, Субботник по санитарной очистке школьного двора, Праздник года "Через тернии - к звездам", Праздник Последнего звонка, "Посвящение в лицеисты", Торжественное вручение паспортов, Новогодний калейдоскоп, Неделя здоровья, Интеллектуальный марафон, Веселые старты, «Служу Отечеству», Фестиваль искусств, Отряд скаутов "Экипаж", "Я - гражданин России"… это звучит гордо!, Научное общество учащихся, Городской экологический марафон..
В целом хочу сказать, что наш лицей - это мир гармонии и творчества, где созданы комфортные условия для всех участников образовательного процесса.
- В школе функционирует музей народного творчества…
- Появился музей народного творчества в рамках русского деревенского быта благодаря энтузиазму нашей дежурной Елены Ивановны Тихомировой. Она так загорелась этой идеей, все лето по крупице собирала предметы быта былой жизни, вещицы, расписанные под хохлому, гжель; сама сшила прекрасное лоскутное одеяло.. Экспонаты приносили учителя, ученики, их родители. Скоро у нас появится даже настоящая деревянная телега! Все собранное выставлено в музее. Все классы в его стенах провели экскурсионные уроки. Ведь почти никто из молодых сегодня не знает, откуда пошло название «хохлома», почему разукрашивали деревянные ложки, что послужило стимулом для распространения керамической посуды.. Посещение музея расширит кругозор детей.
- Что бы Вы могли пожелать своим ученикам, их родителям и своим коллегам?
- Самое главное, чтобы было благополучие в семье и здоровье. Учителям – неиссякаемого творчества в профессии. Чтобы все жили без боли, чтобы все трудности обходили стороной. А если совсем без этого не получится, то хотя бы чтобы их было поменьше. Ученикам – доброты побольше, уважения друг к другу, к учителям. Хотелось бы видеть будущее поколение небезразличным к нуждам России, прогрессивным! Занимайтесь самообразованием, не ограничивайтесь только тем, что дают учителя! Используйте молодые годы так, чтобы каждый день был наполнен глубоким содержанием. Самое главное – доброты побольше к людям в целом, уважения к окружающим. Мы часто говорим о всеобщей сплоченности, о крепком государстве, а ведь все начинается с малого, с семьи! Дерзайте, и у вас все получится!
Ульяна Закомолдина
 
Гимн лицея
От понедельника и до субботы
Звенят весёлые звонки.
Мы – дети нашей альма матер,
Её ученики.
И так, да здравствует!
Всегда да здравствует!
И процветает бурно!
Лицей наш классный,
Лицей прекрасный!
Оплот науки и культуры.
 
Эмблема
Флаг
Новости города: Челябинск
665
Популярное
Лента новостей