10.03.2011 08:35

Алевтина Ковригина: «Не планировала стать учителем»

Как приходят в профессию? Например, как становятся учителями? Вопрос сегодня актуальный как никогда.

Рейтинг: 0
Алевтина Ковригина: «Не планировала стать учителем»

 

Как приходят в профессию? Например, как становятся учителями? Вопрос сегодня актуальный как никогда. Школа задыхается без молодых кадров. Выпускники вузов  считают работу учителя слишком тяжелой, непрестижной, малооплачиваемой. И зачастую уходят на другую работу. Но если не будет достаточного числа хороших учителей, разве мы сможем провести реформу образования и вырастить новое поколение знающим и умеющим?
 
В школе  № 15 Челябинска работает Алевтина Анатольевна Ковригина, учитель истории высшей категории. Работает уже 38 лет. Можно сказать, идёт на рекорд. У неё нет каких-то особых секретов успеха. Однако есть понимание самого важного в профессии учителя. Мы говорили именно об этом.  

- Алевтина, Анатольевна, вы посвятили этой школе почти 30 лет. А как вообще случилось в свое время, что Вы решили стать учителем?
- Я поначалу не планировала стать педагогом. Влюбилась в историю, была поглощена книжками. Меня тогда больше ничего не интересовало. Я бы так сказала: хотелось изучать книжки, а не детей. Но потом мы поехали в лагерь «Артек» на практику вожатыми, и эта поездка резко изменила мою жизнь. Начальник лагеря заметил: «Вы боитесь детей». Я начала ему возражать: с чего вы взяли? А вскоре после той поездки пошла работать в 93 гимназию. И работая там, поняла:  начальник-то был прав… Я действительно боялась детей ( смеётся).

 - А почему поменяли школу?
- С моим классом у нас сложились хорошие отношения, мы крепко сдружились. Но жизнь есть жизнь: я вышла замуж и переехала в другой район. Было далеко ездить в прежнюю школу, и я перешла в школу № 15.

- Значит, дети Вам стали интереснее, чем книги?
- Ну конечно! Дети -  это вообще что-то необычное. Они же растут, постоянно меняются. Один день они этакие, а на следующий день — совсем другие. Надо постоянно к ним искать подход. Они у меня чему-то учатся, а я у них. Ты чувствуешь какую-то моральную ответственность перед учениками.
Еще я поняла, что нельзя на детей вешать ярлыки: один, дескать,  умный, а другой нет. Повторюсь, они постоянно меняются. Надо делать все возможное, чтобы ребенок поверил в себя.

- Вы многому научили детей за свою жизнь. А они вас чему учат?
- Мне и сегодня не стыдно чего-то не уметь. В конце концов уметь все невозможно. Мы живем для того, чтобы постоянно учиться. Ребята научили меня работать с компьютером, до этого я вообще не умела им пользоваться. Два года назад у меня выпустился ученик Денис Абдрахманов. Так он мне постоянно таскал учебники по психологии и рассказывал, как правильно себя вести в той или иной ситуации.

- И что. его советы помогли?
-
Конечно. Я посмотрела на некоторые ситуации с другой стороны. Раньше, если ученик был не прав, всегда ему об этом говорила. Если он начинал сопротивляться, я злилась. А сейчас я делаю по-другому: выслушиваю ученика, пытаюсь понять, почему он поступил именно так.

- В классе, наверное, часто случаются конфликтные ситуации. Как вы их решаете?
- Конечно, конфликты случаются довольно часто. Куда же без них? Но я нашла один способ… Давно уже практикую жалобную книгу. Если ребенок не может в лицо сказать что-то, он пишет в эту книгу все, что у него накипело… И конфликт оказывается исчерпан! Поначалу в жалобной книге много записей было. А к концу учебного года как правило никто уже не пишет. Но каждую неделю, когда провожу классные часы, мы с ребятами разбираем все конфликтные ситуации. Причем, я даже не вмешиваюсь. Сижу и слушаю. Они по одному встают и говорят, что им не нравится. Сами часто и находят выход.

- Вы упомянули Дениса Абдрахманова. Правда, что благодаря вам он нашёл себя в правоведении?
- Нашел себя он благодаря собственному упорству и заинтересованности, я ему только помогла. Денис был очень интересным учеником. Учился, может и не очень хорошо, но в нем всегда была жажда знаний. Помню, я в 8-м классе повела его в кабинет химии и попросила взять на олимпиаду. Но из-за того, что он был троечником, его тогда не взяли. Денис расстроился. А я ему сказала: не расстраивайся, просто еще не время… Вот в 10-м классе будет олимпиада по праву, туда стоит попробовать пойти.
 
В 10-м классе мы начали с ним серьезно готовиться к олимпиаде. Но он занял в итоге только 10 место. Я ему опять сказала, что надо теперь готовиться к 11-му классу. И что вы думаете? Пришло-таки наше время. Денис в 11 классе занял 3-е место на областной олимпиаде и поехал на всероссийскую олимпиаду! Приезжает оттуда и говорит: «Алевтина Анатольевна, можете меня поздравить. Теперь я студент МГУ.». Я в тот момент просто прыгала от счастья.

- А если говорить в целом, в чем заключается секрет успеха педагога?
- Ничего нового не скажу. Надо любить детей. Относиться к ним с понимание и восхищением. Надо хвалить их не только за очевидные достижения, но и за попытку что-либо сделать. И сильно не ругать за промахи. Нужно постоянно поддерживать ребят и делать все, чтобы они поверили в свои силы.
 
Дарья БУСЫГИНА
949
Популярное
Лента новостей