24.03.2011 12:45

Галина Цейзер: «Дети из моего первого выпуска дали мне крылья!»

В 2010-ом году школа № 103 отметила полувековой юбилей. Немало выпускников, вышедших из этих стен, впоследствии стали известными людьми.

Рейтинг: 0
Галина Цейзер: «Дети из моего первого выпуска дали мне крылья!»

 

В 2010-ом году школа № 103 отметила полувековой юбилей. Немало выпускников, вышедших из этих стен, впоследствии стали известными людьми. Наверное, самый знаменитый – Данис Зарипов, член сборной России по хоккею, дважды чемпион мира. О том, как достигнуть своей цели, кто такой идеальный ученик и почему нужно браться за любые, даже кажущиеся невыполнимыми дела рассказала директор школы Галина Викторовна Цейзер.
 
- Галина Викторовна, банальный вопрос, но у всех рождаются разные ответы на него. А как по-Вашему, какая все-таки основная задача современной школы?
- Основная задача – подготовить ребенка к жизни. Жизнь стала тяжелая, требования очень высокие. Мы сталкиваемся с тем, что дети не готовы к взрослой жизни. Одни родители излишне опекают их, держат в тепличных условиях. Другие, наоборот, совершенно не интересуются детьми, отодвигают их на второй план – и дети растут абсолютно самостоятельно. И тот, и другой вариант недопустим. Нужно найти золотую середину между гиперопекой и вседозволенностью. То, что мы можем сейчас предложить – четкое управление жизнью ребенка в рамках учебного учреждения. Дать знания - не самое главное. Главное – воспитать, научить человеческим отношениям. Я могу сказать, что у нас в школе особенные отношения. Ко мне может ребенок подойти, уткнуться в коленки, пообнимать меня – ведь есть дети, которым просто не хватает ласки, внимания. Им хочется, чтобы их погладили по голове, поговорили с ними, просто подержали за руку. Раньше тоже такие дети были, но сейчас эта проблема звучит особенно остро.
 
- Как велика воспитательная роль школы? Если ребенок родился в неблагополучной семье – школа поможет или шансов нет?
- Алгоритм по работе с детьми из неблагополучных семей есть. Но каждая школа для себя должна решить, каким путем идти, что делать с таким ребенком. Сразу изымать из семьи – крайний случай. Но иногда это нужно делать, как бы тяжело ни было. Либо надо «вести» семью и осуществлять определенную социальную поддержку. Многие родители вроде бы выросли, но в сущности остались детьми, не совсем сформировались как личность. Есть родители, которые говорят: « Как хорошо, что мы у вас под надзором, что вы нас контролируете, посещаете – это дисциплинирует. Я чувствую вашу поддержку!». Меня это удивляет. Но поскольку такие семьи есть, работа с ними должна вестись обязательно! Есть также родители, у которых очень низкий педагогический уровень – школа, несомненно, должна работать с такими родителями и их детьми.
 
Там, где не может семья заниматься воспитанием детей, нужно искать, кто может. Сейчас демократические механизмы развязали руки родителям учеников, отправляя их тем самым по ложному пути. Они думают, что решат свои проблемы, лишь позвонив в какие-либо вышестоящие инстанции. Но это не так. Если у ребенка есть проблема, кто ее может решить? Либо сам ребенок, либо его семья, либо его окружение – учитель в школе, тренер в секции.
 
У нас удачно школа расположена – мы взаимодействуем со многими спортивными секциями, расположенными близко от нас. Поэтому в нашей школе спортивное направление развито очень сильно. Мы  призеры районной эстафеты, недавно заняли 2 и 3 место в городских соревнованиях по лыжным гонкам.
 
Считаю, что в моем становлении значимую роль сыграл спорт. Мой тренер Абакумов Владимир Петрович воспитывал и вел нас по жизни. Несмотря на то, что я выросла в благополучной семье, тренер всегда проверял мой дневник, также как и у всех остальных детей, занимавшихся со мной в секции. И мы все в итоге добились успеха в жизни!
 
    Среди выпускников секции есть владельцы магазинов, чиновники. Благодаря спорту появляется внутренний «стержень», умение решать проблемы. Конечно, повлияло и воспитание родителей. Когда я спрашивала у папы, почему он берется за то, что не умеет делать, то слышала: « Я ведь еще не пробовал! Как я могу знать, умею я это делать или нет? Сначала попробуй, а потом говори, можешь или нет». Главное – начать что-то делать, веря в успех. У нас в мозгах формируется определенный образ того, что ты хочешь достичь. Я часто детям говорю: « Вы должны для себя увидеть конечную цель ваших желаний. Только тогда вы ее достигните». Хочешь квартиру – копи. Хочешь стать добрым человеком – совершай добрые поступки. Материальное и духовное, кстати, взаимосвязано, как бы ни говорили, что нельзя ничего строить на материальных ценностях. Можно. И сегодня дети мыслят именно материальными ценностями. Ребенок думает, что если у него появился мобильный телефон, то он богат. Через это потом поймет, что и другие ценности могут так же «приобретаться». А совершая добрые поступки, он будет добрым человеком. Для качественных изменений своей личности нужно трудиться.
 
- Как Вы пришли в профессию учителя?
- Я не собиралась работать в школе и никогда даже не думала о профессии учителя! Хотела поступить на спортфак, так как много занималась спортом, в частности, лыжными гонками. Мне это нравилось, я планировала связать свое будущее со спортивной деятельностью. Но родители очень переживали за меня, они не видели во мне тренера. По совету мамы я поступила в педагогический университет на естественно-географический факультет (специальность химия-биология) . Когда впервые попала в школу на практику, испытала сильный шок – совершенно не представляла себя в роли учителя. Но на второй практике неожиданно появился интерес к профессии учителя. Я вдруг поняла, что могу дать что-то детям, что им со мной интересно. Незаметно пришла к мысли, что можно попробовать пойти работать в школу. После института устроилась работать в эту школу, но почти сразу ушла в декрет. Но когда наступил срок выхода на работу, у меня не осталось сомнений в правильности выбора профессии. Может быть, появление собственного ребенка сыграло в этом определенную роль. Через четыре года мне сделали предложение попробовать себя в роли заместителя директора по воспитательной работе. Эта должность не предполагает праздников и выходных, она связана непосредственно с детьми, с воспитанием, досугом. Я всегда параллельно работала классным руководителем. Но зато дети из моего первого выпуска дали мне крылья! Я смогла почувствовать свои силы. Сейчас в сложные минуты я вспоминаю тех ребят, их успехи. На встречах со своими первыми выпускниками всегда им говорю: « Я вам очень благодарна, именно из-за вас я осталась в школе!»
 
- С какими проблемами Вы столкнулись, когда пришли на пост директора? И удалось ли их успешно преодолеть?
- Знаете, я оказалась на этом посту, потому что очень болела за свою школу. У нас  традиционный сложившийся коллектив, он на протяжении многих лет практически не менялся. «Текучки» кадров как таковой у нас никогда не было. Очень не хотелось, чтобы в нашу «семью» пришел «варяг». На тот момент я была наиболее подготовленным человеком, с большим административным стажем. Многие трудности видела и знала. Конечно, пришлось изучать хозяйственно-финансовую деятельность – для меня это было новым. Но всему можно научиться. Сейчас, получив второе образование, я по-новому посмотрела на свою работу. Школа – это производство человеческих отношений! Я очень демократичный директор, порой мне, наверное, не хватает авторитарности. Я очень гуманна и ценю кадры. Даже если человек 50 лет отработал в школе, и ему вроде бы пора уходить на пенсию, я понимаю – иногда этот педагог может дать детям то, что не даст молодой учитель. Даже в таком возрасте учитель способен на многое: водить учеников в районную библиотеку, на танцы, гулять с ними, разговаривать, даже ходить в поход! Она опекает их, как бабушка, и дети отвечают ей любовью.
 
- Как считаете, школьной подготовки сейчас хватает для поступления в ВУЗ?
- Школьной подготовки хватит для поступления в ВУЗ, если ребенок знает, чего он хочет. Самая большая проблема – ребенок бывает не готов к выбору профессии. В этом плане родители и учителя должны играть вместе активную роль, направлять учеников. Учителя не могут просто давать знания, просто готовить к ЕГЭ. Они помогают ребенку «поднять горизонт», помочь определиться, чего он в жизни хочет. Сейчас идет активное обсуждение новых стандартов. Мы всегда говорили: ребенку нужно давать базовый набор знаний. На определенном этапе он может понять, что его не устраивает его уровень жизни, он захочет большего! А базы-то у него нет! То есть мы дадим ему узкое направление в школе – и ребенок может оказаться в жизни нереализованным. Вот говорят: «мы будем учиться всю жизнь». А как это возможно, если базовых знаний не будет либо они будут минимизированы?
 
- Какими традициями по праву гордится Ваша школа?
- Всегда акцентирую внимание родителей на том, что традиции – это не набор мероприятий. Мы на протяжении четырех лет проводим праздник «Чествование родителей школы». Часто же не хватает времени сказать «спасибо» родителям. На родительских собраниях мы ведем воспитательные беседы, рассказываем о классе в целом. Но в торжественной обстановке показать ребенка, рассказать о его достижениях, показать и его родителей, поднять их над обыденностью, напомнить, что они делают важное дело – нет ничего важнее воспитания будущих поколений, это даёт большой положительный импульс. У нас и многодетные семьи есть, и мамы одинокие, бабушки, воспитывающие внуков. Это замечательная традиция – говорить им публичное «спасибо».
 
    Мы вообще никогда не проводим мероприятия для галочки. Всегда стараемся, чтобы это затронуло душу ребенка. У нас есть, например, традиция встреч с хором ветеранов ДК ЧМК. Руководитель школьного хора Руслана Анатольевна Кривенко всю жизнь посвятила любимому делу. Сама с удовольствием поет и прививает любовь к песне детям. Совместное пение детского хора и хора ветеранов дает связь поколений. Сегодня ты ребенок, завтра станешь взрослым, но любовь к песне останется на всю жизнь.
 
Выпускник нашей школы – член сборной России по хоккею, дважды чемпион мира Данис Зарипов. Он приезжал к нам в школу, и дети были поражены встречей с ним. С того момента у нас хранится мячик с его автографом. Даже самые трудные дети, когда разглядывают его, меняются. Встречи с людьми такого уровня, профессионально состоявшимися, многое дают. Дети понимают, что реализовать себя может каждый, причем, абсолютно в разных областях. Ребенок сегодня должен понять: не каждый имеет способности к учебе, можно быть и отличником, и троечником. Отличные знания – не самое главное. Еще не факт, что они будут реализованы. Как раз дети, которые учатся средне, в жизни нередко больше достигают, потому что больше работают. Вообще я считаю, что ребенка нужно учить работать много. Поэтому люблю лыжников – они очень много работают! Вообще люблю спортсменов!
 
- Что можете сказать о современных детях? Говорят, они совсем от рук отбились…
- Не могу однозначно сказать, какие дети выходят из нашей школы. Они же абсолютно разные! Наш выпускник может стать и рабочим на заводе, и депутатом. У нас сейчас 567 учеников: куда кого жизнь закинет, никто не знает.
 
Нужно уметь приспосабливаться работать в тех условиях, которые есть. К сожалению, мы зачастую повлиять на них не можем. Пока у нас есть талантливые и неравнодушные учителя, которые «горят» на работе. Понятно, что с точки зрения уровня зарплаты на учительскую работу не каждый пойдет. С другой стороны, не каждый рожден педагогом, не каждый способен работать в школе. Есть проблема: педуниверситеты выпускают огромное количество выпускников. Но кто-то из них приходит после окончания университета в школу и сразу понимает, что это его. А другой, наоборот, видит, что учитель – не его стезя. Он просто не представляет, что ему делать с 25 учениками! Нужно же им что-то рассказать. Причем, так, чтобы тебя услышали. В том и талант учителя. А  методы и средства каждый выбирает сам. Можно хоть танцевать на стуле, но материал учениками должен быть усвоен. К нам сейчас пришли молодые учителя; я очень рада, что они выбрали нашу школу, влились свежей струей в наш коллектив! Отсев у нас очень маленький – из четырех молодых ушла только одна. Мы молодых специалистов поддерживаем, любим, ведем за собой.
Думаю, соей сильной стороной всегда было умение формировать коллектив. Недавно совсем это поняла. Когда мы готовились к конкурсу «Учитель года», видела, как учителя готовились вместе с конкурсантом, помогали ей. Нас раньше ругали, что мы во многих конкурсах не участвовали; это была особенностью нашего коллектива. Мы только-только пытаемся открыться.
 
- Каков, на Ваш взгляд, идеальный ученик?
- Неравнодушный человек. Ко всему неравнодушный. К проблемам, которые возникают в учебе и в жизни. Если ты видишь человека, попавшего в беду, то должен ему помочь, или как минимум найти того, кто поможет. Нужно быть участливым, не перешагивать через людей, иначе когда-нибудь перешагнут через тебя.
 
Лично я счастливый человек! Очень люблю людей, особенно детей! Такое отношение мне привили родители. Я позитивный человек, смотрю на жизнь с оптимизмом. Хотя на посту директора это иногда трудно делать, стараюсь хоть иногда дистанцироваться от должности. Всегда нужно оставаться человеком. Поэтому всем желаю смотреть с оптимизмом в будущее. Как бы мы ни ругали окружающий мир, положительный сдвиг идет во многих сферах. Самое главное – любить людей и по-человечески относится друг к другу.
 
Ульяна ЗАКОМОЛДИНА

 

934
Популярное
Лента новостей