13.04.2011 09:36

Где в Челябинске будут готовить медиаторов?

Появление любого нового рынка тут же рождает известный ажиотаж. Кто первый придет на этот рынок, того и тапки…

Рейтинг: 0
Где в Челябинске будут готовить медиаторов?

Появление любого нового рынка тут же рождает известный ажиотаж. Кто первый придет на этот рынок, того и тапки… В данном случае речь идет о таком малоизвестном пока в России явлении, как медиация (досудебное разрешение споров). Между тем медиаторы на Западе серьезно разгружают суды от ненужной мелкой, но нервной работы по самым разным делам. Впрочем, иногда дело касается и довольно крупных конфликтов. Включая те, что традиционно рассматривают арбитражные суды. В Челябинске, похоже, первым может застолбить новое направление Челябинский институт развития профессионального образования. Мы беседуем об этом с проректором института Евгением Сичинским.
 
- Евгений Павлович, что же такое медиация и почему Институт развития профессионального образования взялся за эту тему?
- Тема это новая для России, но чрезвычайно перспективная. Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Само слово происходит от латинского mediatio, т.е. посредничество. На практике медиация представляет из себя процесс, в котором нейтральная третья сторона (медиатор) на основе специальных технологий помогает разрешить конфликт и выработать конфликтующим сторонам добровольное соглашение о примирении между собой. Медиатор, организуя процесс переговоров в условиях эмоционально напряженного конфликта, облегчает процесс общения между сторонами, понимания ими позиций и интересов друг друга, организует поиск и выработку сторонами продуктивного решения проблемы.
 
Внимание института к этому новому направлению закономерно. Сфера образования, как и любая другая, не свободна от конфликтов разного уровня сложности и содержания. Но жить и работать в состоянии конфликта очень тяжело. Конфликтующие стороны пытаются втягивать в выяснения своих отношений окружающих, обращаются в вышестоящие инстанции, правоохранительные органы, суды. Однако как показывает практика, в случае обращения их к услугам медиатора разрешается до 80% споров. Поэтому вполне реально ожидать, что введение процедуры медиации уже в ближайшие годы поможет существенно разгрузить суды и вообще способствовать уменьшению числа неразрешенных конфликтов. Так как в тех же судах конфликты не гасятся. Победа одной стороны означает поражение другой, а проигравший ищет способы изменить ситуацию в свою пользу на вышестоящих уровнях. Кроме того, далеко не все решения судов исполняются. В результате страсти разгораются, напряженность конфликта возрастает и как следствие количество претензий в адрес судов, заваленных делами, не снижается. Поэтому медиация в воспитательно-образовательной сфере, семейной, здравоохранении, корпоративной, гражданско-правовой и т.д. становится жизненной необходимостью.
 
- В России пока это может не прижиться…
- Да, сегодня на пути у медиации, как у любого нового явления, существует много трудностей экономического, психологического, социологического, кадрового и других порядков. Но ведь и в западных странах она завоевала право на жизнь не сразу. Впервые данная технология появилась в США в конце 40-х годов ХХ века. В конце 80-х годов она стала проникать в Западную Европу. Дело в том, что западные суды в отличие от наших весьма дорогое, длительное, публичное мероприятие. Поэтому и возникла потребность в создании более дешевой, быстрой, конфиденциальной и эффективной альтернативы судебному разбирательству.
 
- Поясните…
- Процедура медиации в отличие от судебной предполагает добровольное и равноправное участие обеих сторон в переговорах, которые должны привести к взаимоприемлемому решению. Гарантия ее эффективности заключается в том, то медиатор (посредник) на основе принципов нейтральности и конфиденциальности работает не с предметом спора, а с интересами сторон, помогая конфликтующим найти решение, которое по возможности максимально устроит всех.
 
- Но таких специалистов я пока не знаю…Откуда же они возьмутся?
- Давайте по порядку… Итак, летом прошлого года был принят федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». С 1 января нынешнего года закон уже вступил в силу. В соответствие с ним профессиональными медиаторами могут быть лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном правительством. В феврале такая программа была утверждена. То есть теперь можно готовить соответствующих специалистов. Но пока обучать их как раз и некому…Сегодня в стране существует только два центра подготовки (в Москве и Петербурге), но для такой огромной страны этого недостаточно.
 
- И что планирует сделать в той ситуации Институт развития профессионального образования?
- Мы планируем организовать для начала курсы повышения квалификации для медиаторов. Прежде всего, для людей с юридическим, психологическим и педагогическим образованием. Уже в новом учебном году рассчитываем такие курсы открыть.
- Лично Вы владеете искусством медиации?
- Скажем так, я прошел обучение на таких курсах в Северо-Западном филиале Российской академии правосудия. Я был в составе первой группы, которая там обучалась по программе «Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника в суде». Среди преподавателей были сотрудники кафедры конфликтологии философского факультета СПбГУ и практикующие медиаторы. Общее впечатление: медиатор - это особая профессия, сложная, но интересная и необходимая.
 
- Как все это будет выглядеть? Ведь должен быть специальный учебный план…
- Да, на основе утвержденной Министерством образования и науки РФ «Программы подготовки медиаторов» нами разрабатывается соответствующая учебно-методическая документация, приобретается учебная и учебно-методическая литература, необходимые для лицензирования новой образовательной программы.
 
Надеемся в течение лета завершить процедуру лицензирования и в новом учебном году приступить к занятиям.

 

956
Популярное
Лента новостей