08.05.2011 10:02

Елена Ульянова: Специальные навыки трудно привить с нуля

Рейтинг: 0
Елена Ульянова: Специальные навыки трудно привить с нуля
В этом году исполняется 15 лет Институту дополнительных творческих педагогических профессий. Его выпускники известны не только в России, но и зарубежом. О работе института рассказала в своём интервью его директор -
Елена Ульянова.
 
— Елена Галимовна, поясните, в чем суть работы Института дополнительных творческих педагогических профессий (ИДТПП)…
— В Челябинском государственном педагогическом университете студент получает высшее профессиональное образование. Институт дополнительных творческих педагогических профессий – подразделение вуза, в котором студенты обучаются по дополнительным образовательным программам.
 
Когда было принято решение организовать дополнительное образование студентов в пединституте, встал вопрос, каким оно должно быть, в чём разница между основным и дополнительным? Мы использовали опыт факультетов общественных профессий, которые существовали в советский период. И дополнили его с учётом требований нового времени. Была цель: увеличить творческую составляющую.
       
Студенты, которые приходят к нам, первые два года обучения совершенствуют специальные навыки. На третий год изучают основы педагогики и психологии дополнительного образования детей. На последнем семестре этого года стажируются помощниками руководителей творческих коллективов. У всех, кто оканчивает наш Институт, есть возможность на четвёртом-пятом курсах не только продолжать совершенствоваться в составе своего творческого коллектива, но и выступать в качестве организатора проектов, которые эти коллективы создают. Если студент занимался в коллективе современной хореографии, то он не только занимается танцами, но и вместе с руководством ИДТПП как организатор участвует в проведении вечера современной хореографии на городском уровне, ставит спектакли, участвует в создании афиш, распространении билетов, привлечении зрителей. Это позволяет получить бесценный опыт участия в социальном проекте.
      
Мы предлагаем около 50 направлений (бальные, спортивные, эстрадные, народные танцы, фехтование, туризм, спасательное дело и так далее). Каждому направлению требуется своя материальная база. Под руководством ректората шли к тому, чтобы обеспечить всем необходимым. Стараемся сделать так, чтобы человек продолжал заниматься тем, чем он успешно занимался в системе детского дополнительного образования. Специальные навыки трудно привить с нуля. Таким образом, творческий человек, поступая в педагогический университет, имеет возможность заниматься у нас, найти себя.
     
Выпускники получают сертификаты об окончании. Сегодня мы не выдаём диплом государственного образца, так как не утверждены государственные требования по педагогу дополнительного образования.
 
— Бывает так, что студенты в дальнейшем работают по дополнительной специальности, а не по основной. Дополнительное вытесняет специальное образование?
— Не хотела бы разводить принципиально основное и дополнительное. Мы стараемся максимально грамотно дополнять профессиональное образование. Используем то, что даёт высшее педагогическое образование. Это и педагогическая практика, и способность адаптироваться в социуме, и собственная педагогическая позиция. Всё это в совокупности помогает найти себя. Педагог в первую очередь должен в себе разобраться, найти себе достойное место в этой жизни. Уже исходя из этого опыта, обучать детей. Мы понимаем, что не будь в педагогическом университете основного высшего образования, мы бы не могли организовать дополнительное.
 
— Все ли студенты педагогического университета могут заниматься в ИДТПП?
— Надо заключить целевой договор с университетом. Либо быть очень талантливым! Получается, что все.
        На сегодня в институте обучается около двух тысяч студентов дневного и заочного отделений. Это больше 140 групп. Работает около семидесяти преподавателей разных категорий: от доктора наук и профессора до Заслуженного артиста России.
 
— В этом году 15 лет ИДТПП и фестивалю «Весна студенческая».
— С таким проектом российского масштаба, как «Студенческая весна», наша судьба тесно переплелась. Традиционно проходит университетский фестиваль. И именно ИДТПП является его организатором. Когда стали создаваться творческие направления в ИДТПП, возник вопрос: «Где студенты будут демонстрировать своё умение?». Творческому человеку важно не просто выступить, ему важна оценка его работы коллег по цеху. В этом смысле «Весна студенческая» дает такую возможность. На университетские конкурсы, где ребята показывают, чему за год научились, мы приглашаем в жюри признанных профессионалов в той или иной области. Студенты могут услышать оценку профессионалов со стороны, которые непредвзяты, объективны. Могу сказать, что на городском уровне наши студенты выглядят достойно. ИДТПП гордится тем, что спектакли современной хореографии по нашей инициативе в городском фестивале «Весна студенческая» представлены отдельной номинацией. Ольга Пона, художественный руководитель Челябинского Театра современного танца, назвала нас «центром современной хореографии среди вузов Челябинской области». Она отметила, что мы единственные в студенчестве, кто серьёзно занимается этим направлением хореографии.
В ЧГПУ есть Центр студенческих инициатив. Ребята из этого Центра решили поставить мюзикл «Ромео и Джульетта». Вокалистами и танцорами стали выпускники и нынешние слушатели ИДТПП.
 
— Есть направления, которые пользуются большим спросом у студентов, и наоборот?
— Хип-хоп-движение, например, на сегодня активно развивается. Есть направления, которые мы умышленно сократили. КВН, например. Мы пришли к выводу, что КВН как специальность необходима, так как это движение развито в школе, и им нужны руководители команд. Но дело в том, что студенческая команда КВН должна пройти от городских этапов до всероссийских. Мы не всегда можем предоставить такую возможность студентам именно в финансовом плане.
 
— Формируются ли какие-то направления согласно государственному заказу?
— У нас есть пример, когда в 2001 году Министр МЧС Сергей Шойгу высказался о том, что в стране нужны студенческие добровольные отряды спасателей. В ответ у нас родилась инициатива. Наш педагог по туризму разработал учебный план по подготовке спасателей. Учебной группе, которая обучалась по образовательной программе «Туризм», мы предлагаем пройти обучение по программе «Руководитель клуба юных спасателей». По окончании студент получает сертификат ИДТПП и удостоверение спасателя МЧС России, так как студенты сдают экзамены в профессиональной школе спасателей.
 
— Как представлено патриотическое направление?
— Десять лет назад по инициативе Виталия Латюшина, ректора ЧГПУ на тот момент, и Олега Евдака, преподавателя художественного слова, ИДТПП создал интеллектуальную игру патриотической направленности «Русский мир». Это игра по истории России до 1917 года для школьников всех возрастов. На сегодня в ней участвует более 80 школ города, более полутора тысяч школьников. Эта игра представляет собой поле деятельности для наших студентов. В Институте есть специальность «Технология досуга», где студенты обучаются организации досуга школьников. Они участвуют и в организации игры «Русский мир» на районном, городском уровне, областном. Кроме того, у нас есть специальность «Художники-оформители». Студенты этой направленности изготавливают гербы для школ-участников. И Театр русского костюма, и драматический театр также участвуют в игре.
 
— В учреждениях дополнительного и основного образования сейчас много говорят о Федеральном государственном стандарте третьего поколения. Как он сказывается на работе ИДТПП?
— Я бы сказала, что мы ему рады. Педагог с нашим сертификатом, который пойдёт в школу, наконец-то будет востребован в полной мере. Мы, конечно, не были готовы к тому, что стандарты применимы именно к начальной школе. Мы не можем сейчас гарантировать, что все выпускники факультета «Учитель начальных классов», овладели теми дополнительными образовательными программами, которые будут востребованы именно на уровне начальной школы. В любом случае мы предлагаем студентам этого факультета попробовать себя в Театре кукол, фито-дизайне, художественном слове, хореографии.
 
Интеграция дополнительного и основного образования – это та позиция государства, которая нам на руку. Учителю предоставляется возможность показать себя с двух разных сторон: как учителя-предметника, который следует государственным стандартам, и как руководителя творческого объединения, в котором ничто не ограничивает полёт фантазий. Ученики также могут проявить себя творческим образом. Уверена, у учителя должен быть опыт творческого успеха и неуспеха. Чтобы лучше понимать ученика, который в этом состоянии живёт.
 
— Есть ли аналоги Вашего института в других вузах?
— Есть отделение дополнительного образования студентов в ЧелГУ, например, но оно не педагогическое. Дополнительное педагогическое образование необходимо только педагогам, и оно готовит к работе не в основном образовании, а в дополнительном.
 
— Может случиться так, что ИДТПП станет работать автономно?
— Нет, это невозможно, и в этом нет никакого смысла. Если бы мы не имели поддержку ректората в предоставлении аудиторий, специальной базы, уже бы давно закрылись. Мы - не коммерческая структура, и мы очень активно используем базу вуза. Мы нужны именно в приложении к основному образованию.
 
Алина ИСАЕВА

 

965
Популярное
Лента новостей