Другой город
Челябинск
10.05.2011 17:28

Очереди в поликлиниках – как их ликвидировать?

Очереди в поликлиниках – как их ликвидировать?

Последнее время проблема очередей в поликлиниках и больницах стала предметом внимания властей и средств массовой информации.

Рейтинг: 0

В основном наличие очередей объясняют проблемами с регистрацией на прием. Об этом говорят принимаемые меры: введение IP телефонии, электронной регистрации, регистрации по телефону. Некоторые поликлиники даже вводят инновации: перенос очереди с первого этажа на четвертый. Кстати, в основном разговор идет о поликлиниках, поскольку очереди в них выражены явно. Но в больницах проблема может быть еще больше, просто очередей явно не видно – люди дожидаются госпитализации дома.

Со стороны медиков в то же время идут обвинения властей в недостатке современного оборудования, площадей и самих работников по причине низких заработных плат.

Думаю, что как всегда правы и те, и другие. В результате есть даже значительные подвижки: сообщается о принятии программ по финансированию закупа оборудования, капитальному ремонту и повышению зарплат. Безусловно, эти меры ситуацию поправят. Без современного оборудования и достойной оплаты никуда.

Но давайте посмотрим на ситуацию с управленческой стороны. Поликлиника или больница – это учреждение, оказывающее услуги пациенту. Услуга состоит из ряда операций (не в хирургическом, а в управленческом смысле): запись на прием, прием, забор анализов, снова прием, процедуры и т.д.. В больнице добавляются хирургическое вмешательство, осмотр, опять же процедуры, обследование и т.д. Если разобраться, отличий от других предприятий, занятых оказанием услуг и даже производством в управленческом смысле не очень много.

И что из этого следует, спросите Вы?

А вот что. Это означает, процесс оказания услуг здравоохранения подвержен тем же проблемам, что и обычное производство (извините за кощунство):
неопределенность (никто не может предсказать когда придет пациент (заказ), и сколько именно их придет, какие именно процедуры нужны будут для конкретного пациента (заказа) и т.д.)
вариации (время выполнения каждой процедуры (заказа) не может быть точно предсказано)
это усугубляется взаимозависимостью этих случайных событий
одновременно в обработке находится большое количество заказов (пациентов)
 Это означает, что к здравоохранению вполне применимы современные подходы к управлению в производственных предприятиях. Некоторые российские коммерческие предприятия из сферы услуг это уже поняли (например, Cбербанк внедряет бережливое производство).
Давайте посмотрим на больницу с точки зрения Теории ограничений. Очередь – это просто симптом болезни. То, что мы видим на поверхности. Бороться с ней непосредственно бессмысленно. Бороться надо с корневой проблемой. Но очередь однозначно говорит нам, что мы имеем дело с ограничением мощности. Внутренние ресурсы больницы не позволяют нам выполнить все заказы. Как правило, корневая проблема в этом случае ОДНА. Она может быть в чем угодно, и отличаться у каждой поликлиники и больницы. Это может быть конечно и конкретная единица оборудования, и конкретное рабочее место (лаборант например). Но чаще всего – это какая - то ошибочная управленческая установка, правило, то есть метод управления. Я утверждаю: методы управления нашими учреждениями здравоохранения – основная причина очередей и низкой их пропускной способности. То есть для преодоления этих проблем никакого финансирования практически не требуется. 

Уточню свою позицию. Я абсолютно поддерживаю, что заработная плата медицинского персонала должна быть достойной. Помещения, в которых мы лечимся, должны быть отремонтированы. Медицинское оборудование должно позволять делать все, что уже доступно современной науке. Но сами по себе эти меры не решат проблему пропускной способности.

Выделяемая сумма на модернизацию (например, в Челябинской области это 14 млрд. рублей за два года) хоть и весома, но вряд ли решит все же задачу увеличения пропускной способности, если подходить к ней без системного взгляда на проблему.

Системный же подход означает следующее. Для каждого из заведений необходимо определить – в чем конкретно для него заключается ограничение? Где тот фактор, который ограничивает пропускную способность? И заниматься нужно именно им. Знание ограничения позволяет организовать всю работу более продуктивно, путем максимального использования ограничивающего фактора и подчинения ему всего остального. Только это позволит достигать именно того, что нам действительно необходимо – обеспечивать трудоспособность и здоровье как можно большего количества населения в единицу времени.

После того, как решена эта корневая проблема, необходимо искать следущую. Такой путь позволяет добиваться значительных результатов при меньших затратах. Очень часто, чтобы преодолеть очередное ограничение, нужны просто управленческие решения по реорганизации деятельности. Но для этого главные врачи поликлиник и больниц должны овладеть инструментами современного управления. Без освоения управленческих навыков «производительность» поликлиник и больниц не поднять.


www.arbconsulting.ru

628
Популярное
Лента новостей