09.08.2011 16:19

Юрий Клевцов: Самое главное – оставить после себя хорошую память

Рейтинг: 0
Юрий Клевцов: Самое главное – оставить после себя хорошую память

1 августа 2011 года к исполнению служебных обязанностей приступил Главный балетмейстер Челябинского Государственного академического театра оперы и балета им. М.И.Глинки, народный артист РФ Юрий Викторович Клевцов.  Контракт его предшественника, Константина Уральского, закончился в июле этого года. С Главным балетмейстером театра народным артистом РФ Юрием Викторовичем Клевцовым беседовала начальник отдела по связям с общественностью ЧГАТОБ им. М.И.Глинки Наталья Городецкая.

- Юрий Викторович, как вы пришли в балет? В каком возрасте это было? 

- Это была инициатива моей бабушки Веры Сергеевны. Она имела непосредственное отношение к искусству – пела в оперетте Харьковского театра Музыкальной комедии, хотя и не являлась профессиональной актрисой. Бабушка привела меня на подготовительный курс балетной школы при Большом театре. Скажу честно, первые 3 года были мучительными. А потом… втянулся. В старших классах уже стало интересно и увлекательно. Я попал к прекрасному педагогу  Александру Прокофьеву, и именно с ним начал делать успехи. Уже на втором курсе Хореографического училища (1988 г.) я исполнил ведущую партию в балете «Тщетная предосторожность». Затем завоевал I премию Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве и II премию Международного конкурса артистов балета в Варне. Именно тогда меня заметил Юрий Григорович и пригласил в Большой театр в качестве премьера. Так случилось, что одними из первых я исполнял сложнейшие партии: «Данила» - «Каменный цветок» (хор. Ю.Григорович), Ферхад – «Легенда о любви» (хор. Ю.Григорович), Спартак – «Спартак» (хор. Ю.Григорович).

- Наряду с работой в Большом театре в течение 5 лет вы сотрудничали с Аргентинским театром «Колон».  Как все начиналось?

- В 1993 году, на гастролях Большого театра в Лондоне, меня заметил импресарио Аргентинского театра и предложил работу в Буэнос-Айресе.  Я стал первым русским артистом, который работал по контракту в театре «Колон». Новый репертуар, хореография, труппа… Огромный опыт и замечательный творческий багаж приобретены за 5 лет работы с 1993 по 1998 годы. Стоит отметить, что балетная школа в этом театре была основана русскими танцовщиками из труппы Анны Павловой. И они очень гордятся русской балетной школой, любят русскую культуру.

- Педагоги живут в своих учениках… Какие качества вашей личности сформировались благодаря выдающимся личностям, которые были вашими педагогами?

- Прежде всего, я, конечно же, хочу назвать Александра Прокофьева. Он работал над становлением не только артиста, но и личности. Своим примером, своим отношением к профессии, к жизни он воспитывал в нас мужчин. Хочется выразить ему огромную признательность за уникальные знания, которые со всей искренностью и жаром души он передавал нам.

Я так же благодарен ассистенту Ю.Григоровича Ворохопко Василию Степановичу, он поддержал меня, 18-летнего юношу, в первые годы работы в Большом театре. Самые теплые слова - в адрес Николая Романовича Семачева, правой руки Ю.Григоровича, который «лепил» мое тело, работал над образами. Все те великие люди, с  кем мне, так или иначе, приходилось работать – Галина Уланова, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Марина Семенова, Михаил Лавровский, Наталья Бессмертнова – оставили глубокий след в моей душе и сформировали уникальный творческий багаж, которым я готов поделиться с артистами челябинской труппы.

- Челябинск – ваш выбор или судьба?

В какой-то степени судьба. Я только-только ушел из Ростовского Государственного Музыкального театра и хотел немного отдохнуть, побыть наедине с собой и семьей.

Очень своевременно прозвучал звонок из Челябинска. Я отправился на встречу с  Владимиром Досаевым, который оказался очень приятным человеком, искренне желающим помочь театру. Его позиция вызвала во мне ответные чувства и… я дал согласие.

- Ваша семья приехала с вами?

- Моя жена, Элина Пальшина, заслуженная артистка РФ, балерина Большого театра сейчас находится в Москве, вместе с 3-х летней дочерью Елизаветой и собачкой Милашей (она тоже член нашей семьи). С женой мы много танцевали вместе, у нее прекрасная школа и опыт работы в качестве постановщика в Красноярске, Тбилиси, Ростове. Она будет приезжать в Челябинск, помогать мне в работе. Так же я планирую приглашать из ведущих театров страны педагогов и талантливых танцовщиков для обмена опытом с артистами челябинской труппы.

- Какие творческие планы у балетной труппы на 56 театральный сезон?

- Прежде всего, 10 августа мы ожидаем приезда талантливого балетмейстера Юрия Бурлака. Он еще раз поработает над своим спектаклем «Золой век русского императорского балета», а затем приступит к постановке балета «Эсмеральда» муз. Ц.Пуни, хор. Ю.Бурлака.  С его приездом начнется работа с балетной труппой, а так же обсуждение костюмов и декораций этого зрелищного и уникального спектакля.

Помимо этого труппа будет работать над восстановлением замечательного балета «Слуга двух господ» в хореографии Натальи Большаковой, визит которой планируется в начале 2012 года.

В этом сезоне очень насыщенный график гастролей балетной труппы. 16 ноября начнутся гастроли в Шанхае (Китай), где будет представлено «Лебединое озеро». С 5 по 22 января - гастрольный тур по Европе. В Словакии, Сербии, Болгарии, Хорватии и Венгрии мы покажем 3 балетных спектакля.

- Ваше творческое кредо?

Самое главное – оставить после себя хорошую память.  Что-то из задумок может не получиться, но я буду стараться поступать именно так, как обещал. Надеюсь (при помощи администрации театра и областного руководства) улучшить условия жизни челябинских артистов, привести их к стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Хочу, чтобы труппа не останавливалась в развитии, видела дальнейшие перспективы и с каждым днем росла и совершенствовалась.

Наталья Городецкая

 
Биографическая справка.
 
Юрий Викторович Клевцов родился в Москве, в 1970 г.
 
      Учился в Московском Академическом Хореографическом Училище. Окончил его в 1988 г. (педагог А.Прокофьев). В 1992 году окончил Московскую Государственную Академию Хореографии по специальности «Хореография с правом преподавания».
В 2008 году окончил Российскую Академию Театральных Искусств. Имеет диплом «Балетмейстер-постановщик».
 - 1988 год - Всесоюзный конкурс артистов балета в Москве (I премия, Золотая медаль).
 - 1988 год – Международный конкурс артистов балета в Варне (II премия, Серебряная медаль).
    С 1988 г. по 2009 г. был премьером Большого театра России. Имел в репертуаре:
«Данила» - «Каменный цветок» (хор. Ю.Григорович), Ферхад – «Легенда о любви» (хор. Ю.Григорович), Абдерахман - «Раймонда» (хор. М. Петипа), Спартак – «Спартак» (хор. Ю.Григорович), Базиль – «Дон Кихот» (хор. А.Горский), Петрушка – «Петрушка» (хор. М.Фокин), Щелкунчик – «Щелкунчик» (хор. Ю.Григорович), Конрад – «Корсар» (хор. Ю.Григорович), Раб – «Корсар» (хор. К.Сергеев), Джеймс – «Сильфида» (хор. О.Виноградов, Ромео – «Ромео и Джульетта» (хор. Ю.Григорович, хор. К. Макмиллан), Меркуцио – «Ромео и Джульетта» (хор. Р.Поклитару), Доктор – «Палата № 6» (хор. Р.Поклитару), Солор – «Баядерка» (хор. М. Петипа в ред. Ю. Григоровича, а также ред. Н.Макаровой), Петр – «Светлый ручей» (хор. А. Ратманский), балет «SecondBeforetheGround» (хор. T. Mcintyre), балет «Мезарикордес» (хор. К.Вилдон), балет «Призрачный бал» (хор. Д.Брянцев), адажио из балета «Лейли и Меджнун» (хор. К.Голейзовский), Ленский – «Евгений Онегин» (хор. Д.Кранко), Колен – «Тщетная предосторожность» (хор. Ф. Аштон), балет «Эмилия» (хор. К.Бальдонеро).
     За время работы в Большом театре репетировал с такими педагогами и балетмейстерами, как Ю.Григорович, А.Мессерер, А.Петров, Д.Брянцев, М. Семенова, Г.Уланова, М.Кондратьева, Н. Симачев, Р.Карельская, Н.Фадечеев, Е. Максимова, М.Лавровский, Р. Стручкова, Н.Бессмертнова, А. Прокофьев, А.Ратманский, Р. Поклитару.
     Гастролировал и танцевал с Большим театром во многих странах мира и на всех известных площадках. Как балетмейстер поставил несколько номеров, а также спектакли: «Мертвые души» (театр им. Маяковского), ассистент А.Ратманского балет «Игра в карты», ассистент К.Вилдан балет «Мезарикордес», ассистент А.Фадеечева балет «Гамлет» и «Драма на охоте», поставил «Половецкие пляски», балетные сцены в опере «Кармина Бурана».
      Имеет многочисленные зарубежные контракты. В 1995-96 гг. являлся приглашенным солистом балетной труппы аргентинского театра "Колон", где исполнял ведущие партии в классическом и современном репертуаре, участвовал в премьере балета "Тщетная предосторожность" (хореография Ф.Аштона).
      В 2000 г. исполнил партию Ферхада на премьере балета "Легенда о любви" в Государственном театре оперы и балета в Стамбуле.
       Неоднократно участвовал в международном проекте "Звезды ХХI века", организованном канадскими импресарио Надей Веселовой-Тенсер и Соломоном Тенсером (гала-концерты, представляющие звезд балета со всего мира, проходили в Торонто, Париже, Канне, Нью-Йорке, Токио).
       До прихода в Челябинский Государственный академический театр оперы и балета им. М.И.Глинки работал в Ростовском Государственном музыкальном театре в качестве балетмейстера-постановщика.
  
Награды:
 
- в 1988 г. завоевал I премию Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве и II премию Международного конкурса артистов балета в Варне;
- в 1995 г. получил звание "Заслуженный артист Российской Федерации";
- в 2001 г. был награжден орденом Дружбы народов;
- в ноябре 2008 г. присвоено звание "Народный артист Российской Федерации".   

 

848
Популярное
Лента новостей