Россия. Челябинск. Недоступная среда
Сообщить новость
11.08.2011 10:08

Россия. Челябинск. Недоступная среда

Рейтинг:
Рубрика: Общество
Россия. Челябинск. Недоступная среда
Сергей Естехин, коренной челябинец, уже 15 лет живет с диагнозом рассеянный склероз. Передвигается на инвалидной коляске. В 2007 году, он с группой единомышленников зарегистрировал региональное общество больных рассеянным склерозом "БраскО". И с тех пор отстаивает права таких же, как он. Периодически тормошит журналистов, чиновников, политиков. Рассказывает о проблемах в деталях. И ведь не поспоришь, дело человек говорит. Проблемы реальные и касаются большого числа граждан. Челябинск как и многие другие города России пока, увы, трудно, назвать городом с доступной средой проживания. И не только для инвалидов-колясочников, но и для молодых мам с колясками, пожилых людей и других маломобильных групп населения. Речь в сумме идет о десятках тысяч людей. Кстати, практически все они – потенциальные избиратели на ближайших парламентских и президентских выборах. 
 
Первый опыт
 
В 2004 году  в Челябинскую городскую думу поступил протест прокурора области Александра Войтовича на «Положение о специализированных жилых помещениях для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения». Прокурор области потребовал привести Положение, касающееся специализированных квартир, выделяемых инвалидам-колясочникам в рамках городской программы обеспечениях жильем этой категории граждан, в соответствие с Жилищным кодексом России.  Как выяснилось, правовой статус этих квартир существенно ограничивал права граждан. Так, договор найма на специализированную квартиру заключался сроком на пять лет, родственники подлежали переселению после смерти инвалида, возникали трудности с регистрацией, установкой телефона и т.д. Естехин был в тот момент одним из авторов обращений в прокуратуру. Он решил делать ремонт в квартире. И вдруг задумался: на ремонт нужна крупная сумма денег. Достать её – это одна проблема. А другая -  целесообразно ли вообще тратить эти деньги, если права на квартиру отсутствуют?
 
Прогулка по Челябинску  
 
Мы решили проверить на практике, насколько Челябинск сегодня доступен или наоборот, "непроходим" для людей с ограниченными физическими возможностями. И вместе отправились на прогулку по центру города. Это только звучит легко – отправились на прогулку. Сергею, например, для того, чтобы просто передвигаться рядом с нами (нас сопровождали еще представители партии «Справедливая Россия»), нужно было для начала выгрузиться из машины, в которой он приехал, с помощью подъемного механизма. Механизм работал исправно, но сама машина производила впечатление уже выработавшей ресурс. А заменить её нечем. С учетом того, что в Челябинске наберется порядка 2.000 инвалидов-колясочников, вариантов решения вопроса по повышению доступности городской среды для них два: или закупать каждому по такой машине, или произвести замену устаревшего подвижного состава более удобным общественным транспортом. Тем более что при втором подходе будут также учтены интересы других групп населения. 
 
Прогулка, сразу скажу, оставила невеселое впечатление. Мы прошлись по самому центру города и еще заехали в пару мест недалеко от центра. Этого оказалось вполне достаточно. Начальным местом встречи назначили Театральную площадь. Убедившись, что пандус при входе в администрацию города наличествует, поехали к зданию областного правительства. Оказалось, что это современного вида здание, построенное в бытность губернатора Сумина, …не имеет пандуса. Про инвалидов, когда строили здание, явно не думали. И здесь их не ждали. От здания правительства области дальше мы отправились пешком. Пересекли улицу Цвиллинга, и сразу обнаружили  препятствие – высокий сплошной бордюр, разделяющий проезжую часть и тротуар. Пандуса или подобия его не было. Вспрыгнуть на тротуар человеку в инвалидной коляске невозможно. Сергей сразу оценил ситуацию и легко проехал рядом со шлагбаумом по проезжей части улицы Коммуны (здесь уже, по сути, парковка) в направлении Кировки. Метров через 50 ему даже удалось заехать на тротуар. Пандуса и тут не было. Просто когда-то в этом месте существовал въезд во двор. Тротуар и проезжая часть соединяются перешейком без перепадов высот. Потом прогулка  пошла проще. Кировка – одно из наиболее удобных мест в городе для всех категорий населения. Хотя в отдельных местах ливнёвку переехать на коляске было непросто. А чуть ниже середины пешеходной зоны мы наткнулись на машину, перегородившую весь проход по правой стороне улицы. Рядом стоял запрещающий знак. Пешком обойти машину еще было можно. А вот объехать на коляске – только под знак "Проход запрещён". Мы именно так и поступили. 
 
Когда подошли к театру оперы и балета, сразу стало понятно, что данное учреждение культуры явно недоступно для людей с ограниченными физическими возможностями. Заехать по кривому подобию пандуса на площадку (чтобы оттуда попасть в сам театр) не получится по двум причинам: а) несовпадение расстояние между колесами коляски и полозьями пандуса, б) слишком крутой угол наклона. Попытка въехать наверняка привела бы к опрокидыванию коляски на которой сидел Сергей. О том, как подняться в зал из фойе театра, Естехин в свое время рассказывал и показывал журналистам «Российской газеты». Это было то еще шоу. С использованием досок, помощью окружающих людей, эмоциями, нервами… Как выясняется, ничего с тех пор не изменилось. И в других театрах Челябинска положение ничем не лучше.  
 
От театра мы переместились на улицу Цвиллинга, где и хлебнули проблем по полной. Почти на каждом боковом свертке с Цвиллинга в какой-нибудь двор высоченный бордюр, сделанный явно с нарушением существующих норм, полностью исключал самостоятельное передвижение здесь человека, не способного ходить своими ногами. Несколько раз мне пришлось поднимать и опускать коляску с довольно тяжелым пассажиром. Сразу отметил про себя, что почти не уделяю внимания физическим упражнениям. И совершенно напрасно. Но я-то могу передвигаться без коляски…
 
Мы шли по центру города медленно, с трудом преодолевая препятствия, потом вернулись к зданию областного правительства. После чего проехали для сравнения к автоцентру «Бовид», что напротив бизнес-дома «Спиридонов». Где также столкнулись с похожей проблемой. Во-первых, большая часть тротуара здесь просто отгорожена под автостоянку. Во-вторых, та узкая часть, что еще осталась, через метров 60 по направлению к железнодорожному мосту, заканчивается бордюром без пандуса. Приехали…
 
Третьим пунктом маршрута стал детский парк им Терешковой рядом с Комсомольской площадью. Тут было совсем просто. Высокий (что уже стало привычно) бордюр, ни одного пандуса. Вдобавок проходы в парк были еще почти полностью закрыты ограждением, оставляя даже для пеших и при этом взрослых, но не старых, и здоровых пешеходов очень узкий промежуток. Тот, кто это сделал, не думал не то что про инвалидов на колясках, но и про родителей с детскими колясками. Парк вообще-то детский…
 
Знакомый горожанин рассказал, как недавно столкнулось с этой же проблемой, не будучи инвалидом. Приехал из Германии, где накупил массу подарков родным. Нагрузил большие сумки, благо они на колесиках, и в Германии нет проблем с их транспортировкой. Везешь себе за ручку, и все дела. Но стоило человеку прилететь в московский аэропорт, как он с ужасом осознал, что Россия - не Германия. И все, что он накупил, ему придется постоянно переносить. А сил на это вряд ли хватит.
 
 Что такое «доступная среда» 
 
По итогам прогулки по городу мы решили подытожить вместе с Сергеем увиденное и заодно обсудить, как можно было бы решить существующие проблемы. В чем все-таки причина того, что они до сих пор не были решены? Только ли дело в отсутствии денег? 
 
-  Сергей, первый вопрос. Доступность городской среды в нашей стране и в частности, в Челябинске. Об этом много сейчас говорится, но такое ощущение, что пока немного делается. Что такое доступность городской среды в Вашем понимании?
- Риторический вопрос... Хочу соблюдения существующих в России СНИП-ов, которые касаются наличия в городах пандусов, оборудования тротуаров, высоты бордюров и пр. Хочу иметь возможность заезжать в любые магазины , хочу ездить в низкопольном транспорте, хочу посещать концерты/спектакли. Этого же хотят еще тысячи людей. Понятно, что придется закупать и устанавливать так называемые "горизонтальные лифты". Но это же всё равно придется делать. Очень хочу, чтобы чиновники не ссылались на трудности (нет финансирования, кризис и т.п.), а решали бы такие вопросы, вовлекая в их решения и нас. В общем, хочу перемен! Реальных.
 
-  С чего предлагаешь начинать перемены? Что должно быть первым шагом?
 - Низкопольный транспорт, оборудованные посадочные зоны - остановки и бордюры высотой - соответствующей нормам.
 
- Сколько это может стоить? Съезды на бордюрах (сколько их надо сделать в Челябинске?). И какова цена соответствующего транспорта? Где такой в России делают?
-  Высоту бордюров, съездов и их количество нужно определять руководствуясь Снип и Гост. Трамваи делает, как известно, наш Усть-Катав, автобусы – Башкирия. Цена зависит от комплектации (например, в автобусах).  
 
- В январе заместитель главы администрации Челябинска по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Егор Ковальчук говорил об утвержденной в конце прошлого года целевой программе оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта за три ближайших года. При этом при конкурсном распределении маршрутов среди перевозчиков одним из условий для частных предприятий планировалось установить приобретение низкопольных автобусов большой вместимости – 100 и более человек. Ковальчук назвал тогда и среднюю стоимость низкопольных автобусов – около семи миллионов рублей. Планировалось, что первые такие автобусы появятся уже в течение нынешнего года. 
- Пока это только слова. Уже август. Где эти низкопольные автобусы? К тому же чиновник чуть ли не вдвое завысил стоимость автобуса, я интересовался у посредников, стоимость одной единицы варьируется в пределах 2,5 - 3,5 миллиона руб.
 
 
Когда готовился этот материал:
Пришло сообщение с Украины. В Харькове для маломобильных групп жителей создадут специальный обменный фонд квартир. С такой инициативой выступила заместитель Харьковского городского головы по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Светлана Горбунова-Рубан. Благодаря работе фонда инвалидам-колясочникам будет легче обменять жилье, например, на пятом этаже на квартиру на первом этаже. Также в случае обмена будут устанавливать пандусы на выходе из подъезда этого дома.
 
Сегодня в Харькове проживает 90 человек с ограниченными возможностями, нуждающихся в квартирном обмене такого рода. Информация по обмену жилья для маломобильных групп населения скоро появится на официальных городских Интернет-ресурсах Харькова.

 

617

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей