16.08.2011 12:44

Задача – сохранить историческое наследие русского театра

Рейтинг: 0
Задача – сохранить историческое наследие русского театра

 

10 августа  в Челябинск прибыл Заслуженный артист России, известный балетмейстер, исследователь классического наследия балетного театра XVIII - XX веков Юрий Петрович Бурлака. С Челябинским Государственным академическим театром оперы и балета им. М.И.Глинки Юрий Петрович сотрудничает с 2008 года. На сцене нашего театра Мастер балета поставил удивительно зрелищный и яркий спектакль «Золотой Век Русского императорского балета». В данный момент с руководством театра ведутся переговоры о работе над постановкой балета «Эсмеральда», премьера которого планируется на весну 2012 года.
 
Специально для поклонников балетного искусства Челябинска Юрий Петрович выделил время в своем графике и ответил на вопросы начальника отдела по связям с общественностью  ЧГАТОБ им. М.И.Глинки Натальи Городецкой.
 
- Юрий Петрович, вы сотрудничаете с нашим театром с 2008 года. Почему именно Челябинский оперный?
- Я - человек открытый и для общения, и в работе. Для меня не имеет принципиального значения, с каким театром сотрудничать. Это может быть Париж, Лондон, Токио или Челябинск. Если есть интерес к моей работе, к исследованиям классического наследия балетного искусства – я с удовольствием буду воплощать новые постановки.
 
В Челябинский театр оперы и балета в 2008 году я приехал по приглашению главного балетмейстера Константина Уральского. Было принято совместное решение о создании вечера различных хореографических форм: от сольных вариаций до массовых гран-па (франц. grand pas, буквально — большой танец, ансамблевый танец в балете с участием солистов и кордебалета – прим. автора). Таким образом, родился спектакль «Золотой Век Русского императорского балета», который по сей день идет на сцене вашего театра и пользуется успехом.
 
Балет «Эсмеральда» - вторая работа в Челябинске. Это одна из жемчужин классического мирового наследия. Впервые балет поставлен на сцене Лондонского Королевского театра французским балетмейстером Жюлем Перро в 1844 году, по мотивам романа Виктора Гюго «Собор парижской богоматери». Музыку к балету написал Чезаре Пуни. Уже через 4 года балет появился на Российской сцене, а затем и перешагнул в ХХ век. Летопись этого балета хранит имена великих балерин прошлого: это Ольга Спесивцева, Екатерина Гельцер,  Галина Уланова.
В Большом театре он шел до 1934 года, а затем появился уже в 2009 году. Долгие годы, буквально по крупицам, я собирал информацию о балете в фондах музеев, изучал книги, исторические свидетельства, беседовал с живыми людьми, бывавшими на постановке в 30-х годах (уже прошлого!) столетия. Собрав все воедино, в соавторстве с Василием Медведевым, поставил «Эсмеральду» в Большом театре. Кстати, либретто, к этому спектаклю написано самим Виктором Гюго!
 
Балет «Эсмеральда» с огромным успехом дебютировал на сцене Берлинского театра в апреле 2011 года, где я работал по приглашению Владимира Малахова, мировой звезды международного балета, хореографа и директора Берлинской государственной оперы.  А дирижировал этим спектаклем художественный руководитель вашего театра Антон Гришанин. Он и предложил поставить «Эсмеральду» на сцене Челябинска.
 
Мне известно, что в 50-х годах в вашем городе с успехом шел балет «Собор Парижской Богоматери». Это значит, что великое произведение Виктора Гюго стоит у истоков основания Челябинского балета.
 
- В своих интервью вы не раз подчеркивали, что не признаете такого понятия, как реконструкция спектакля. Для вас каждая работа – что-то новое, отличное от всего, что представлено было на сцене ранее…
- Это действительно так. «Эсмеральда» в Челябинске, безусловно, будет похожа на спектакль в Берлине. Но у каждого театра свое лицо, уровень технической подготовки труппы… есть очень много нюансов, вплоть до размера сценической площадки. Поэтому не будет точного повторения предыдущих постановок. Спектакль очень разнообразный, масштабный, состоит из 5 картин, любому артисту найдется достойное место.
«Эсмеральда» - очень важная постановка, я уверен - только на классических спектаклях возможен творческий рост артистов балетной труппы. И мне очень приятно, что новый балетмейстер театра Юрий Клевцов, который возглавляет труппу, разделяет мою точку зрения.
 
- 15 июня в Челябинске состоялась премьера русско-французского проекта русские балеты в хореографии 21 века «Свадебка» и «Жар-птица» на музыку И.Стравинского. На ваш взгляд, пополнился ли творческий багаж артистов?
- Конечно, пополнился. У каждого театра есть свое место в культурном пространстве, в нем работают живые люди, которые занимаются творчеством здесь, сегодня, сейчас. Они смотрят вперед, учатся чему-то новому, осваивают иную пластику. Быть может, этот опыт помогает артисту находить новые нюансы в исполнении классических произведений. НО, очень важно понимать – направлений современной пластики множество, а классические произведения всегда останутся в историческом наследии русской культуры. На мой взгляд, политика Челябинского академического театра оперы и балета им. М.И.Глинки выстроена очень грамотно: классического репертуара все же больше, чем современного.
 
- Каковы тенденции развития современного российского балета?
-  С одной стороны – существуют традиции, благодаря которым живет русское искусство, развивается по определенным законам. С другой – тенденция забыть свое прошлое и «нахватать» всего западного, чего мы недополучили во времена «Железного занавеса». За ХХ век родилось огромное количество шедевров, пример тому – «Русские сезоны» Дягилева, авангардисты 20 –х годов… Однако не стоит забывать, что основу для развития различных направлений в балете дала именно Россия. Думаю, следует избегать чрезмерного увлечения Западом. Очень важно, чтобы люди, которые руководят театром, и культурой в целом, не отрекались от наследия и ценили достояния русского искусства.  
 
- Юрий Петрович, вы ведете научные изыскания в области старинной хореографии и музыки балетного театра XVIII - XX веков. Расскажите о них более подробно.
- Рассказывать о них можно бесконечно… Если кратко - моя задача сохранить и показать историческое наследие русского театра. На данный момент исследователей очень мало. Самые известные в Москве – профессор Герман Николаевич Прибылов, мой педагог, который и привил любовь к историческому наследию. Еще Наталья  Воскресенская  и я. Все начиналось с юношеского увлечения историей балета, своей профессией. В совокупности ряд причин привели к занятию историческими изысканиями. Дело это достаточно сложное, требующее огромного количества времени, терпения, усилий, путешествий по архивам. К тому же, исследования приходится совмещать с работой над постановками и преподавательской деятельностью (Юрий Петрович – профессор кафедры хореографии и балетоведения МГАХ).
 
- Что бы вы хотели пожелать сотрудникам в преддверии 55-летнего юбилея театра, который мы празднуем 29 сентября этого года?

 - Долгой интересной творческой жизни, замечательных спектаклей, спокойной и комфортной обстановки в коллективе, хороших и позитивных перемен, здоровья, терпения, положительных эмоций и сил для осуществления грандиозных предприятий! Приятных деталей – от благоустройства сквера у театра до асфальтирования дорог у подъездных путей. Но самое главное – большого зрительского интереса! Хотел бы видеть Челябинский Государственный академический театр оперы и балета им. М.И.Глинки  на достойных позициях среди всех театров нашей страны!

Задача – сохранить историческое наследие русского театра
10 августа  в Челябинск прибыл Заслуженный артист России, известный балетмейстер, исследователь классического наследия балетного театра XVIII - XX веков Юрий Петрович Бурлака. С Челябинским Государственным академическим театром оперы и балета им. М.И.Глинки Юрий Петрович сотрудничает с 2008 года. На сцене нашего театра Мастер балета поставил удивительно зрелищный и яркий спектакль «Золотой Век Русского императорского балета». В данный момент с руководством театра ведутся переговоры о работе над постановкой балета «Эсмеральда», премьера которого планируется на весну 2012 года.
 
Специально для поклонников балетного искусства Челябинска Юрий Петрович выделил время в своем графике и ответил на вопросы начальника отдела по связям с общественностью  ЧГАТОБ им. М.И.Глинки Натальи Городецкой.
 
- Юрий Петрович, вы сотрудничаете с нашим театром с 2008 года. Почему именно Челябинский оперный?
- Я - человек открытый и для общения, и в работе. Для меня не имеет принципиального значения, с каким театром сотрудничать. Это может быть Париж, Лондон, Токио или Челябинск. Если есть интерес к моей работе, к исследованиям классического наследия балетного искусства – я с удовольствием буду  воплощать новые постановки.
 
В Челябинский театр оперы и балета в 2008 году я приехал по приглашению главного балетмейстера Константина Уральского. Было принято совместное решение о создании вечера различных хореографических форм: от сольных вариаций до массовых гран-па (франц. grand pas, буквально — большой танец, ансамблевый танец в балете с участием солистов и кордебалета – прим. автора). Таким образом, родился спектакль «Золотой Век Русского императорского балета», который по сей день идет на сцене вашего театра и пользуется успехом.
 
Балет «Эсмеральда» - вторая работа в Челябинске. Это одна из жемчужин классического мирового наследия. Впервые балет поставлен на сцене Лондонского Королевского театра французским балетмейстером Жюлем Перро в 1844 году, по мотивам романа Виктора Гюго «Собор парижской богоматери». Музыку к балету написал Чезаре Пуни. Уже через 4 года балет появился на Российской сцене, а затем и перешагнул в ХХ век. Летопись этого балета хранит имена великих балерин прошлого: это Ольга Спесивцева, Екатерина Гельцер,  Галина Уланова.
 
В Большом театре он шел до 1934 года, а затем появился уже в 2009 году. Долгие годы, буквально по крупицам, я собирал информацию о балете в фондах музеев, изучал книги, исторические свидетельства, беседовал с живыми людьми, бывавшими на постановке в 30-х годах (уже прошлого!) столетия. Собрав все воедино, в соавторстве с Василием Медведевым, поставил «Эсмеральду» в Большом театре. Кстати, либретто, к этому спектаклю написано самим Виктором Гюго!
 
Балет «Эсмеральда» с огромным успехом дебютировал на сцене Берлинского театра в апреле 2011 года, где я работал по приглашению Владимира Малахова, мировой звезды международного балета, хореографа и директора Берлинской государственной оперы.  А дирижировал этим спектаклем художественный руководитель вашего театра Антон Гришанин. Он и предложил поставить «Эсмеральду» на сцене Челябинска.
 
Мне известно, что в 50-х годах в вашем городе с успехом шел балет «Собор Парижской Богоматери». Это значит, что великое произведение Виктора Гюго стоит у истоков основания Челябинского балета.
 
- В своих интервью вы не раз подчеркивали, что не признаете такого понятия, как реконструкция спектакля. Для вас каждая работа – что-то новое, отличное от всего, что представлено было на сцене ранее…
- Это действительно так. «Эсмеральда» в Челябинске, безусловно, будет похожа на спектакль в Берлине. Но у каждого театра свое лицо, уровень технической подготовки труппы… есть очень много нюансов, вплоть до размера сценической площадки. Поэтому не будет точного повторения предыдущих постановок. Спектакль очень разнообразный, масштабный, состоит из 5 картин, любому артисту найдется достойное место.
«Эсмеральда» - очень важная постановка, я уверен - только на классических спектаклях возможен творческий рост артистов балетной труппы. И мне очень приятно, что новый балетмейстер театра Юрий Клевцов, который возглавляет труппу, разделяет мою точку зрения.
 
- 15 июня в Челябинске состоялась премьера русско-французского проекта русские балеты в хореографии 21 века «Свадебка» и «Жар-птица» на музыку И.Стравинского. На ваш взгляд, пополнился ли творческий багаж артистов?
- Конечно, пополнился. У каждого театра есть свое место в культурном пространстве, в нем работают живые люди, которые занимаются творчеством здесь, сегодня, сейчас. Они смотрят вперед, учатся чему-то новому, осваивают иную пластику. Быть может, этот опыт помогает артисту находить новые нюансы в исполнении классических произведений. НО, очень важно понимать – направлений современной пластики множество, а классические произведения всегда останутся в историческом наследии русской культуры. На мой взгляд, политика Челябинского академического театра оперы и балета им. М.И.Глинки выстроена очень грамотно: классического репертуара все же больше, чем современного.
 
- Каковы тенденции развития современного российского балета?
-  С одной стороны – существуют традиции, благодаря которым живет русское искусство, развивается по определенным законам. С другой – тенденция забыть свое прошлое и «нахватать» всего западного, чего мы недополучили во времена «Железного занавеса». За ХХ век родилось огромное количество шедевров, пример тому – «Русские сезоны» Дягилева, авангардисты 20 –х годов… Однако не стоит забывать, что основу для развития различных направлений в балете дала именно Россия. Думаю, следует избегать чрезмерного увлечения Западом. Очень важно, чтобы люди, которые руководят театром, и культурой в целом, не отрекались от наследия и ценили достояния русского искусства.  
 
- Юрий Петрович, вы ведете научные изыскания в области старинной хореографии и музыки балетного театра XVIII - XX веков. Расскажите о них более подробно.
- Рассказывать о них можно бесконечно… Если кратко - моя задача сохранить и показать историческое наследие русского театра. На данный момент исследователей очень мало. Самые известные в Москве – профессор Герман Николаевич Прибылов, мой педагог, который и привил любовь к историческому наследию. Еще Наталья  Воскресенская  и я. Все начиналось с юношеского увлечения историей балета, своей профессией. В совокупности ряд причин привели к занятию историческими изысканиями. Дело это достаточно сложное, требующее огромного количества времени, терпения, усилий, путешествий по архивам. К тому же, исследования приходится совмещать с работой над постановками и преподавательской деятельностью (Юрий Петрович – профессор кафедры хореографии и балетоведения МГАХ).
 
- Что бы вы хотели пожелать сотрудникам в преддверии 55-летнего юбилея театра, который мы празднуем 29 сентября этого года?

 - Долгой интересной творческой жизни, замечательных спектаклей, спокойной и комфортной обстановки в коллективе, хороших и позитивных перемен, здоровья, терпения, положительных эмоций и сил для осуществления грандиозных предприятий! Приятных деталей – от благоустройства сквера у театра до асфальтирования дорог у подъездных путей. Но самое главное – большого зрительского интереса! Хотел бы видеть Челябинский Государственный академический театр оперы и балета им. М.И.Глинки  на достойных позициях среди всех театров нашей страны!

 

752
Популярное
Лента новостей