«В основе системы местного самоуправления Германии - приоритет демократических ценностей»
-1°
Сообщить новость
23.08.2011 10:55

«В основе системы местного самоуправления Германии - приоритет демократических ценностей»

Рейтинг:
Рубрика: Общество
«В основе системы местного самоуправления Германии - приоритет демократических ценностей»

Известный в Челябинской области общественный деятель, руководитель межрегионального фонда «ГОЛОС-Урал», вице-президент Ассоциации сельских поселений России Юрий Гурман недавно с рабочим визитом побывал в Дюссельдорфе, где по приглашению Германского фонда международного правового сотрудничества знакомился с правовой системой и практикой тамошнего местного самоуправления. И лишний раз убедился в том, что российский закон о местном самоуправлении был скопирован с немецкого. С одной принципиальной поправкой.

Эта поездка была инициирована Европейским клубом экспертов местного самоуправления, членом которого я являюсь. Рабочий визит на тему – «Местное самоуправление: правовое регулирование и практическая реализация». У Германии и России много общего. В том числе в законодательстве. Фактически российский закон №131 о местном самоуправлении был во многом скопирован с немецкого. Но мы, к сожалению, взяли только «форму», а про «содержание», про суть и принципы, ради которых создается этот институт в государстве, забыли. В Германии САМОУПРАВЛЕНИЕ реальное, дееспособное, финансово обеспеченное. Большая часть собранных налогов остается в поселениях, в России же - уходит в вышестоящие бюджеты. А без денег, как известно, много не насамоуправляешься.

- С кем Вы встречались в ходе этой поездки?

- Поездка была насыщенной. В Бонне мы имели продолжительную и интереснейшую беседу с профессором Рейнского университета, судьей Земельного Конституционного суда, доктором юридических наук г-ном Левером. В Кельне встречались с участниками Германской ассоциации городов, имели беседу с представителями Правительства в округе, коих, кстати сказать, в земле Северная Рейн-Вестфалия пять. Это что-то вроде наместников губернаторов в территориях, если сравнивать с нами, только с полным административным штатом и полномочиями – своеобразные глаза и руки губернатора, наличие которых обеспечивает, прежде всего, свободу муниципалитетов. Еще побывали в небольшом муниципалитете Линдлар и пообщались с его мэром и депутатами, в ратуше Дюссельдорфа - с администрацией города. Были встречи с представителями Министерства внутренних и муниципальных дел Федеральной земли (замечу, это у них одно министерство) и много других…

Что характерно, в Германии любой чиновник начинает разговор с важности и приоритета для него лично и для государства демократических ценностей. На каждой встрече мы в той или иной форме слышали искренний, не поддельный аргумент, что немцы расценивают местное самоуправление в том виде, как оно есть в Германии, не просто как эффективный институт. Они считают, что реальное самоуправление, реальная децентрализация и самостоятельность муниципалитетов, политическая конкуренция между муниципальными, региональными и федеральными лидерами - это гарантия того, что не повторялась горькая история III рейха. То есть такая система управления - своеобразная прививка от фашизма. Немцы считают, что если нет противоречий между местной властью и государственной – это плохо. Это застой и признак ненормального, даже опасного состояния в обществе. Только в столкновении интересов происходит развитие, находится оптимальный вариант. Даже звучали такие оценки, что эффективность местного самоуправления оценивают по количеству судебных исков, предъявленных муниципалитетами к земле (по нашему - к субъекту федерации). Чаще всего спорят по поводу межбюджетных отношений и полномочий.

В России к знаменитому закону № 131 о местном самоуправлении принято уже более 50 поправок, страшно сказать. В Германии к закону о местном самоуправлении была принята одна поправка, исправляющая допущенную опечатку. Получается, что у них закон – системообразующий документ. У нас же – акт сиюминутного действия, поправки к которому не читают уже даже эксперты. В Германии есть реальная политическая конкуренция. Они не пытаются спрятать от общества существующие проблемы и расценивают как важный системный элемент, возможность вести открытую, публичную политическую дискуссию. И парламент они воспринимаю как то место, где сталкиваются различные интересы и в дискуссии, борьбе аргументов ищется оптимальное решение.

По большому счету, именно существование таких противоречий обеспечивает устойчивость в целом всей государственной системы.

В Конституции РФ тоже основополагающим является принцип разделения властей, предопределяется, что таким образом государство должно существовать, не скатываясь ни в одну, ни в другую сторону, именно за счет разных интересов. Существование этих противоречий обеспечивает устойчивость государства. Россия, как и Германия, федеративное государство и принципы самостоятельного местного самоуправления, это тоже одна из основ Конституционного строя России. И то, что возникают противоречия, между одним уровнем власти и другим, потому что люди по разному воспринимают проблемы, которые существуют в территории и по-разному видят их решение, объективно, и нормально. Но в нашей жизни масса примеров, когда органы муниципального района, да и региональные власти, как в басне, когда у сильного всегда бессильный виноват, подавляют поселенческий уровень. В рамках той системы, что сложилась у нас на сегодня, поселения никаких вопросов сами решить не могут. Все равно придут с протянутой рукой. И с позиции силы район и государство начинают диктовать свои условия. А слабому самоуправлению – поселениям - ничего не остается, как отбросить любые попытки проявления инициативы и повиноваться воле сильного…

У нас, как мы помним, и спикер парламента однажды завил, что парламент – не место для дискуссий. В России наличие конституционного большинства в Госдуме подаётся как благо. В Германии немцы считают для себя это неприемлемым, мне показалось, даже злом.

Мы видим, и многие эксперты констатируют, как у нас не меняя Конституцию, федеральная власть через постоянное изменение законов, свободно искажает сам смысл Конституции. И политики и общество мирятся с этим. Немцы считают - у них такое невозможно.

- Как заставить эти нормы работать у нас?

- Приведу интересную сравнительную статистику, чтобы было легче понять. У нас население 140 млн. человек, в Германии 80 млн. Площадь России - 17 075,4 тыс. кв. км., Германии 357. тыс. кв.км. Число субъектов федерации в России в пять раз больше, чем в Германии, а муниципалитетов лишь в два раза.

В Германии поселенческое самоуправление (если говорить нашей терминологией) имеет максимум полномочий, а не районное, как у нас.

Район и поселения де-юре не соподчинены не в России, ни в Германии. Но у нас сегодня главы муниципальных районов по факту считают себя вышестоящим органом управления для поселенческого уровня. Это ситуация, доставшаяся нам от привычки советского управления. Местное самоуправление не входит в систему государственной власти. В России, как я уже отметил, районная власть – пережиток советской модели административного управления. Да, тогда была единая система, единая вертикаль, но и совершенно иные принципы экономического существования. Сегодня, когда мы, по сути, поменяли формацию государственного устройства, строим рыночную экономику, поменяли экономическую основу общественных финансов, совершенно по другим законам и принципам должны строить и отношения между уровнями власти и управления в государстве. В рыночной экономике развитие территорий происходит совершенно по другим принципам, нежели в распределительной - советской. По большому счету территории выступают конкурентами друг к другу. Муниципалитеты, местные сообщества находятся в конкуренции за ресурсы. За ресурсы федерального, регионального бюджетов. В конкурентной борьбе за людские ресурсы, за инвесторов. Откуда все разговоры об инвестиционной привлекательности территорий? За счет чего будет экономически развиваться территория? Это и есть конкурентная борьба за то, куда придет инвестор, в какую территорию. Где более эффективно будет осуществляться управление и будут созданы лучшие условия? От эффективности работы органов местного самоуправления зависит во многом будущее той территории, в которой они работают. И если самоуправления не будет или органы местного самоуправления будут ослаблены в той или иной степени, то будут возникать, в том числе и прежде всего проблемы с развитием. Муниципалитеты и органы самоуправления - это главные РАЗВИВАТЕЛИ своих территорий. И руководствоваться, прежде всего, они должны интересами населения, которое проживает на данной конкретной маленькой территории. На практике же в России главы поселений вынуждены руководствоваться в своей деятельности установками главы района. В Германии на первом месте – интересы жителей.

Принципиальное отличие Германии: поселения - базовый уровень самоуправления, все местные налоги поступают только в поселения. А район существует для того, чтобы выполнять полномочия, которые если поселения захотят, то делегируют ему и сбросятся на это деньгами. В России все деньги в районе. Если поселения не хотят делегировать полномочия, то район не дает поселениям деньги, и те вынуждены отказываться от полномочий в пользу района.

Интересно, что российским законом предусмотрена форма взаимоотношений, когда районный представительный орган формируется из глав и депутатов поселений. И тогда поселения реально становятся заказчиками на то, что делает район, а не его подчиненными. И у нас в разные годы в области в Кусинском районе, Аргаяшском, Красноармейском были попытки использовать эти законные возможности, но прежние губернские власти такие инициативы поселений буквально подавляли. Ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений будет впредь культивировать именно такой подход. Чтобы центр власти, центр принятия решений переносился на места. Но пока налицо советские привычки, которые власти старательно поддерживают.

- Ваш прогноз: когда в России возобладает здравый смысл? В том числе в плане распределения бюджетов. Очевидно же, что немецкая система в самом деле больше опирается на интересы населения. А не на интересы власти, как у нас.

- Нужна нормально функционирующая политическая и прежде всего избирательная система. Власть должна быть в прямой зависимости от интересов избирателей. А это возможно обеспечить только через честные, свободные, прямые выборы. Выборы без пресловутого админресурса. Конкурентные и открытые. Очевидно, что сегодняшние «кастрированные» партии и партийная система не могут отражать реальных предпочтений и интересов россиян. У нас всего 2% населения состоят в партиях, а 98% к ним не имеют никакого отношения. Более того, российская система выборов по партспискам – это архаика. В Европе такая система существовала, когда там не было всеобщего избирательного права.

Сегодня там право гражданина избирать или быть избранным не может быть попрано никакими партиями. Мы, кстати, с их судьей Земельного Конституционного суда г-ном Левером обсуждали нашу ситуацию в Хомутинино, когда я не смог баллотироваться в депутаты, поскольку выборы были только по партспискам. Он очень удивился. Сказал в Германии такое невозможно. И позже, в муниципалитетах, мне это подтверждали. Даже бюллетени избирательные показывали, где наряду с гражданами, которых выдвинули партии, значатся самовыдвиженцы, которым было достаточно «собрать» ТРИ подписи в свою поддержку, чтобы принять участие в выборах.

Как сделать так, чтобы это у нас заработало? Тут сложно однозначный рецепт дать. Наверное, как в английской присказке - чтобы иметь у дома красивый газон, его 300 лет регулярно стричь нужно. Нужно регулярно проводить выборы, и обеспечивать ротацию власти.

- Какие именно налоги в Германии остаются на местах?

- Имущественный, земельный, как и у нас. Но основной, они считают, промысловый налог. Что-то среднее между нашими НДС, налогом на прибыль и налогом с продаж. Его ставку муниципалитет может повышать или понижать самостоятельно. Если сильно повысит, есть риск, что бизнес начнет уходить. А вот подоходный налог в Германии распределяется интересно. В отличие от нас, когда налог платит за гражданина работодатель, там граждане его платят самостоятельно. Отсюда и отношение совсем другое к власти – они понимают, на чьи налоги власть существует. У нас так же много споров, куда должен зачисляться подоходный налог - по месту работы или по месту жительства гражданина, где он и его семья получают услуги от муниципалитета? В Германии такого вопроса нет. Там налог консолидируется в федеральный фонд, и уже из этого фонда распределяется по всем муниципалитетам, но строго по установленной законом формуле в зависимости от количества населения и числа рабочих мест в муниципалитете. Очень разумный подход.

- Вам недавно удалось добиться победы в Конституционном суде по поводу выборов 2009 года в Хомутинино. Как там дела сейчас?

- Ну, во-первых, во исполнение Постановления Конституционного суда районному и областному судам предстоит пересмотреть ранее принятые решения, в т. ч. по признанию итогов выборов недействительными.

Кроме того, обнаружился новый казус. Глава поселения Н. Воронова сама себе продлила срок пребывания у власти на несколько месяцев. Её должны были переизбирать в марте. А теперь будут в одно время с выборами в Госдуму. Это абсолютно незаконно, мы это оспорили и в нашу поддержку прокурор области подал в суд.

А был еще такой веселый случай! У нас, в Хомутинино, как и везде по стране активно решили «Народный фронт» строить. Всех сотрудников почты чохом записали туда. Но забыли, что деревенский почтальон Людмила Карпук является членом партии «Справедливая Россия». Причем, как представитель этой партии, является еще и депутатом Хомутининского совета. Когда Людмила узнала, что ее в «фронтовики» записали, – возмутилась. Тогда ей предложили, дабы не портить статистику перед начальством, написать заявление о выходе из ОНФ, в который она не вступала.

Вот так и живем.

450

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам.

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей