Камил Маматказин: «Общественный транспорт станет привлекательнее личного автомобиля»
-1°
Сообщить новость
21.11.2011 14:23

Камил Маматказин: «Общественный транспорт станет привлекательнее личного автомобиля»

Рейтинг:
Рубрика: Общество
Камил Маматказин: «Общественный транспорт станет привлекательнее личного автомобиля»
Какие реформы ждут транспортную отрасль Челябинска, возможно ли, что на городском общественном транспорте появится фейс-контроль, как скоро пассажиры почувствуют улучшение качества транспортных услуг, будут ли трамваи, троллейбусы и автобусы ходить в обеденное время и на многие другие вопросы журналистов ответил начальник транспортного управления администрации Камил Маматказин.
Об оптимизации затрат, расходуемых на общественный транспорт Челябинска, говорится давно. В городской администрации разработали программу, призванную сократить затраты и увеличить доходность перевозок. Программа включает в себя сокращение неэффективных расходов на содержание парков, увеличение результативности работы сотрудников предприятий и действенности работы транспорта.
- Для Челябинска это тем более важно, поскольку стоимость проезда не поднималась последние четыре года. А цены на ГСМ за это время выросли в разы, только в этом году на 60%. Электроэнергия за последний год подорожала на 30%, - объясняет Камил Маматказин. - Я не говорю, что завтра электротранспорт станет прибыльным. Но сделать его менее убыточным можно попытаться. Многое зависит от самих предприятий, от того, насколько люди готовы к переменам. Если сократим ненужные расходы, доставшиеся электротранспортникам в «наследство» с далеких времен, сократим раздутые службы, высвободятся средства на обновление парка и на повышение зарплаты, которая действительно очень мала. Чтобы транспортная отрасль Челябинска стала соответствовать мировым стандартам, потребуется приложить немало усилий.
- Ходят слухи, в администрации намерены сокращать не только ненужные расходы, но и «ненужных людей»…
- Такие слухи распускают люди, которые давно считают свою работу некоей синекурой. Гораздо приятнее получать небольшие деньги, зато иметь массу свободного времени и не перенапрягаться, чем ежедневно прилагать усилия для того, чтобы транспорт стал работать лучше. Хорошие специалисты в муниципальную отрасль не идут из-за низкой зарплаты, а платить по труду не получается, так как сегодня городской транспорт переживает не лучшие времена. Увольнять и сокращать никто и никого не собирается, а вот повысить производительность труда важно. В транспортных предприятиях предлагают людям или обучаться и включаться в новые технологические процессы, или переквалифицироваться и работать по специальностям, которые всегда востребованы – водителями, кондукторами, контролерами. Многие, ныне затратные, но не специализированные службы будут выведены на аутсортинг – признанная во всем мире форма кооперации госпредприятия со специализированными фирмами. Помещения, оборудование и другое имущество остается на балансе предприятия, но при этом при заказе услуг и работ муниципалитет сэкономит на выплате налогов, заработной платы, приобретении материалов. Работать останутся те же люди, но теперь с них будет другой спрос. Да и зарплату они смогут получать сдельную и намного больше. Каждое предприятие сможет самостоятельно решать, сколько тратить на оплату труда с рубля доходов. И людям будет понятно, что деньги платятся не уравниловкой. В автобусном парке, где реформы по оптимизации транспортных затрат идут быстрее, ремонтные рабочие уже получают до 30 тысяч рублей в месяц.
- Еще говорят, администрация хочет продать помещения трамвайных и троллейбусных депо…
- Тоже слухи, которые кому-то выгодны. Депо будут использоваться по своему прямому назначению – заниматься ремонтом и техобслуживанием. А вот на холостом пробеге электрических машин можно и нужно экономить. Ни в одном европейском городе мира троллейбусы не ночуют в закрытых помещениях. Если вы бы заглянули в любой челябинский троллейбусный парк, обнаружили бы, что рогатые машины стояли не в депо, а тоже на улице, «на веере», за забором. На самом деле троллейбус загоняют в специализированные боксы только для ремонта. В общей сложности за день 209 машин пробегали впустую от депо до «конечки» и обратно 4136 километров, затрачивая 196 часов. Мы перевели машины отстаиваться на конечные остановки, и уже сегодня экономим до 110 тысяч рублей в день. А вот сами транспортники должны задуматься, как научиться экономить государственные деньги. У трех депо огромные площади. Они отапливаются, в них горит свет, из неисправных кранов течет вода. А ведь эти траты оплачиваются из кармана налогоплательщиков. Частные предприниматели не позволяют себе такого расточительства. В любом гараже стоит энергосберегающее тепловое оборудование, ворота не распахивают наружу, там экономят тепло. Никаких вложений не нужно, чтобы не жечь попусту свет, не отапливать пустующие помещения, вовремя закрывать воду. Госказна не бездонная бочка, но некоторые об этом забывают.
- Для чего нужно усовершенствовать старые трамваи? Почему не купить новые?
- В обычной жизни мы стараемся жить по средствам, не позволяя себе покупок, которые могут подорвать наш бюджет. И муниципалитет не может разбрасываться деньгами налогоплательщиков. Новый трамвай стоит свыше 10 миллионов рублей, а сочлененный – все 30 миллионов. Пока нам не под силу такие траты. Станет электротранспорт рентабельным, можно будет замахнуться на обновление парка, но это дело будущего. Мы обязаны оказывать пассажирам качественные услуги. Модернизированные трамваи, оснащенные энергосберегающим оборудованием, - первый шаг для появления комфортабельного электротранспорта. Пассажиры уже успели оценить удобный, чистый салон и мягкие сиденья, вагоновожатые - технологические новшества в управлении. В устаревших машинах меняется не только внешний вид, но подлежит замене каждая изношенная деталь. Модернизированные трамваи отвечают всем требованиям безопасности, да еще экономят электроэнергию. И обходятся городской казне намного дешевле, чем покупка новых машин. Это оптимальный выход. С улиц должны исчезнуть трамваи устаревшие физически и морально. В конце концов, муниципальный транспорт – лицо города.
Камил Маматказин считает, что проблемы городского транспорта «копились годами» и их не решить в одночасье.
- Встречался с водителями троллейбусов в депо № 1. О они рассказали, что расписание не менялось с 1977 года, как и многие маршруты. Город строился, появлялись новые микрорайоны, культурные сооружения, развязки и улицы. Но никто не просчитывал, сколько транспорта нужно, чтобы обслужить горожан, не высчитывал, когда и в какое время город больше всего нуждается в подаче транспортных средств. Открывался новый микрорайон – уже существующий маршрут просто продлялся. А какие рейсы и линии нужны на самом деле, не выяснялось.
- Сегодня известно, где транспорт ждут пассажиры?
- Сегодня мы с помощью электронной системы оплаты рассчитываем пассажиропоток. Чтобы избежать абсурдных ситуаций, когда муниципальный транспорт выезжает на улицы, а основная часть пассажиров уже схлынула. Одни уехали на работу, Другие (студенты) – в учебные заведения, и наши водители героически перевозят воздух. Сегодня в транспортных предприятиях отстраивают регулярность движения. Надо, чтобы автобусы, трамваи и троллейбусы не скапливались на остановках или исчезали на неопределенное время. Они должны следовать один за другим с определенным интервалом. Так, как работает метро. Если пассажир уверен, что в нужное время к остановке без опозданий подойдет муниципальные трамвай, троллейбус или автобус, для него это станет важным фактором в выборе средства передвижения. Такой опыт у нас есть на четвертом маршруте – по автобусам, которые подходят к остановке через каждые четыре минуты, можно часы сверять. На этой линии сразу поднялась выручка. Пассажиры тоже заметили улучшение работы автотранспорта.
- Значит, муниципальный транспорт будет работать и в обед? Обычно в это время все они уходят на пересменку…
- В этом вопросе заложена абсурдность происходящего с общественным транспортом Челябинска. Разве правильно, что в обеденное время, когда люди спешат сделать свои дела или пообедать, пассажиропоток существенно увеличивается, муниципальный транспорт едет в депо? Транспортным предприятиям нужно так отстроить графики движения, чтобы было удобно и пассажирам, и водителям. Кроме того, если общественный транспорт не будет ходить пустым, прежде всего выиграют сами транспортники, которые получат дополнительные доходы. Главная задача администрации Челябинска - оптимизировать расходы на муниципальный транспорт. А регулярность движения - один из способов привлечь пассажиров.
- Неужели возможно, чтобы городской общественный транспорт ходил, как метро?
- Городские власти уже работают над программой выделения отдельных полос для общественного транспорта. Изучается движение на самых загруженных магистралях и перекрестках, просчитывается пропускная способность улиц. Там, где это возможно, появятся выделенные полосы для троллейбусов и автобусов, где общественный транспорт сможет двигаться с максимально разрешенной скоростью без пробок и помех. Российский кодекс об административных нарушениях предусматривает такой вариант дорожного развития, в законе прописаны штрафы для водителей личных автомобилей, занимающих «не свою» полосу. В будущем возможно «замкнуть» на общественный транспорт и светофоры, которые автоматически станут загораться зеленым светом, как только к перекрестку будет приближаться автобус или троллейбус. Если удастся реализовать эту задумку, городские предприятия не подведут и отстроят точность движения транспортных средств, то на общественном транспорте станет удобнее и быстрее передвигаться, чем на легковых машинах. В выигрыше останутся все жители города – если автобусы перестанут скапливаются в пробках, улучшится и экологическая ситуация. Экологи давно говорят, что главными загрязнителями атмосферы являются не промышленные предприятия, а транспорт. Особенно если автомобили газуют на низких скоростях в пробках.
- Сколько средств нужно, чтобы транспортную отрасль Челябинска можно было сравнить с европейской?
- Дело не в деньгах, а в правильной организации работы, выстраивании верной логистики. Любые деньги можно потратить и отчитаться, что они якобы ушли на дело. В прошлом году государство истратило на содержание городского транспорта миллиард рублей, но несмотря на эти огромные вложения, транспортное обслуживание не улучшилось. А наша задача - чтобы пассажир почувствовал изменения, и ему стало удобнее передвигаться именно на муниципальных трамваях, троллейбусах и автобусах. Мы намерены сократить затраты на транспорт, но улучшить качество транспортных услуг. Учитывая возможности интеллектуальных технологий, успешно используемых во всем мире и внедряемых теперь и на нашем городском общественном транспорте, вполне возможно экономить деньги налогоплательщиков и создавать комфортные условия для пассажиров. Общественный транспорт должен стать чистым, удобным, безопасным и приходить вовремя.
- Фейс-контроль в городском транспорте появится?
- Транспортные предприятия начнут устанавливать в салонах видеокамеры на отдельных маршрутах. Это нововведение станет еще одним способом контроля и гарантом безопасности для пассажиров. Мы заметили, что пассажир, когда понимает, что о нем заботятся, платит перевозчику той же монетой. В городе появилось 50 современных европейских автобусов марки «ЛиАЗ» и ни в одном из них не замечено случаев вандализма – никто не режет сидения и не пишет похабных надписей. Вести себя некультурно в машине, в которой есть все для удобства пассажиров, как-то не хочется. В ближайшее время увеличится число автобусов, оснащенных экологически чистыми двигателями. А значит, и качество обслуживания пассажиров улучшится, и для городской экологии это плюс. Для автотранспортного предприятия обновления автопарка тоже важно - новые автомобили в течение первых трех лет не требуют средств на ремонт.
- Какие еще нововведения появятся в общественном транспорте Челябинска?
- В ближайшее время намерены опробовать безналичную систему оплаты проезда. Кондукторы будут пользоваться электронными терминалами, и выдавать вместо билета кассовый чек, а пассажир получит возможность платить за поездку электронной картой, подобной банковской кредитке. Причем, владельцы транспортных карт смогут платить за проезд намного дешевле. Например, не 10 рублей, а семь. С помощью такого электронного кошелька можно будет пользоваться системой накопления бонусов и получать даже бесплатные поездки. Пассажир сам выберет оптимальную для себя форму проезда, и будет ждать транспорт, который гарантированно провезет его со скидкой. Линейку бонусов можно постоянно расширять и для часто пользующихся городским транспортом пассажиров свести стоимость проезда к минимуму.
- Какие новшества уже удалось внедрить?
- Массу плюсов дало внедрение навигационной системы – с 1 января 2012 года навигацией должны быть оборудованы все транспортные средства. Мы начали внедрять спутниковый контроль заранее. В транспортных предприятиях сразу заметили, что с помощью навигационной системы можно экономить значительные средства и досконально знать, как на самом деле работает парк. Компьютер не ошибается. А диспетчеры – живые люди. Где-то приписали лишнее время из симпатий к водителю, где-то не заметили сбоя в расписании. А техника точно отслеживает все передвижения машины, и даже соблюдение скоростного режима. Программа оповещает диспетчера, если водитель нарушает правила. Оборудование фиксирует резкое торможение или, напротив, внезапное движение с места – если нерадивый водитель не уважает пассажиров, регистрирует дисциплинарное нарушение.
При появлении навигационного контроля снизилась аварийность, соответственно улучшилось качество перевозок. Кроме того, навигационная система координирует и анализирует пассажиропоток ежедневно и с точностью до одного человека рассчитывает будущее число пассажиров на каждой отдельной линии. Значит, перевозчики могут сами рассчитать сколько, например, трамваев нужно на каждом участке, чтобы машины не шли пустыми и не тратили попусту электроэнергию. Оперативное управление моментально выявит любые отклонения от маршрута, поможет быстро среагировать в случае поломки, да и водитель сумеет в любой момент связаться с диспетчером. Опираясь на навигационную программу, мы разработали сайт http://www.marsruty.ru/chelyabinsk/, где любой пользователь может определить в какое время ему выходить из дома, чтобы сесть в машину, двигающуюся в нужном направлении. Планировать поездки можно на несколько дней вперед – расписание позволяет «увидеть», когда нужная машина подойдет к остановке в любой день недели. Именно навигационная система позволила установить на городских остановках электронные табло, которые будут оповещать пассажиров о времени прибытия того или иного транспортного средства. Городской транспорт и в дальнейшем будет меняться с учетом всех прогрессивных нововведений. Современные требования к транспорту таковы, что только совершенствование отрасли способно обеспечить его бесперебойную и рентабельную работу

687

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам.

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей