29.11.2011 16:53

Профессия, в которой кормят ноги

Рейтинг: 0
Профессия, в которой кормят ноги
Профессия официанта в обычном представлении – это профессия, где не требуется высокая квалификация. Чтобы заполучить работу официанта в местном кафе, не нужно ни солидного опыта работы, ни авторитета, ни даже высшего образования. И так обстоит дело не только в России. В американских сериалах нам часто показывают девочек, работающих официантками в местных кафе, а иногда и ресторанах. Как же легко и просто у них всё выходит! А если что-то и не получается, достаточно лишь обаятельно улыбнуться и извиниться. Но, конечно, на самом деле всё не так просто.  
Профессия официанта является одной из востребованных. И если говорить о серьезном отношении к делу, она предполагает весьма значительный багаж знаний и умений. Хороший официант обязан знать, из каких продуктов приготовлено то или иное блюдо (и откуда родом сами эти продукты), в чём его особенность. Отдельный разговор о знании вин. Не будем требовать от российского официанта слишком многого. Чтобы разбираться в винах, нужно время, внимание и терпение (и хороший учитель). А вот с чем разобраться хоть и непросто, но более реально, так это с элементарными правилами сервировки стола, самыми общими представлениями об  этикете, азах психологии (многие посетители требуют индивидуального подхода). Полезным дополнением будет внимание к деталям.
 
Большое значение для хорошего официанта имеет общий уровень его культуры. Остроумие, наличие чувства юмора и широкий кругозор не повредят в нестандартных (а порой и экстремальных) ситуациях, которые нередко возникают. Иногда попадаются капризные посетители, и официанту приходится прикладывать все свои силы, дабы угодить гостю. Бывают «чёрные дни», когда эти «вредины» идут друг за другом партиями. Так что не последнее место в чемодане качеств официанта занимает оптимизм и находчивость. Некоторые посетители общепита, увы, не прочь посмеяться над официантами, воспринимая их как прислугу. Сразу начинают обращаться на «ты», ведут себя откровенно по-хамски. Но хороший официант никогда не будет терпеть такого к себе отношения. 
 
Знание языков ставит официанта на новый, куда более высокий уровень не только в собственных глазах или в глазах руководства, но даже в глазах иностранных посетителей. Которых, к слову, становится в Челябинске всё больше. Обычно иностранные туристы – это позитивные и понимающие посетители (если, конечно, официант не удосужился опрокинуть на них стакан сока или тарелку русского борща). К тому же иностранцы не скупятся на хорошие чаевые. А если официант может непосредственно контактировать с посетителем на родном для того языке, бонусы не заставят себя долго ждать.
 
 
Между прочим в нашей стране культура чаевых ещё не вошла в привычку. В отличие, например, от Европы. Хотя если сравнивать сумму полученного «чая» в России и какой-нибудь Македонии, то плюс будет России. Средняя заработная плата официанта второй категории, то есть начинающего, составляет 6-7 тысяч рэ. В Македонии выходит на наши деньги около трёх. Разница объясняется различием цен. Цена русской пиццы в 250 рублей в Македонии делится пополам. Равно как и водки. Чаевые также не отходят от общих правил.
 
Я уже упоминала о важности такого качества как внимание в чемодане официанта. Это слово можно отдельно выписать. Ничто так не отличает хорошего, опытного официанта от мальчика или девочки с улицы, как внимательность. Это не просто умение замечать детали в поведении клиента, не просто быстрая реакция на его заказ или просьбу, это залог хорошей работы. Иногда из-за рассеянности обслуживающего персонала недобросовестные посетители уходят, не расплатившись! И тогда официант вынужден отвечать за своё невнимание, что называется, собственным кошельком. Это очень обидно, ведь официант не получают миллионы.
 
В ресторане «Зайцеff» был случай, когда посетители, пообедавши на 10 тысяч, ушли, не расплатившись. К счастью, всё обошлось. Клиенты вернулись спустя некоторое время и извинившись, оплатили обед. Оказывается, их совесть замучила. Они думали, что потери понесет непосредственно заведение, а не официант. Когда узнали, что ошиблись, вернулись, нашли официантку, извинились и отдали деньги. Но зачастую «пропавшие» клиенты не возвращаются.
 
Официант -  связующее звено между посетителями и рестораном. Если неопытный официант случайно перепутал заказ, неправильно проинформировал и без того капризного гостя, на своей работе он может ставить крест. Как ни извиняйся, приёмы американских сериалов не помогут. Нужно будет отвечать за свой проступок.
 
В пиццерии «Помидор» был характерный инцидент с мужчиной, заказавшим мороженое. Официант не допустила при обслуживании вроде бы никаких ошибок. Но когда принесла заказ, нашла гостя далеко не в лучшем расположении духа. Мороженое мужчине подали не шариками, как он хотел, а нарезанное, как и полагалось данному десерту. Но посетитель отказался от блюда, и вдобавок нецензурно выругался, обращаясь к официантке. В итоге довёл девушку до слёз. Но «плохих» клиентов как правило есть кому уравновесить. «Хорошие» просят книгу жалоб и предложений, пишут, старательно выводя каждую буковку. Подзывают официанта, уточняют: «Девушка, в чеке Ваше имя написано?». В итоге, если официант был на высоте, остаются довольными и он сам, и клиент.
 
По результатам опроса, большинство в данной работе привлекает знакомство с разными людьми, общение, новый опыт.  Благо эту профессию можно отнести в разряд коллективных. И если обслуживающий персонал ресторана — одна команда, не страшна толпа народа, требующая свои заказы. Не страшны даже «вредные» посетители. Сколько раз каждый из официантов слышит и сам произносит фразу «Сейчас что-нибудь придумаем»! Они учатся друг у друга и помогают в трудный момент. Только они знают, что у тебя сегодня болит и почему твоя улыбка так похожа на грустную. Эта команда, армия официантов, целыми днями пропускает через себя огромное количество народа, словно сито. Администратор «Помидора 1» в Челябинске Татьяна Марфицина говорила нам: «Я горжусь, что работаю с вами». Теперь-то уж можно признаться, что я тоже примерила на себя работу официанта. И эти заметки писала не с чьих-то слов, а основываясь на собственном опыте.
 
В самом деле, как не гордиться людьми профессии, которая связывает всех: поваров, руководство и посетителей? Какой вывод? Официанта кормят ноги. Но еще и голова.
 
Анастасия ШКИТИНА

 

1336
Популярное
Лента новостей