Где в Челябинске лекции у студентов отменяются
+18°
Сообщить новость
07.12.2011 12:04

Где в Челябинске лекции у студентов отменяются

Рейтинг:
Где в Челябинске лекции у студентов отменяются

Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России и Челябинский колледж информатики объединили усилия, чтобы принципиально улучшить качество профессиональной подготовки. Это может стать началом значимого инновационного тренда в региональной системе образования.

От чего хотят уйти эти учебные заведения? От традиционной формы обучения, когда преподаватель пришел в аудиторию, встал у доски, взял в руки мел или включил мультимедийный проектор, показал картинки, дал определения и ушел.Такой подход к образованию не позволяет сформировать профессиональные навыки. По этой причине предприятия потом тратят столько же денег на переобучение молодого специалиста, сколько вуз на студента за пять лет.

В условиях, когда приняты образовательные стандарты третьего поколения, читать, как это было раньше, лекцию - дело бессмысленное, - говорит Сергей Зырянов, директор Челябинского филиала РАНХиГС. - Объемы информации таковы, что все усвоить просто невозможно. К тому же знания быстро устаревают. Целесообразно учить умению самостоятельно находить нужные знания и применять их в профессиональной деятельности. Помочь в этом деле может опыт Челябинского колледжа информатики, который академия уже использует в программах высшего образования.

За последние годы разработки колледжа отмечены на международных, всероссийских, региональных форумах и выставках пятью золотыми, четырьмя серебряными медалями и многими почетными дипломами. Есть международная система электронного обучения E-learning, - рассказывает Владимир Фофанов, заместитель директора колледжа по инновационным технологиям. - Вот ее мы и адаптировали в помощь педагогам и студентам. И за это получили Гран-при на всероссийском форуме <Образование без границ>. Обучение на базе дистанционных информационных технологий стало составной частью даже в школах, не говоря уж о техникумах и вузах. Электронных учебников море.

- Многие электронные учебники практически не используются, - говорит Владимир Лапин, директор колледжа. - А по нашим преподаватели учат. Как проходят в колледже занятия, увидел своими глазами. Преподаватель сначала дает лишь базовые знания, а потом студенты садятся за компьютеры и работают по индивидуальным заданиям, составленным практиками на основе профессиональных ситуаций (более тысячи вариантов). Другими словами, студенты занимаются тем же самым, что и работники, выполняющие конкретные должностные обязанности. Чтобы сформировать навык, они могут повторить свои действия во время самостоятельной работы в электронной библиотеке или в любом другом месте в любое удобное время. При такой системе педагоги работают в разы эффективнее, а их подопечные в разы успешнее осваивают учебную программу.

Но есть еще и практика, во время которой студенты на рабочем месте выполняют задания в соответствии не только с образовательным, но и профессиональным стандартом. Конечный результат - формирование умений и навыков (профессиональных компетенций) для конкретного вида работ и деятельности.

И, наконец, перед выпуском студенты еще год работают в корпоративных учебно-производственных центрах, где должны добиться успеха в конкретной профессиональной деятельности. Только после этого выпускники получают сертификат и право работать на том или ином предприятии. Востребованы ли специалисты, прошедшие такую подготовку, вопрос излишний. Ребят берут нарасхват. А ведь 70 процентов выпускников вузов в стране остаются сегодня нетрудоустроенными, поскольку не умеют решать профессиональные задачи.

- Новые стандарты образования нацеливают на умения и практический опыт, - продолжает рассказ Лапин. - Но не дают механизма, как это сделать. А мы его нашли.

Учебники по компетенциям "Стандарты нового поколения" были адаптированы в колледже за два месяца. За шесть месяцев был разработан электронный учебник по специальности <Экономика и бухгалтерский учет>.

- Такой учебник был создан впервые, - рассказывает Фофанов. - Бухгалтерский учет изучают по десяти дисциплинам. Каждая давала знания по отдельному виду профессиональной деятельности. Но мы пришли к выводу, что учить только по дисциплинам нецелесообразно. Выбрали необходимые знания и соединили их вместе. В модуле - четыре компетенции, соответствующие образовательному стандарту, и две - вариативные (по заказу работодателя). Учебник сегодня успешно используется и дает высокие результаты. В колледже появился производственно-методический комплекс, который позволяет создавать электронные учебники по компетенциям. И теперь таких учебников уже 70. Они получили гриф Министерства образования и науки РФ и рекомендованы в качестве учебных пособий. 

Сейчас колледж готовит учебник для Перми по промышленной специальности. Недавно сделал учебник для Росфиннадзора. И орган федеральной службы уже сэкономил миллионы рублей на повышение квалификации своих сотрудников. У учебного заведения много и других интересных разработок, рассчитанных для разных уровней, вплоть до повышения юридической и экономической грамотности населения. Есть ли спрос на такие учебники в системе образования нашей области? К сожалению, небольшой. Пока только Челябинский филиал Президентской академии проявил к ним интерес.

- Мы создали совместную рабочую группу, которая разрабатывает учебник уже для вузов на базе этой технологии, по направлению <Бух-учет>, - говорит Сергей Зырянов. - Работу завершим к новому году. Шесть групп в вузе разрабатывают учебники по другим предметам.

На этом сотрудничество колледжа и академии не закончится. В планах - создание Уральского регионального центра инновационных методов обучения студентов средних и высших учебных заведений. Без объединения усилий тут не обойтись. У колледжа - прикладные разработки, а у академии - фундаментальные. И у совместной работы интересные перспективы. Почему нет других единомышленников? Причина, по мнению моих собеседников, в консерватизме системы образования и нежелании самих преподавателей. Не очень-то они хотят менять привычный стиль работы. Однако жизнь все равно заставит.

- Сейчас учет учебной нагрузки преподавателя, что в техникумах, что в вузах ведется по старой схеме, - объясняет Сергей Григорьевич. - Это аудиторная нагрузка, индивидуальные консультации, зачеты и экзамены. Но новые стандарты требуют, чтобы нагрузка преподавателя выглядела иначе, и оплата шла ему за конечный результат. А это уже почти революция. Наверняка у этого начинания найдутся оппоненты. Ведь получить виртуальный опыт по всем специальностям, наверное, нельзя. Но, несмотря на это, ясно, что два учебных заведения нашли перспективное направление, возможности которого еще только открываются.
 

333

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей