Анатолий Молодчик: Мне никогда не нравилось плыть по течению
-4°
Сообщить новость
27.04.2012 07:39

Анатолий Молодчик: Мне никогда не нравилось плыть по течению

Рейтинг:
Анатолий Молодчик: Мне никогда не нравилось плыть по течению
Реформа системы высшего образования в России – одна из самых болезненных. Нам уже приходилось беседовать по этому поводу с руководителями ведущих вузов Челябинской области. А что думают об этом в частных вузах? В последнее время мы слышали хорошие отзывы, в том числе от известных предпринимателей, по поводу Южно-Уральского института управления и экономики (ЮУИУиЭ). Мол, с точки зрения организации образовательного процесса в русле современных требований здесь очень многие вещи делают правильно. Конечно, лучше получить информацию из первых рук. И вот мы беседуем с Анатолием Викторовичем Молодчиком, руководителем института.

- Анатолий Викторович, как Вы считаете, реформа высшей школы в России все-таки идёт или топчется на месте? Что подсказывает Ваш личный опыт?
- Реформа, конечно, идет. Переход на двухуровневую систему (бакалавы-магистры) – очень серьезное изменение. Использование компетентностного  подхода –  практически новая философия образования. В то же время если говорить о целеполагании реформы, остается много вопросов. Если мы любой ценой хотим встроиться в европейскую систему образования, то в этом направлении мы в самом деле движемся. Самое главное, чтобы одной из главных  целей реформы не ставилась банальная экономия бюджетных средств.
 
- А на чем здесь может быть экономия?
- Ну как же…Если основные направления подготовки теперь ориентированы на выпуск бакалавров (магистров будет в разы меньше), то налицо экономия. Четыре года обучения вместо пяти – значит, высвобождаются значительные бюджетные средства. По данным департамента развития профессионального образования России, на сегодня выделено 490 тысяч бюджетных мест. Из них по программам бакалавриата – 360 тысяч, специалитета – 68 тысяч и магистратуры – 62 тысячи. Минимальная стоимость подготовки одного студента по нормативам составляет около 60 тыс. руб. в год. Вот и считайте.
 
- Откуда взялась цифра в 60 тысяч? Многовато на первый взгляд.
- На самом деле цифра значительная. Для отдельных семей такая стоимость обучения в вузе становится неподъемной. Возможно, таким образом часть тех, кто планировал поступать в вузы, будет перенаправлена в систему среднего профессионального образования. Здесь они в более короткий срок получат ту или иную специальность и вольются в трудовой процесс.
 
- Чем была вызвана вообще необходимость России встраиваться в Болонскую систему образования?
- Мы стремимся присоединиться к процессу европейской интеграции. Прежде всего с целью соответствия российской системы образования европейским стандартам, что позволяло бы россиянам более комфортно чувствовать себя в странах Европы и конкурировать на рынке труда. Хотя с точки зрения организации  системы высшего профессионального образования  мы настолько сами себя тормозим, что нас в развитых странах просто не понимают.
 
- То есть…
- У меня есть знакомый в Новой Зеландии. Работает в университете города Крайстчёрч. Я как-то раз пытался ему объяснить, что такое российская система лицензирования и аккредитации вузов. Он понял лишь одно – это является сильнейшим тормозом в развитии образования. Жизнь не стоит на месте. Высшая школа в разных странах быстро развивается   в русле требований дня. Идет сильная конкуренция. Поэтому всё, что мешает, отсекается. Постоянно вносятся изменения в образовательные программы. При этом европейское образование достаточно независимо от европейской бюрократии. Поэтому оно мобильно и современно.  В России же всё с точностью до наоборот. Раз в пять лет любой вуз подлежит процедуре обязательной аккредитации. Ворохи отчетной документации ставят учебные заведения в прямую зависимость от бюрократии. У нас слишком много внешних обстоятельств и процедур. И образование прежде всего оказывается ответственно перед бюрократией, а не обществом.
 
- В чем это выражается?
- К примеру,  введены новые ЕДИНЫЕ правила приема в вузы России. Фактически это означает прямое вмешательство бюрократии в дела вузов. Сегодня лишь небольшое количество вузов имеют собственные правила приема и поступление не только по результатам ЕГЭ, а на основе собственных вступительных испытаний. Всех остальных подравняли - как учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию. Хотя есть в реформе некоторые внешне положительные моменты. Например, с этого года впервые решили отойти от советского принципа распределения бюджетных мест по вузам. Теперь бюджетные места будут выставляться на конкурс.
 
- Глава проекта «Шаг в будущее» Александр Карпов в интервью нашему сайту заметил, что средняя школа в России тоже безнадежно отстала от Запада и что мы все еще живем в рамках классической школы XIX века. Вы с этим согласны?
- Для меня очевидно, что школьники перегружены бесполезными для них знаниями. Причем, по моим наблюдениям, эта нагрузка спустилась со старших классов в средние. А порой и в начальную школу. Зачастую те же домашние задания делают не дети, которые просто физически на это не способны, а родители. Ну и кому, скажите, нужно устраивать соревнования родителей? Какой в этом смысл? На мой взгляд, в начальной школе необходимо закладывать в юном поколении нормы морали прежде всего, закладывать общечеловеческие основы существования. А уже позднее, на этой базе давать знания по тем или иным специальностям. Но сегодня средняя школа, как и высшая, занята реализацией образовательных стандартов, а вовсе не подготовкой молодых людей к реальной жизни.
 
- В каких странах образование сегодня можно отнести к числу лучших? Что скажете про Финляндию?
- Да, у  финского образования высокая репутация. Но думаю, трудно сравнивать системы образования разных стран. В каждом случае надо оценивать с двух сторон:  что думают о своей системе образования граждане страны и что думают иностранцы. Интересный пример того, как государство финансирует развитие своих университетов – это Сингапур. Там объем  вложенных средств сопоставим с суммами, поступающими  на финансирование всей системы высшего образования огромной  России. Мы сегодня, к сожалению, далеко не лидеры. Складывается впечатление, что цель нашей системы высшей школы – не результат, а процесс.
 
- Что Вы предлагаете? Как бы Вы проводили реформу высшего профессионального  образования?
- Первое – я бы убрал само понятие диплома государственного образца. Оно уничтожает индивидуальность высших учебных заведений. Пока только Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты получили такое право. Будем надеяться, что движение в этом направлении продолжится. Тем более, что большая часть работодателей  давно уже не смотрят, какого вуза диплом у человека, поскольку у всех дипломы государственного образца. Второе – я бы отменил процедуры аккредитации и лицензирования. Конкуренция сама всё расставит по местам. Вузы, где готовят хороших специалистов, будут расти и развиваться.
 
- Интересно, Вы сторонник или противник ЕГЭ?
- Скорее противник. Во всяком случае если говорить о ЕГЭ в его нынешнем виде. Вроде бы ставили цель, внедрив ЕГЭ, побороть коррупцию в вузах. На деле коррупция переместилась в школы. Хотели уйти от вузовского репетиторства - получили в итоге школьное репетиторство. Для выпускников школ раньше что-то значил средний балл в аттестате. Теперь же у них нет такой мотивации. Ориентируются от силы на 3-4 предмета в изучении всего спектра дисциплин.
 
- Удаётся ли Вам сохранить какую-либо индивидуальность в обучении при таком подходе со стороны государства?
- У Южно-Уральского института управления и экономики есть свои конкурентные преимущества. Первое - у нас нет поточных занятий, когда в одной аудитории набивается по несколько сотен студентов. У нас группы от восьми человек. Это значит, что обеспечивается индивидуальный подход к каждому студенту. Второе - использование информационных технологий на каждом занятии.
К тому же  в нашем вузе существует такая система стимулирования, как предоставление грантов Ректора на бесплатное обучение. На получение гранта могут претендовать абитуриенты, поступающие на первый курс по результатам единого государственного экзамена. А также студенты вуза очной формы обучения, имеющие высокую успеваемость по результатам балльно-рейтинговой системы, сдачи сессий и имеющие достижения в научно-исследовательской сфере и общественной жизни института. Иначе говоря, те студенты, которые приносят пользу вузу. Таких примеров много, когда абитуриент поступает на места с оплатой стоимости обучения, но спустя какое-то время и до выпуска обучается бесплатно. Система реально работает и создаёт здоровую конкуренцию и желание добиваться высоких результатов.
 
- Но это же Вам невыгодно…
- Как сказать. Если человек начинает заниматься наукой и добивается результатов, это в конечном счете повышает репутацию вуза. Мы существуем в рамках общей системы образования. В 2010 году Главное управлении молодежной политики Челябинской области признало ЮУИУиЭ самым активным вузом области. А наш педагогический отряд  POWER вышел на первое место  среди педагогических отрядов. Несмотря на то, что педагогика – не профиль нашего вуза.
Еще мы финансируем внутривузовские программы, различные проекты, исследовательскую работу, поездки на различного уровня форумы, конференции и олимпиады. Не так давно авторитетнейшая организация - Всероссийский центр изучения общественного мнения - отметила дипломом финалиста нашу студентку, которая в скором времени отправляется на стажировку во ВЦИОМ.  У нас активно работает студенческая ассоциация, основная цель которой -  самостоятельная   организация студенческой деятельности  через молодежные инициативы и реальная возможность студентов принимать участие в соуправлении Институтом, решая важные вопросы студенческой жизни.
 - Вы выпускаете финансистов, бухгалтеров, маркетологов…
- Не только. Мы также ведем подготовку инженеров, специалистов в сфере строительства, землеустройства, архитектуры и информационных технологий. Стараемся быть в курсе меняющейся обстановки на современном рынке труда и экономике.
Не так давно мы стали организаторами городской  выставки-конкурса для молодых архитекторов,  целью которого было привлечь творческую  молодежь к созданию и  гармонизации городского пространства (в том числе виртуального) и привлечь внимание к этому профессиональной и широкой общественности. Самое интересное, многим авторам проектов удалось отразить в своих работах основные проблемы современных мегаполисов. Они сумели соблюсти баланс между конъюнктурой и необходимостью сохранения сложившейся культурной ткани города, создания комфортной городской среды, зонирования городского пространства с точки зрения различных категорий жителей. Под этот проект возникла мысль создать сайт «Идеи родному городу» http://ideigorodu74.ru/. Он уже практически готов. Сайт будет интересен профессионалам и работодателем. Это своеобразный банк творческих проектов, когда заинтересовавшаяся сторона может связаться с молодым автором идеи и воплотить её в жизнь.
 
- Вам 5 мая исполняется 50 лет. Самый настоящий юбилей. Предварительные жизненные итоги подводить планируете?
- Нет, что Вы. Мне еще рано итоги подводить. Ощущения усталости от работы нет. И вообще к дням рождения не отношусь как к рубежам. На 10-15 лет вперед не загадываю. Планы есть на ближайшие 2-3 года. Точно знаю, чего не буду делать никогда. Мне никогда не нравилось плыть по течению.

На сайте www.inueco.ru  Южно-Уральского института управления и экономики есть раздел «15 причин выбора ЮУИУиЭ». В том числе указаны индивидуальный подход к каждому студенту, бесплатный трафик в Интернет для каждого студента очной и заочной форм обучения, современный библиотечный центр, бесплатные спортивные секции, возможность заработать в рамках студенческих отрядов проводников, строителей, вожатых…

578

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам.

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей