Беседы с Владимиром Садыриным. Первые плоды реформы образования
+11°
Сообщить новость
20.06.2012 11:15

Беседы с Владимиром Садыриным. Первые плоды реформы образования

Рейтинг:
Беседы с Владимиром Садыриным. Первые плоды реформы образования

  Идея подготовить цикл таких бесед зрела давно. Поскольку состояние отечественного образования вызывает большую тревогу в обществе. Герой для разговора был выбран не случайно. Во-первых, Владимир Садырин прошел в системе образования длинный путь – от учителя до министра и руководителя крупного вуза. А такой опыт сам по себе много значит. Во-вторых, Челябинский государственный педагогический университет (ЧГПУ), которым Садырин руководит, сегодня как раз и готовит кадры для образования. Того самого, что вновь подверглось реформе. Но в отличие от предыдущих попыток эта может оказаться удачной.

- Владимир Витальевич, насколько можно судить, федеральные власти взялись всерьез за вузы. В частности, подняли плату за обучение. Кроме того, ходят слухи о сильном сокращении числа государственных вузов. Высшее образование – больше не приоритет для страны? Важнее подготовка рабочих кадров через систему профессиональных училищ?

- Россия – страна крайностей. В послевоенное время в центре внимания несколько десятилетий было именно высшее образование. Люди, которые из-за войны и сложных послевоенных лет не смогли получить хорошее образование, стремились дать его детям. Потому что видели: высшее образование помогает устроиться в жизни, получить хорошую работу, решить вопрос с жильем. Однако пришел момент, когда началась откровенная гонка за высшим образованием. Без учета того, что будет дальше. А ведь самое главное – какими специалистами станут люди с высшим образованием, пойдут ли они работать по той специальности, на которую учились. 

- Реформы начала 90-х, когда в бюджете не было денег, сейчас многие вспоминают как тяжелейший момент…

- Думаю, в правительстве России просто не нашлось тогда людей, которые бы смогли вытянуть ситуацию в образовании и не допустить такого падения. Возможно, в тот момент были другие приоритеты. Все-таки общественный строй менялся, СССР распадался на республики. Такой болезненный слом не мог не отразиться на судьбе образования. Тем более что в бюджете действительно не было денег. Мне рассказывали очевидцы, что на собрании ректоров вузов в Москве Борис Ельцин заявил: «Денег нет. Делайте всё, что можете, но сохраните вузы». Ректоры задачу поняли. И вскоре нашли в таком подходе плюсы. Коммерческое образование стало бурно развиваться именно в первой половине 90-х годов. 

- Многие вузы тогда помимо своего основного профиля стали открывать факультеты, которые уже существовали в других вузах. Получилось своего рода дублирование. Плюс возникли частные вузы. С одной стороны, у абитуриентов расширился выбор. С другой, качество образования упало.

- Да, это так. Сегодня другая крайность. Начинается движение в противоположном направлении – на снижение числа вузов, снижение числа выпускников вузов. Это объяснимо. Россия в демографической яме. Плюс обострился кадровый голод.

- К 1 сентября, говорят, произойдет серьезное сокращение преподавателей во многих вузах. 

- Официально такой информации не звучит. Но допускаю, что это возможно. И тогда возникнет новый очаг социальной напряженности. 

- Скажите, как в таких условиях строит свою работу ЧГПУ? Кстати, какова статистика по выпускникам университета? Сколько из них идут работать по специальности? Общая тенденция известна – менее половины выпускников вузов работают по профессии.


- С одной стороны, опыт ЧГПУ подтверждает эту тенденцию. Менее половины наших выпускников (правда, я не учитываю объективно выпадающих – служба в армии, уход в декрет, переход в магистратуру) идет работать в школу. С другой стороны, ЧГПУ остается крупнейшим в Челябинской области поставщиком кадров в систему образования. В 2011 году в различные образовательные учреждения города и области пришли работать 32% наших выпускников. Конечно, мы стараемся прогнозировать ситуацию на годы вперед. Кстати, в федеральном Министерстве образования мы с 29 места переместились на 10-13 места в рейтинге социальных, гуманитарных и педагогических вузов России. В прошлом году по среднему баллу ЕГЭ мы были на первом месте в стране среди педагогических вузов. А в 2010 году по среднему баллу ЕГЭ наш университет обогнал ЮУрГУ.

- Каков дефицит учительских кадров в Челябинской области сегодня?

- По данным регионального Министерства образования и науки, потребность в учителях по области в целом – 2 256 человек или 8, 4 % от общего числа. Однако если учесть, что еще 5 132 учителя – в пенсионном возрасте, цифра резко вырастает, фактически втрое. Низкие ставки оплаты на протяжении многих лет, отсутствие социального пакета – всё это сильно сказалось на падении престижа профессии учителя.

- Сейчас что-то меняется в результате недавно объявленной программы повышения зарплаты педагогов в связи с введением новой отраслевой системы оплаты труда?

- Да, и эти изменения к лучшему заметны. Конечно, не всё далеко проходит гладко. Неоднократно фиксировались случаи резкого повышения зарплат директорам школ и их заместителям. Тогда как смысл программы в том, чтобы повысить престижность работы учителя. С другой стороны, и в учительской среде укоренились настроения уравниловки. Те возможности, которые программа дала директорам для поддержки лучших учителей, а также молодых специалистов, некоторые педагоги встретили в штыки. Но так или иначе положительные сдвиги есть. Появились рычаги стимулирования лучших выпускников. Причем, первый такой опыт возник в некоторых территориях области еще до введения программы роста зарплат на 30 %. Очень многое тут зависит от инициативы снизу. Там, где руководители муниципалитетов болели душой за учителя, искали любые возможности поддержать их, проблема начала решаться раньше. Есть примеры, когда молодые учителя своим появлениям в сельских школах остановили вымирание этих сёл! Но надо же было создать сперва условия для того, чтобы молодые пошли работать в сельскую местность.

- Сколько платят сейчас молодым учителям?

- По-разному. Кто-то зовет на зарплату 12 тысяч рублей, кто-то из директоров предлагает 14 тысяч. Есть примеры, когда зарплату лучшим выпускникам вуза предлагают на уровне свыше 20 тысяч рублей. Кстати, к концу года в среднем по области зарплата учителей должна подняться до этого уровня.

 - А где сейчас в области самая высокая зарплата учителя?

- В Снежинске. 29 тысяч рублей.

- Каких учительских кадров в Челябинской области сейчас не хватает больше всего?

- Учителей начальных классов (299 вакансий), учителей математики. Стабильно много требуется учителей иностранных языков и информатики. 

- Что будет с потребностями в учительских кадрах дальше?

- Тут нужна серьезная стратегия подготовки кадров. В том числе со стороны регионального Министерства. В 1999 году была минимальная рождаемость – всего 31 тысяча детей родилась в Челябинской области. В школу они пошли в 2006 году. В прошлом году в регионе родилось уже 47 тысяч детей. Рост в полтора раза. Мы почти вернулись на цифры советского периода. Эти дети пойдут в школу в 2018 году. То есть через шесть лет нам помимо того дефицита учительских кадров, который уже остро ощущаем, понадобится одномоментно еще 640 учителей! Как решить эту проблему, где взять учительские кадры в таком количестве, надо думать и просчитывать уже сейчас.

- Состояние с качеством образования в России тоже меняется к лучшему? Или пока нет?

- Приведу такой пример. Проводился анализ знаний учеников начальной школы в нескольких десятках стран, включая самые передовые - вроде США и Финляндии. Россияне оказались на первом месте! Основные потери у нас происходят позже, в 5-11 классах. Российская программа школьного образования откровенно перегружена лишней и зачастую очень сложной для понимания информацией. Результат – среди 15-летних Россия по уровню знаний уже на 28-м месте. Сейчас в начальной школе новый федеральный государственный образовательный стандарт внедряется. Возможно, его нацеленность на УУД (универсальные учебные действия) позволит исправить ситуацию. В XIX веке объем знаний удваивался за 100 лет. Сегодня – за три года всего. Поэтому важен прежде всего не огромный пласт знаний, которые все равно быстро устаревают. Важна способность быстро и грамотно работать с информацией, с новыми знаниями. Это в советские времена акцент делался на ЗУН (знания, умения, навыки). Сейчас мы живем в быстро меняющемся мире. Отсюда и новые подходы. Высшая школа должна формировать мотивацию к продолжению образования в течении всей жизни человека.


Герман ГАЛКИН


Продолжение следует

464

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей