15.07.2012 14:40

Что ждет вузы России?

Рейтинг: 0
Что ждет  вузы России?
За последние десятилетия в системе высшего образования нашей страны накопилось множество проблем. Значительно снизилось качество образования и востребованность специалистов, выпускаемых вузами. С одной стороны, все понимают, что нельзя построить экономику на базе современных технологий с малограмотным населением, но с другой стороны, у государства нет реального плана развития. А для того, что бы по-прежнему качать газ и нефть, вывозить древесину и другое сырье, больше нужны рабочие руки, а не интеллектуалы. 
 
 
Резко возросшее число вузов и последствия демографического провала 90-х, привели к тому, что число мест в вузах значительно превышает число выпускников школ. Вузы готовы принимать всех, в том числе и тех, у кого багаж знаний минимальный и нет стремления к учебе. А государству не нужно столько малоквалифицированных людей с высшим образованием и нет средств на содержание вузов.
 
 
В этой ситуации было бы правильным вкладывать государственные деньги в подготовку высококвалифицированных специалистов из наиболее подготовленных и  талантливых молодых людей в вузах, доказавших свою состоятельность по направлениям, необходимым для государственных нужд (оборонного комплекса, медицины, образования, правоохранительных органов, приоритетных направлений развития промышленности и средств современной связи). И конечно, в том количестве, которое действительно необходимо. Это все понимают, но как это сделать?
 
 
Минобр попытался ограничить набор студентов в вузы, резко увеличив стоимость обучения. Но кто и как ее определял, совершенно непонятно. Почему стоимость обучения в Москве и в регионах должна быть одна? Ведь стоимость аренды помещений, зарплата преподавателей и доходы граждан в регионах значительно ниже, чем в столице. Для Москвы 60 тыс. рублей в год это не деньги, а для нищей российской глубинки – суммы просто запредельные. Зачем ставить барьер для молодежи из регионов?
 
 
Хотели ограничить набор на невостребованные специальности, а получилось все наоборот. Платить более 100 тыс. рублей в год за обучение на сложной технической специальности желающих будет не много. Тем более в регионах, где, собственно, и нужны эти специалисты. Зато многие абитуриенты вынужденно пойдут на невостребованные специальности. Там нет бюджетных мест, а значит, и стоимость обучения значительно ниже. В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда.
 
 
Сейчас все более открыто говорят, что молодежь нужно обучать рабочим специальностям. Но и рабочих нужно не так уж много. Гораздо реальнее устроиться в сфере торговли и обслуживания, в мелком и среднем бизнесе А там, независимо от основного направления деятельности, нужны сотрудники, разбирающиеся в юриспруденции и экономике, рекламе и психологии, знающие языки и информационные технологии.  Если человек хочет получить высшее образование, которое поможет ему в карьерном росте, и готов за это платить, то почему вузы должны ему отказывать? И зачем в этот процесс нужно вмешиваться государству?
 
 
Создавая искусственные барьеры молодежи в получении образования, государство вряд ли добьется того, что все пойдут в рабочие. Если рабочие места не станут высокооплачиваемыми и престижными, то молодежь скорее уедет за границу, чем будет работать на станке за копейки. Кому от этого станет лучше?
 
 
Последние годы много говорилось о необходимости опережающего обучения, то есть об обучении на специальностях, которые будут востребованы через несколько лет. Но никто так и не смог сказать, выпускники каких направлений и специальностей будут востребованы, какие планы развития у государства.
 
 
Есть и еще одна проблема. Мы так много говорим об опережающем обучении и инновациях, но попробуйте открыть новую востребованную специальность. Для этого нужно пройти лицензирование, а это огромные затраты времени, средств и нервов. Потом надо набрать на эту, еще не аккредитованную специальность абитуриентов, предупредив их о том, что гарантировать получение диплома государственного образца вы не можете. Заинтересованы ли вузы в этих условиях в открытии новых специальностей, будут ли рисковать абитуриенты?  
 
 
От вузов требуют подготовки готовых специалистов для предприятий, но это просто абсурд. Не могут вузы подстроиться под каждое ООО, не могут дать знания по всем направлениям, тем более что готовить специалистов запрещено, готовим-то мы теперь бакалавров.  Вуз должен дать выпускникам базовые знания и научить работать самостоятельно, что позволит им быстро освоиться на любом рабочем месте и впоследствии самостоятельно осваивать все новое.
 
 
Если нашим гигантам ММК, ЧМК и т.п. нужны конкретные специалисты, то пусть и оплачивают их обучение. Ведь это частный бизнес. Если мелкому и среднему бизнесу нужны специалисты, то пусть помогают своим сотрудникам с обучением и предоставляют базу для практики студентов. Тем самым заранее присмотрятся к будущим сотрудникам, помогут освоиться и подготовиться к дальнейшей работе, определив темы дипломных работ.
 
 
Так что же делать государству?
 
 
Прежде всего – снижать неоправданное вмешательство. Пусть многочисленные, высокооплачиваемые и мешающие развитию страны чиновники идут работать в школы, на стройки и заводы. Вот это будет реальная экономия и надежда на развитие.
 
 
Во-вторых, должны быть реальные законы и нормы, которые были бы выполнимы в современных условиях и не ограничивали развитие. Чем меньше ограничений, тем лучше/ Но контроль их исполнения должен вестись не выборочно (сегодня вякнул – завтра к тебе проверка), а в полном объеме. Если руководитель читает закон или инструкцию и понимает, что целый ряд положений в принципе не выполним ни на одном предприятии, то какой смысл напрягаться? Нужно просто готовить деньги проверяющим. Но если закон реально выполним и обоснован, то проще его соблюдать и жить спокойно.
 
В-третьих, нужно отказаться от революционных решений в социальных областях. Ни к чему хорошему они не приводят. Стране не нужны новые революции. Реформы должны быть тщательно продуманы, понятны для населения и должны проводиться без потрясений.
А что делать тогда вузам?
 
Развиваться или закрываться. Либо вуз сможет привлечь абитуриентов качественным и доступным образованием в комфортных условиях, либо ему просто придется закрыться в условиях острейшей конкуренции. Это наглядно видно на примере вузов-однодневок и вузов, торгующих дипломами под вывеской дистанционного образования. Их выпускники зря потратили деньги,  никому они не нужны.  Да и в уважаемых серьезных университетах чуть снизилось качество подготовки на какой-либо специальности. Поток абитуриентов туда стремительно снижается. Удалось собрать коллектив высококвалифицированных интересных преподавателей, отладить работу деканата и заинтересовать студентов наукой, творчеством, общественными делами? На следующий год они уже ведут в университет своих друзей и знакомых.
 
Люди всегда будут стремиться получить достойное образование, получить знания по интересующим их проблемам, необходимые им в работе, бизнесе, жизни.  Наше общество так быстро развивается, что получить образование один раз на всю жизнь уже нельзя. Знания придется получать и обновлять в течение всей жизни. Поэтому хорошие вузы и хорошие преподаватели без работы не останутся.
 
Виктор Усов,
Директор Челябинского филиала Университета Российской Академии образования

 

218
Популярное
Лента новостей