13.08.2012 12:47

Правда о миллиардном кредите в Трехгорном. Говорит бывший глава города Николай Лубенец

Рейтинг: 0
Правда о миллиардном кредите в Трехгорном. Говорит бывший глава города Николай Лубенец

Эти вопросы-ответы газеты "Спектр" и экс-главы Трехгорного Николая Лубенца приведены в полном объеме только в блоге бывшего градоначальника. Они позволяют по-новому взглянуть на ситуацию с миллиардным кредитом, который брал закрытый город много лет назад. Сейчас, как известно, эта ситуация привела к серьезнейшим финансовым проблемам Трехгорного и новому уголовному делу. Итак, читайте и делайте выводы. 

- Николай Андреевич, вам наверняка приходилось слышать в свой адрес упреки подобного рода: «Не надо было прежней администрации брать валютного кредита в конце 90-х годов! Не надо было создавать новых предприятий! Не было бы этих денег, не было бы предприятий, не было бы сегодняшней головной боли по поводу возвращения кредита». Разумеется, «мнить себя стратегами, видя бой со стороны», всегда гораздо легче и выгоднее, и безопаснее, чем принимать решения на «поле боя»… Что вы можете ответить на эти упреки, зная ситуацию «изнутри»? Насколько необходим был этот кредит в 90 –е годы Трехгорному? "

- Прежде всего, создание нового производства на территории города Трехгорного было необходимо Правительству РФ, руководству Минатома, администрации Челябинской области, руководству приборостроительного завода и, конечно, городу. 

Зачем? Если забыли, напомню. На Приборостроительном заводе –градообразующем предприятии- в то время значительно сократились объемы госзаказа, и ситуация требовала принятия немедленных мер по трудоустройству высвобождаемых специалистов. Новое производство было крайне необходимо! Вы термин «конверсия» помните? А акции протеста приборостроителей, требующих работы и зарплаты, вы помните? Неужели забыли уже? Руководители федерального уровня, областного уровня понимали, что в таком городе, как наш, решение проблемы безработицы надо искать немедленно! Социальная напряженность недопустима! 

Но для создания нового производства требуются, в первую очередь, финансовые ресурсы. Поэтому в 1996 году Правительство России под свои гарантии с целью закупки технологического и иного оборудования для нового производства на ПСЗ в городе Трехгорном привлекло иностранный кредит.

- Почему в то время администрации города пришлось взять эту «финансовую обузу» на себя?

- Это не обуза, а реальная работа и необходимость. Ведь сложилась ситуация: 17.07.1996 г. вышло в свет известное Распоряжение Правительства России, на межгосударственном уровне уже были подписаны соглашения и контракты… Но проходит почти два года, а кредит не реализуется, производство не создано - решение Правительства не выполнено! А не выполнено оно было, главным образом потому, что был подписан Указ Президента РФ от 23.07.1997 г. № 773 «О предоставлений гарантий или поручительств по займам и кредитам», запрещающий предоставление гарантий или поручительств Правительства РФ для организаций, имеющих задолженность по платежам в федеральный бюджет». Задолженность по платежам в бюджет в те годы у ПСЗ была огромной, финансово- экономическое положение чрезвычайно сложным. А Указ Президента РФ запрещал Правительству РФ в таких случаях давать гарантии. 

И как еще,на Ваш взгляд, могли тогда поступить Правительство РФ, руководство Минатома РФ, ПСЗ? Есть Распоряжение Правительства РФ, подписан предварительный контракт… Ну, и кого определять «заемщиком» в такой ситуации? Под кого давать правительственные гарантии? С учетом специфики ЗАТО и ситуации, в которой находился тогда ПСЗ, Правительство РФ принимает дополнительное, если хотите, уточняющее Поручение и определяет по просьбе руководства Минатома и ПСЗ заемщиком администрацию города. «Город и завод едины!»,«Не будет завода – не будет города!» - нас так учили! 

Как мы могли поступить тогда? Отказаться от выполнения Распоряжения Правительства РФ? Подстраховаться на 20 лет вперед (как бы чего не вышло!) и бросить в сложной ситуации градообразующее предприятие? Нынешние «стратеги задним числом» могут упрекать меня в этом сколько угодно, но я считаю, что тогда было бы просто подлостью – спрятать голову в песок и не помочь градообразующему предприятию. Хотя окончательное решение, как Вы понимаете, было, конечно же, не за мной. Если горожанам нужны подробности, рассказываю подробно и в хронологии. 
17 июля 1996 года было подписано Распоряжение Правительства РФ «О привлечении кредита Турции на сумму до 38 млн. долларов США и кредита Канады на сумму до 20 млн. долларов США для финансирования закупок Приборостроительным заводом оборудования, организации производства цифровых систем телекоммуникаций в рамках программы частичной конверсии предприятия.

12 марта 1997 года заключен контракт на поставку цифровой коммуникационной аппаратуры и оборудования для ее производства (для ПСЗ). Общая сумма контракта - 44705 тысяч долларов США. Продавец товаров - предприятие Netas, Northern Electric Telecomunikasoin A.S (Стамбул, Турецкая республика). С российской стороны контракт подписан ЗАО «Внешпроминвест» (покупатель), Москва и Приборостроительным заводом (заказчик), городТрехгорный.

По условиям контракта оплата поставляемого товара осуществлялась путем списания средств с безотзывного подтвержденного аккредитива, открываемого в пользу продавца. Поручением Правительства РФ от 29.01.1998 г. №БВ-ПФ-02691 прямым заемщиком кредитных ресурсов была определена администрация ЗАТО Трехгорный (не бюджет!). 

На сумму аккредитива между Минфином России, администрацией г. Трехгорного и Внешэкономбанком был заключен тройственный договор займа (от 30 марта 1998 г.), предусматривающий предоставление администрации г. Трехгорного денежные средства в иностранной валюте в размере 37999250 долларов США под процентную ставку в размере Libor-4,5% годовых на весь период действия договора. По условиям договора заем являлся целевым и предоставлялся для оплаты 85% стоимости контракта.

Реализация проекта по организации производства цифровых систем телекоммуникаций и практическая работа по кредитной линии были поручены организации ООО «Центр экономического развития» (ООО «Экоцентр»). Основание - договор от 01.02.1998 г. «О взаимных правах и обязанностях сторон по реализации инвестиционного проекта «Организация производства цифровых систем телекоммуникаций в г. Трехгорном». Данный договор являлся одним из базовых документов, принятых во внимание при заключении договора займа (от 30.03.1998 г.) между Министерством финансов Российской Федерации, администрацией Трехгорного, Внешэкономбанком. Все обязательства по договору займа были возложены на ООО «Центр экономического развития» (ООО «Экоцентр»). 

По договору от 01.02.1998 г. ЗАО «Внешпроминвест» передает поставленное в рамках контракта (от 12 марта 1997 г.) оборудование ООО «Центр экономического развития» (далее ООО «ЭКОцентр»). ООО «Экоцентр» должен обеспечить за администрацию города возврат в полном объеме предоставленной суммы займа, процентов, а также иных сумм в соответствии с договором займа. По этому договору ООО «ЭКОцентр» становится товаровладельцем ввезенного в рамках контракта оборудования и приобретает право распоряжаться поступившими товарами по своему усмотрению. «ЭКОцентр» учрежден Фондом конверсии и развития ПСЗ, муниципальным учреждением «Центр предпринимательства и развития конкуренции» и ЗАО «Внешпроминвест», и зарегистрирован администрацией городаТрехгорный. В последующем доля Фонда конверсии и развития ПСЗ была передана Приборостроительному заводу.

К реализации производства телекоммуникационных систем на условиях подряда была привлечена коммерческая организация ЗАО «РОН-Телеком». В марте 1998 года между «ЭКОцентром» и ЗАО «РОН-Телеком» был заключен договор подряда. Договор предусматривал изготовление и выполнение всего комплекса работ по установке, монтажу и технической поддержке оборудования. Совместное предприятие «РОН-Телеком» образовано с участием ПСЗ (40% уставного капитала), АО «Связьсервис» г. Челябинск (15%) и турецкой фирмы Netas (45%).В связи с заключением соглашения о реструктуризации (от 31.12.2002 г.) между администрацией города Трехгорного и ООО «ЭКОцентр» было заключено соглашение (от 30.06.2003 г.), по условиям которого ООО «ЭКОцентр» (в связи с получением оборудования по контракту) приняло на себя обязательства перечислять администрации г. Трехгорного денежные средства, необходимые для погашения долга муниципального образования перед федеральным бюджетом по соглашению о реструктуризации. К сожалению, в дальнейшем ни я, ни следующие мэры, ни руководство ПСЗ не смогли убедить Минфин переоформить кредит на непосредственного исполнителя проекта «Центр экономического развития» (Экоцентр»). 

До 2009 года все было хорошо: появились новые рабочие места, предприятия неплохо работали (и сегодня работают), выпускали продукцию, реализовывали её ,исправно платили зарплату и налоги, возвращали кредит и проценты по нему без задержек! И все были довольны.

- Как случилось, что предприятие «Экоцентр», имеющее миллиардные обороты, оказалось к 2009 году в предбанкротном состоянии и отказалось платить по счетам?

- Хороший вопрос! Ведь и мир «не перевернулся» и экономика России не рухнула,и предприятие развивалось, и почти 10 лет уже возвращало кредит с процентами ! 

Насколько мне известно, в 2009 году ,создав несколько новых фирм, руководство ООО «ЭКОцентр» вывело из активов предприятия имущество и ценные бумаги на сумму более 130 млн.рублей. По состоянию на конец 2009 года у ООО «ЭКОцентр», в этом случае конечно же, отсутствовала возможность погасить в полном объеме имеющуюся задолженность по Соглашению о реструктуризации задолженности. Это стало возможным в том числе и потому, что начиная с 2009 года администрация города ( как соучредитель ООО «Экоцентр»), не выполняла свои обязанности, допустив вывод активов с ООО «Экоцентр». Отсутствие контроля породило, если хотите, жульничество.

24 февраля 2010 года между администрацией города Трехгорный и ООО «ЭКОцентр» заключается новый Договор о порядке исполнения обязательств по Соглашению от 31 декабря 2002 года, согласно которому ООО «ЭКОцентр» взял на себя обязательства по погашению областного кредита на сумму свыше 150 млн. рублей, и тоже, конечно, его не исполнил. И каковы в этом случае будут действия Администрации?

- Насколько оправдан, на ваш взгляд, шаг администрации, решившей начать судебную тяжбу с Минфином?

- Думаю, такой «шаг» был грубой стратегической ошибкой! Вместо того, чтобы найти возможность и принудить должников платить по долгам, Администрация вместе с должниками, консолидировано, пытается признать Договор от 30 марта 1998 года ничтожным и вернуть все «на круги своя». Как Вы думаете - это реально? Во имя каких «совместных» целей это сделано – мы можем только догадываться! Кстати, решениями арбитражных судов Договор от 30 марта 1998 года ничтожным не признан. Именно решениями! Минфин РФ арбитражные суды по взысканию задолженности по кредиту пока выигрывает. 

Таким образом, на мой взгляд, в период с 2009 по настоящее время администрация Трехгорного (как своими действиями, так и бездействием) создает для ООО «ЭКОцентр» благоприятные условия, позволяющие последнему уклониться от выплат по кредитным обязательствам. В настоящее время ООО «Центр экономического развития» (предприятие, которому было передано оборудование и которое приняло на себя обязательство по погашению федерального и областного кредитов) оказалось свободным от всех обязательств!

- Существует ли угроза введения в Трехгорном внешней финансовой администрации? Что предполагает эта мера?

- Могу предположить, что введение в Трехгорном внешнего финансового администрирования может привести к отстранению действующий администрации Трехгорного от управления, выяснение факторов, оказавших столь негативное влияние на экономику Трехгорного. А так как у внешних администраторов возможностей по получению необходимой информации гораздо больше, чем у нас, вопросов к администрации Трехгорного, к ООО «Экоцентр», к ЗАО «РОН-Телеком» и ко всем их «дочкам» и «внучкам» появится гораздо больше.

Руководству города надо не только возбуждать общественное мнение, а срочно предпринять грамотные, активные действия и возложить обязательства по возврату кредитов и процентов по ним на ООО «Центр экономического развития» (ООО «Экоцентр»). В противном случае именно администрации города придется возвращать все долги в федеральный, и в областной бюджеты. Надеюсь на политическую волю должностных лиц администрации города, а так же благоразумие и порядочность должников, консультантов и их идейных вдохновителей. 

396
Популярное
Лента новостей