21.09.2012 11:44

В Челябинской области бизнес-омбудсмен может решить проблемы малого и среднего бизнеса

Рейтинг: 0
В Челябинской области бизнес-омбудсмен может решить проблемы малого и среднего бизнеса
Власти Челябинской области не устают повторять: нам нужен малый бизнес, для его развития мы готовы сделать практически все. Но на деле малый и средний бизнес регулярно сталкивается со всевозможными препонами, противоречивыми законами и произволом мелких чиновников. Как решаются такие проблемы в европейских странах и для чего на самом деле нужно создавать институт уполномоченного по правам предпринимателей, рассказал Денис Константинов, председатель комитета по промышленности ОПОРЫ РОССИИ.
 
- Денис Александрович, сегодня вопросу создания в области института Уполномоченного по правам предпринимателей уделяется много внимания – как средствами массовой информации, так и властями. Это на самом деле так важно?
 
- Уверен, важность этого вопроса, особенно того, кто в итоге получит эту должность, многими недооценивается. То, что на пути отечественных предпринимателей встречается избыточное количество трудностей, знают все. Значительная их доля создана искусственно, обычно их именуют избыточными административными барьерами. Парадоксально, что борьбу с этими самыми барьерами до последнего времени вели сами чиновники, выкручивая правой рукой левую, рапортуя о принятых мерах и сетуя на недостаток обратной связи. В результате по условиям ведения бизнеса Россия занимает 120-е место из 183-х государств, соседствуя с Угандой и Свазилендом. А по таким позициям, как сложность получения разрешения на строительство и подключения к сетям энергоснабжения несколько лет подряд, в последних рядах конкурируя с Чадом (данные исследования Doing Business, проведенного Всемирным банком (The World Bank).
 
Конкретный пример из одного города нашей области, находящегося недалеко от казахской границы. Заявки на подключение предприятий к электросетям предлагают реализовать в 2017 году по причине отсутствия инвестиционных программ. А инвестиционных программ нет, потому, что заворачиваются все заявки.
 
- Да, но при чем здесь омбудсмен?
 
— На западе давно просчитали экономический эффект от выявления проблем государственного управления и неэффективного использования государственных средств. Для этого как раз и нужен омбудсмен – в переводе «представитель». Следовательно, мы говорим о представителе предпринимательского сообщества в государственных органах власти. При грамотной организации его работы он сможет оперативно помогать малому бизнесу, избавляя его от избыточной урегулированности или оказывая развивающее содействие.
 
В Америке омбудсмены возглавляют Центры развития малого бизнеса (Small Business Development Center). В Северной Каролине бизнес-омбудсмен принимает заявления через 61 офис, электронную почту, бесплатную телефонную линию, регистрируя ежегодно более 70 000 обращений. В Европе это настолько полюбившаяся практика, что бизнес-омбудсменов избирают даже в поселках, предпочитая не проигрывать в инвестиционной привлекательности соседям.
 
В последние годы под давлением разных обстоятельств (усиления конкуренции, вступления России в ВТО и пр.), российская власть признала необходимость введения ряда недостающих правовых механизмов. В их числе — инвестиционный уполномоченный и уполномоченный по правам предпринимателей.
 
- Но ведь уже созданы общественные организации, защищающие интересы бизнеса – ОПОРА РОССИИ, Деловая Россия, есть и Торгово-промышленная палата, и Союз промышленников и предпринимателей. Они, получается, не справляются?
 
—На самом деле таких организаций великое множество. Но подавляющее большинство из них проявляет тенденцию превращаться в «группы самопомощи». Их помощь не является системной. Такая деятельность направлена в значительной степени на насущные сиюминутные нужды и выражается обычно в форме «прошений» к власти о поддержке тех или иных мероприятий и программ. Патерналистские настроения и разобщенность предпринимательского сообщества не позволяют в полной мере использовать потенциал общественных организаций.
Преимущество бизнес-омбудсмена как раз в системности и постоянстве его работы, в стабильном пуле помощников и советников. Общественные организации могут помогать ему в работе, аккумулировать обращения предпринимателей, но ни в коем случае не заменять уполномоченного. Опять же не стоит забывать, что каждая общественная организация защищает интересы своего сектора. Но так ли нужна это защита крупным промышленным предприятиям, давайте честно? Может быть, есть более нуждающиеся?
 
- Малый и средний бизнес?
 
—Конечно. От кого может пострадать, например, ЧМК? Или ЧТПЗ? А вот малому бизнесу все время достается. Этот сектор экономики имеет самые высокие показатели роста, оборачиваемости, инновационности, доля его в развитых странах превышает 60%. Но он же в России и менее всего защищен. Предпринимательское право в России регулируется сотней тысяч законов и подзаконных актов, иногда противоречивых и даже абсурдных. Столь же объемна и противоречива арбитражная практика. 
 
Чего стоит, к примеру, обязанность предпринимателей, подключенных к газу, проводить учет потребления топлива по утвержденной методике… Выполнить заново проектные работы, перестроить по последней моде весь пункт приема-учета газа, собрать кучу бумажек, заплатить двум-трем организациям, истратить полгода жизни и порядка 50 тысяч рублей. И ради чего? Ради еще одной бумажки о методическом соответствии. Таких глупостей бесчисленное множество. Создается впечатление, что только один процент подобных требований направлен действительно на обеспечение безопасности, экологичности, охраны труда. А остальные 99 процентов - на истребование административной, коррупционной, монопольной ренты.
 
Малому производственному предприятию для того, чтобы отстоять свои интересы и выполнить все предписания, найма одного юриста уже недостаточно. Нужно создавать правовое подразделение, на которое, разумеется, средств нет. Зато эту проблему может решить омбудсмен, которому не все равно.
 
- Вы предвосхитили следующий вопрос. Что нужно сделать, чтобы бизнес-омбудсмен не стал декорацией, чтобы мог реально работать?
 
— Как показывает история, основным движущим фактором развития является роль личности. Сситуация с назначением бизнес-омбудсмена не исключение. Сочетание высоких профессиональных навыков вместе с властными полномочиями гарантировано повлияет на улучшение делового климата. Отсутствие любой из этих составляющих — наоборот. Во-вторых, считаю, что в вопросах работы бизнес–омбудсменов не должно быть жесткой федеральной вертикали, тем более назначений и подчинений. Это прежде всего выборный представитель регионального бизнеса с его экономическими особенностями и кластерной спецификой. Ограничений и сдерживающих факторов, как и общих рецептов построения экономического чуда, здесь быть не может. При этом омбудсменам необходимо организовать тесное рабочее взаимодействие на всех уровнях и вертикалях. В-третьих, не стоит зацикливаться только на защите нарушенных прав предпринимателей. Бизнес-омбудсмен - это еще и институт развития, улучшения делового и инвестиционного климата. Соответственно, работа в направлении преодоления кризисных ситуаций не должна стать самоцелью. В-четвертых, должно быть налажено эффективное обобщение правоприменительной практики, работа по оперативному правовому решению наиболее значимых для предпринимателей вопросов, работа ради работы никому ни нужна. В-пятых, данная должность не должна стать инструментом реализации личных политических амбиций. Повышение роли в обществе малого предпринимательства должно стать задачей. Отсутствие любого из перечисленных факторов может стать причиной обесценивания института бизнес - уполномоченного.
 
- И по мнению ОПОРЫ РОССИИ, этим требованиям отвечает именно Татьяна Еремеева?
 
— Закон не предъявляет требований к кандидату. Но по моему мнению, защищать права предпринимателей должен достаточно молодой, решительный, по-хорошему амбициозный человек — профессиональный юрист, который не боится тратить личное время, приверженец информационных полей и социальных сетей.  Для предпринимателей так же важна его доступность, способность вести диалог с каждым, профессиональный опыт и умение перевести на юридический язык проблемы бизнеса. А еще способность отстаивать права и упрощать предпринимательское законодательство, увлеченность и преданность своему делу.
 
К вопросу выдвижения кандидатов в уполномоченные по правам предпринимателей Челябинская «ОПОРА РОССИИ» подошла очень ответственно. О том , что малый бизнес нуждается в представителе в органах власти, мы говорили на разных площадках еще полтора года назад. И готовились задолго до принятия решения на федеральном уровне. За год до назначения на должность Титова у «ОПОРЫ РОССИИ» был официальный представитель в федеральных органах власти, входящий в аппарат инвестиционного уполномоченного И. Шувалова.
 
Кандидатура Татьяны Викторовны Еремеевой была выдвинута не случайно. Помимо юридического и предпринимательского стажа в собственном юридическом бюро, она обладает большим опытом общественной деятельности, с 2004 года возглавляет Бюро по надзору за защитой прав предпринимателей в«ОПОРе РОССИИ». Сплотив вокруг себя команду профессионалов,  она возглавила Южно-Уральское правовое партнёрство, входит в Ассоциацию юристов России. Выступает организатором знакового события в жизни юридического сообщества России - Юридического форума Южного Урала. А с сентября 2011 года практикуется в качестве советника по вопросам малого и среднего предпринимательства при Уполномоченном по правам человека в Челябинской области. Ее деловые и личные качества характеризует то, что в этом году она вошла в десятку региональных юристов с безупречной деловой репутацией. 
 
Кто знаком с Татьяной Еремеевой, знает, насколько она позитивный человек. На мой взгляд, именно такой подход способен вывести предпринимателей из состояния негативного ожидания.
 
Надежда Ворониченко

 

397
Популярное
Лента новостей