Другой город
Челябинск
12.11.2012 13:31

Что войдет в дорожную карту развития детского дополнительного образования, подготовленную АСИ

Что войдет в дорожную карту развития детского дополнительного образования, подготовленную АСИ

Направление «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив (АСИ) провело заседание рабочей группы по проблемам развития в нашей стране детского дополнительного образования. Обсуждались материалы рабочей группы Минобрнауки России, подготовленные к проекту программы развития дополнительного образования детей в России до 2020 года, а также разработка согласованного предложения по модернизации сектора. 

Модерировал встречу директор направления «Социальные проекты» АСИ Владимир Яблонский. Президент ассоциации предпринимателей «Новое дело» Михаил Дворкович подчеркнул, что программу необходимо доработать, в ней не прописаны конкретные инструменты и механизмы реализации обозначенных задач: «Любая программа должна начинаться со стимулирования потребительского спроса, а не финансового вопроса. Необходимо снять ограничения в дополнительном образовании, иначе никаких вопросов мы не решим».

Замечания и предложения участников дискуссии можно разделить на несколько направлений:

Первое:

До настоящего времени не были определены четкие рамки дополнительного образования. Одно из предложенных решений - границы должен определить сам потребитель, а законодательно следует зафиксировать лишь набор возможных моделей, указав регулируемый и свободный формат их реализации.

Второе:

Не решен вопрос стандартизации программ дополнительного образования. Есть два варианта решения: в первом случае программы нацелены на достижение конкретного измеряемого результата, во втором – состоят из рекомендованных форматов (включая интерактивные музеи, инспираториумы и т.д.).

В случае децентрализации программного наполнения неизбежно встанет вопрос о саморегулировании в сфере дополнительного образования, формализации профессиональных стандартов и общественной оценки. АСИ может стать координирующей площадкой для обсуждения инициатив и создания СРО в дополнительном образовании.

Третье:

В отличие от обязательного образования конституционные гарантии дополнительного образования законодательно не закреплены. Возможности регионов в предоставлении дополнительного образования сильно дифференцированы и зависят от ресурсной базы каждого конкретного субъекта федерации.

Кроме того, до сих пор не решен вопрос о возможности введения частично платных услуг. Оплата производится либо за счет бюджета, либо за счет родителей, а возможность софинансирования не предусмотрена.

Участники встречи пришли к выводу, что необходимо внести законодательные инициативы, открывающие возможности для многоканального финансирования программ и центров дополнительного образования (в том числе привлекать средства родителей, бизнеса, различных фондов и организаций).

Директор центра прикладных экономических исследований и разработок института развития образования НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина обозначила сложившуюся тенденцию: «В системе муниципального и государственного дополнительного образования нет иного пути, кроме интеграции, взаимодополнения бизнеса, общества и власти».

Четвертое:

В качестве инструмента капитализации накопленного опыта предлагается оформлять франшизы и закреплять интеллектуальные права на авторские образовательные программы. Большинство успешных методик дополнительного образования - эксклюзивные разработки, которые можно тиражировать, сохраняя эффективность и стандарт качества.

Подводя итог рабочей встречи, Яблонский отметил, что при модернизации системы необходимо развивать все лучшее, что было накоплено в секторе, прежде всего, человеческий капитал. В тоже время остались наболевшие вопросы, которые касаются переоснащения материальной базы, организации ресурсно-методических центров для мониторинга и тиражирования лучших практик. «Наша задача - разработать дорожную карту развития детского дополнительного образования в России, систематизировав и узаконив лучшие практики, которые выработали центры дополнительного образования», - уточнил Владимир Яблонский.

«АСИ - оптимальная платформа для выработки консолидированного мнения всех заинтересованных в принятии программы сторон», - считает один из разработчиков программы, научный директор открытого корпоративного университета Александр Попов. 

382
Популярное
Лента новостей