Как сделать систему образования в России более эффективной? Для начала не ломать то, что хорошо работает

Последние годы в России непрерывно идут дискуссии о качестве образования и востребованности выпускаемых вузами специалистов.
06 февраля 2013
Как сделать систему образования в России более эффективной? Для начала не ломать то, что хорошо работает
Университеты готовят студентов, большинство из которых потом не хотят или не могут устроиться на работу по специальности. При этом общество часто обвиняет вузы в снижающемся качестве образования. Любопытно, что от лица общества, прежде всего, выступают те чиновники, которые должны прилагать усилия к укреплению системы образования и решать вопросы трудоустройства выпускников.
Например, не секрет, что выпускники факультетов иностранных языков не очень стремятся работать в школе, особенно за пределами областного центра. Поступить на бюджетное место могут в основном выпускники престижных школ и лицеев с хорошим уровнем языковой подготовки, нацеленные на карьерный рост. Если же студент обучается на контрактной основе, где обучение составляет около 70 тысяч в год, то его тоже не удовлетворит заработная плата школьного учителя. Поэтому выпускники факультетов иностранных языков пытаются найти работу, как правило, не связанную со школьным образованием. А порой, что еще хуже для страны, и вовсе уезжают работать и жить за рубеж.
Так зачем впустую тратить государственные деньги? Раньше школы пополнялись учителями иностранных языков в большей степени за счет выпускников педагогических колледжей. Например, в Челябинском педагогическом колледже № 1 прекрасная техническая база и опытные педагоги. На очной форме обучения студенты получали хорошую базовую языковую и педагогическую подготовку. Выпускники шли работать в школу, закреплялись там. А учиться в университет шли те из них, кто хотел повысить свой уровень, совмещая обучение с работой в школе.
Эта цепочка непрерывного образования прекрасно работала. Так все выпускники января 2013 года специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Челябинского филиала Университета Российской академии образования уже работают и закрепились в школе. 100 процентный результат! Качество их подготовки подтверждено тем, что из 13 выпускников трое уже получили звания «учитель года» в своих районах. Это творческие, неординарные, интересные и современные специалисты.
К сожалению, этот удачный опыт запрещен федеральными чиновниками от образования. Педагогическим колледжам с укоренившимися традициями, квалифицированным преподавательским составом и отлаженной методикой подготовки, запретили подготовку учителей иностранных языков. Таким образом, преподавательский состав может остаться без работы, а школы без учителей. Руководствовались благими намерениями повысить уровень образования учителей, но сделали только хуже.
Развитие государства в первую очередь зависит от уровня образования, уже предпринимается попытка повысить престижность профессии учителей за счет повышения зарплаты. Это, конечно, хорошо, но не все меряется деньгами. Учитель – это, прежде всего, призвание. А если человек ненавидит свою работу, то в школе от него только вред.
Так что же сделать для того, чтобы профессия учителя вновь стала престижной, а в школу попадали те, для кого это – истинное призвание?
Виктор Усов
06 февраля 2013

Новости партнеров

Нашли опечатку?