Что общего у Pussy Riot и патриархов Русской православной церкви
+13°
Сообщить новость
20.03.2013 08:30

Что общего у Pussy Riot и патриархов Русской православной церкви

Рейтинг:
Рубрика: Общество
Что общего у Pussy Riot и патриархов Русской православной церкви

Не так давно на "Школе гражданских лидеров" в Челябинске по теме "Кризис церковно-общественных отношений в России в исторической перспективе" делала доклад Ирина Карацуба (преподавательница МГУ и Свято-Филаретовского православного института). Она говорила именно о том, что в России сегодня церковь фактически слилась с государством и в условиях формально светского государства идет очевидное насаждение православия. Интересно, что буквально на следующий день после проведения "Школы гражданских лидеров" пришло сообщение из Миасса, где родители учащихся школы № 15 подали в суд. Причиной стало появление в школе попов и икон, а также попыток преподавателей приучить детей креститься.
"РПЦ превратилась в идеологический намордник режима. Это не имеет ничего общего с тем, что было в христианстве в самом начале. Где главным было милосердие и помощь людям", - говорила в своем докладе в Челябинске Ирина Карацуба. Она напомнила, что за последние 100 лет в Русской православной церкви так и не случилось реформ. Хотя попытки предпринимались, начиная еще с Поместного Собора 1917-18 годов. Тогда речь шла о расширении прав приходов, выборности епископата, восстановлении чина дияконисс (хотя раньше такой чин был).

Увы, типичные черты современной православной церкви в России - бюрократизм, изоляционизм, наплевательское отношение к человеку, полный союз с властью. Но в результате РПЦ получает под свой контроль даже те храмы, которые до переворота 1917 года принадлежали российскому государству. Таким образом власть платит церкви за лояльность. Особенно в таких ситуациях, какая была вокруг дела Pussy Riot.
Сегодня Ирина Владимировна Карацуба в гостях у Lentachel.ru

- Ирина Владимировна. Вы отлично знаете ситуацию вокруг группы Pussy Riot. Как думаете. нечто подобное может повториться с другими протестующими, которые решат использовать для этого храмовое пространство?

- Да, может и будет повторяться до тех пор, пока весьма спорный концепт «особой сакральности храмового пространства» раскручивается в общественном мнении и вот-вот «отольется в граните» нашего лихого законотворчества. Концепт этот достаточно лицемерен. Так, патриарх Алексий II мог в сакральном пространстве Храма Христа Спасителя именовать Путина «Вашим Превосходительством» и прерывать пасхальную литургию (перед причастием!), чтобы вручить ему подарок. Нынешнему патриарху Кириллу та же сакральность не мешает выступать в этом же храме с политическими заявлениями и призывами. Кроме того, с христианской точки зрения, концепт этот — ничто иное, как идолопоклонничество (кумиротворение), которое запрещено Второй Заповедью. Храм для человека, а не человек для храма.

- Как вернуть в деятельность православных иерархов в качестве приоритета традиционное христианское милосердие и прощение?

- Знаете, в Евангелии есть притча о богаче и Лазаре (Лк16:19-31). В ней оказавшийся в аду богач просит Бога послать к его живым братьям Лазаря, чтобы тот засвидетельствовал подлинность загробных мучений и предупредил их об ответственности за грехи. На что получает ответ - «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Тут ведь проблема веры в первую очередь. Неверующего иерарха (мирянина, священника и т.д.) невозможно заставить/убедить жить по заповедям. Можно, конечно, не избирать его в священники/епископы и т.д. Но при нашей церковной вертикали власти их и не избирают, а назначают. Причем, вся эта сталинщина покрывается красивыми словесами про соборность и единство во Христе.

- Сегодня нередко приходится сталкиваться с точкой зрения "Вера должна быть, но попов не люблю". Что должно измениться, чтобы эти настроения исчезли?

- И первая, и вторая часть цитаты нуждается в демифологизации. Вера во что? В Русь православную? В болотную кикимору? А вот если в Христа, то ведь священник — только проводник к Нему. Вот когда священники, епископы, митрополиты, патриарх начнут словом и делом вести к Христу ( а не к Путину и «Единой России», Сталину, Душенову), своей жизнью ежечасно о том свидетельствуя, вот тогда их и полюбят. Лицемеров и обманщиков любить трудно. Бывает, правда, и любовь к негодяям и насильникам — то, что в народе зовется несчастной любовью. Чаще всего она следствие страха и травмы.

- Должен ли Патриарх Русской православной церкви подавать пример верующим в быту? Пересев на простую машину (или даже начав ходить пешком), сняв золотые часы и сменив роскошную квартиру на жилье попроще? Будут ли после этого верующие больше доверять его слову?

- На этот вопрос Господь уже нам ответил вот буквально на днях — фактом избрания на папский престол аргентинского кардинала в стоптанных ботинках, отказавшегося от роскошной пурпурной моцетты и папамобиля, и принявшего имя Франциска. Имеющий уши да услышит. А неимеющий конечно, скажет — лох и лузер.

- Вы точно знаете...Ведется ли на самом деле торговля на территории храма Христа Спасителя?

- Разумеется, ведется. Роза будет розой, хоть розой назови ее, хоть нет... Отвратительно лицемерие, с которым покупку стремятся назвать пожертвованием, лишь бы только ни копейки налога не заплатить.

- Должна ли церковь платить налоги с торговли на территории храмов?

- Церковь должна соблюдать законы государства, на территории которого она действует. Кесарю — кесарево, богу — богово.

- Кто и как спасет Русскую православную церковь?

- Церковь спасает Бог. Или не спасает — по ее делам и грехам. В Откровении св. Иоанна Богослова Господь говорит ангелу Сардийской церкви - «Ты носишь имя, будто ты жив, но ты мертв» - и призывает к покаянию (Откр 3:1). На мой взгляд, РПЦ МП сейчас церковь-сестра той самой, Сардийской, без следа исчезнувшей.

- Как сегодня можно отделить РПЦ от государства?

- В путинской России это невозможно. РПЦ превратилась в часть госаппарата, в идеологический отдел администрации президента. Как их можно отделить друг от друга? Александр Радищев в оде «Вольность» (1790 г.) писал: «Власть царска веру охраняет, власть царску вера утверждает; союзно общество гнетут». Точно подмечено одним из самых умных и пророческих наших поэтов.

- Интересно, Ваши слушатели в Свято-Филаретовском православном институте разделяют Ваши взгляды на сегодняшнее состояние православия в России?

- В Свято-Филаретовском православно-христианском институте я преподавала светские дисциплины — историю Отечества, историю русской культуры. Вот эти темы мы и обсуждали со слушателями.

- Как считаете, можно ли пускать православие в российскую школу?

- В светском государстве церковь отделена от государства, а школа — от церкви. Так в Конституции записано, если кто еще помнит. На мой взгляд, религиозное воспитание — дело сугубо семьи и воскресной школы. Причем, именно в такой последовательности.

Для справки:

Ирина Карацуба родилась в 1960 году в Москве, в семье Владимира Ивановича Карацубы, полковника КГБ и потомка кубанских казаков, и Лидии Гавриловны Карацуба, театрального юриста, родом из подмосковных крестьян.

С четвертого класса московской спецшколы любимым предметом Ирины была история, что привело её на исторический факультет МГУ, на кафедру с названием «История СССР периода феодализма», а затем и в аспирантуру.


После защиты в 1986 году кандидатской диссертации по запискам англичан о России преподавала в Америке, Европе и Москве. Последние 15 лет преподаёт в МГУ, Свято-Филаретовском православно-христианском институте и других аудиториях.
В соавторстве с коллегами написала книгу «Выбирая свою историю»

500

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей