05.04.2013 11:38

Вы ещё по-настоящему современных монахов не видели

Челябинск посетил недавно буддийский монах Бханте Топпер Панньяавудхо. Замечателен для Южного Урала этот визит был тем, что Топпер является монахом Санкт-Петербургской буддийской общины традиции Тхеравада. В буддизме существует два основных направления: Тхеравада и Махаяна. Прежде в наших краях бывали лишь представители школы Махаяны. Школа Тхеравады представлена в России весьма скромно. Челябинск входит в узкий круг тех городов, где существует своя община Тхеравады.

Рейтинг: 0
Вы ещё по-настоящему современных монахов не видели
Кстати, в монахи наш гость постригался дважды. В течении пяти лет был в тибетской школе Гелуг (монахом и мирянином). Монашеские обеты в ней были два года. Шесть лет назад принял пострижение в монахи Тхеравады. Таинство происходило в Таиланде. 
Бханте Панньявудхо рассказал LentaChel об особенностях буддийской школы, а так же поделился своими взглядами на современный мир.
- Топпер, в каком возрасте Вы впервые стали монахом?
- К буддизму я шёл постепенно. Впервые постригся в монахи в 27 лет.
- При пострижении в монахи человек получает новое имя. По какому принципу ег выбирают?
- Имя выбирает Учитель при пострижении. Либо по дням недели, к которым, как правило, привязано то или иное монашеское имя, либо исходя из собственных предпочтений.
- Чем отличается учение Тхеравады от Махаяны?
- Это два кардинально разных течения в буддизме. Тхеравада отлична от иных религий тем, что это религия без бога и без души.
Будда ушёл в Нирвану. Его нет с нами. Он оставил для людей бесценные знания, воспользовавшись которыми человек способен самостоятельно справиться со всеми своими проблемами. Мы не ищем чудес и не уповаем на высшие силы, потому что верим в собственные.
- А как же Нетленный Лама, победивший смерть? Чудесные исцеления благодаря ему…
- Хамбо-ламу используют. Я считаю это пиаром, выражаясь языком нашего времени. Какие-такие чудеса? Не знаю ни одного правдоподобного примера.
Будда начинал своё учение с реальных вещей, без иллюзий и прикрас. Путь Будды не ведёт к забвению и не ограничивается одной только жизнью.
- Говорят, Вы, проживая в большом городе, но следуя при этом своим принципам, не прикасаетесь к деньгам? Как это возможно?
- Сегодня это в самом деле невозможно. Но я стараюсь снизить до минимума зависимость от денег. В этом мне помогают мои последователи и брат.
- Избитый вопрос, и всё же… Как Вы относитесь к панк-молебну Рussy Riot? Резко отрицательно, ровно?
- Положительно! Более того, я их понимаю.
Не одобряю, правда, саму акцию. Слишком много эпатажа. Но посмотрите на результат. Они же добились, чего хотели. Даже перевыполнили свой план. Доказательство тому - раскол общества, который произошел после. Наказали их, конечно, чрезмерно сурово. Но когда человек уверен в своей вере, чувства его оскорбить нельзя. 
- Не буду лукавить, буддийских монахов я представляла себе несколько иначе. В какой-то степени Вы перевернули моё представление о буддизме. Вы слишком современны. Пока не поняла, хорошо это или плохо,…
- Вы по-настоящему современных монахов еще не видели. Я, вообще говоря, очень консервативен. За исключением разве что интернета. Но интернет в настоящее время –обычное средство коммуникации. В целом тхеравадинские монахи – не затворники, отрезанные от мира джунглями или горными хребтами (хотя встречаются и такие). В большинстве своём Сангха (монашеская община) ориентирована на работу с людьми. В этом её главная задача.

- Когда Вы начали говорить о сути школы Тхеравады, я подумала о книге Дейла Карнеги: «How to Stop Worrying and Start Living». Это книга 1948 года, автор особой религиозностью не отличался. Тем не менее спрошу: как Вы считаете, возможно ли с помощью работ Карнеги подвести человека к Тхераваде? Более доступно донести до человека общую суть учения, на начальном этапе? Ведь Карнеги продвигал идею самосовершенствования, самостоятельности и веры в собственные силы.
- Затруднюсь ответить, поскольку не читал данную книгу, хотя о самом авторе, разумеется, слышал. В целом, я не сторонник каких-либо адаптивных методик.
Что касается идеи самосовершенствования за счёт своих собственных сил, то это один из столпов буддизма, который сильно отличает его от многих других религий.
В буддизме нет бога, и это накладывает определённые нюансы на всё наше учение.
- Ознакомившись с Вашим профайлом Вконтакте, обратила внимание на цитату: "Первоначальное римское право не предусматривало наказания за богохульство. Основанием для этого было воззрение, согласно которому любой бог по определению, достаточно силён, чтобы самостоятельно покарать человека, нанесшего ему оскорбление. Сама мысль о необходимости защитить бога слабыми силами людей уже есть богохульство"
Чем эта цитата могла заинтересовать Вас, буддийского монаха? Раз буддизм - религия без бога и без души. Эта цитата априори не должна иметь для Вас никакого смысла…
- Картинка была вывешена в связи с попыткой Госдумы ввести уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих. Это было последствием  акции Pussy Riot и суда над ними. К счастью, этот закон Дума в итоге отклонила.

- Теперь давайте поговорим о душе. Душа в буддизме отсутствует. Однако, не ограничивается одной жизнью на земле. Это называют переселением душ. Парадокс? Объясните, я запуталась.
- Это очень сложный вопрос. В двух словах его не объяснить. Буддизм отрицает идею души «атты». Соответственно реинкарнации, как переселения душ, в буддизме также нет. Но вот множественности перерождений буддизм не отрицает. Буддизм не отрицает наличие самих психических и физических составляющих жизни человека. Тело, память, воля, сознание и прочее – все эти составляющие наличествуют и находятся в постоянном динамическом изменении. Но вот некой неизменной и вечной души, некоего «наблюдателя», который переходит из жизни в жизнь за всем этим нет. Соответственно и перерождаться нечему. Сами же динамические процессы в новой жизни начнутся вновь. Но начнутся не в случайном порядке, а будучи причинно-обусловленными прошлыми процессами.

- Неужели Вы совсем-совсем не верите в чудеса? Я никому не скажу...
Может, Вы просто те же чудеса называете другими именами?
- Не то, чтобы совсем не верю… Просто не видел никогда таковых. А вот рассказов о чудесах, о летающих йогинах, о людях превращающихся в радугу и так далее –слышал множество раз. Всё это происходит где-то там… Либо далеко, либо в прошлом, либо видели друзья друзей. А вот когда доходит до личного свидетельства чуда, то чудо это куда-то пропадает. Так стоит ли всему этому верить? Я, например, обхожусь и без этого. Благо буддизм даёт возможность двигаться по Пути и без веры в чудеса.
Вернувшись в Санкт-Петербург,Бханте Топпер Панньяавудхона своей странице в социальной сети выразил благодарность челябинцам за тёплый приём:
" Ещё раз хочу поблагодарить всех за организацию моего визита в Челябинск. Поездка оставила самые приятные впечатления. Особенно порадовало наличие большого количества здравомыслящих, активных людей, желающих развития тхеравады в регионе...
Спасибо всем, пришедшим на лекции и создавшим своим доброжелательным настроем приятную атмосферу для общения.
Надеюсь, что поездки в Челябинск станут регулярными".
Яна Федулова
Для справки:
Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином

604
Популярное
Лента новостей