06.05.2013 12:22

Система здравоохранения России нуждается в реанимации. Часть четвертая. Отсутствие доступа к лекарствам в амбулаторном звене противоречит здравому смыслу

Рейтинг: 0
Система здравоохранения России нуждается в реанимации. Часть четвертая. Отсутствие доступа к лекарствам в амбулаторном звене противоречит здравому смыслу
Окончание. Начало - http://lentachel.ru/articles/23148
   
По потреблению лекарственных средств на душу населения Россия находится на уровне Мексики. Причем, то, что оплачивает население из своего кармана, в два раза больше, чем та часть, которая оплачивается государством. И это в стране, в которой больше половины населения получает меньше 15 тысяч рублей! Колоссальное количество населения нуждается сегодня в государственной помощи на лекарственные средства. По прогнозам, их потребление будет расти быстро. Государственные расходы тоже будут расти, но… Наше лекарственное обеспечение происходит за счет населения. Хотя  средняя стоимость рецепта в России больше, чем в других странах Таможенного союза.
 
49 процентов тех, кто отказывается от покупки лекарств в России – люди тяжело-болеющие, у них нет денег на  дорогие лекарства. В России введена система ценового контроля за препаратами, есть список жизненно важных препаратов. Но цены на лекарства все равно растут. В том числе на лекарства из списка контролируемых. А по структуре потребления населением лекарств выясняем, что в двух третях случаев потребляются лекарства, не входящие в этот список! Введение контроля на одну треть лекарств привело к тому, что существенно увеличилась цена на остальные две трети. И фармкомпании свое берут. А вот население не чувствует эффективности мер ценового контроля.  
 
Лекарственным потреблением нужно управлять. Это и информирование, и, собственно, администрирование процесса.
 
Еще один аспект – доступность инновационной терапии, зачастую более эффективной, чем традиционная. В России доступность инновационных молекул, зачастую спасающих жизни, составляет 29 процентов. У нас лучше ситуация, чем в Индии и Китае, но они очень быстро набирают темп. Нам нужны совершенно иные механизмы, увеличивающие доступность инновационных препаратов для населения. К сожалению, из конечной версии стратегии лекарственного обеспечения России предложения по этому поводу выпали. Население, измученное необходимостью серьезных расходов на лекарственную терапию в ответ на вопрос: «На что в первую очередь нужно потратить дополнительные средства в здравоохранении?» –говорит: «На повышение доступности лекарственных препаратов». Это первый в списке по важности ответ. В России с ее средним уровнем доходов национальная лекарственная политика должна фокусироваться на обеспечении доступа к более широкому перечню лекарств, внедрению солидарных механизмов финансирования. 35 миллионов граждан имеют потенциальное право на льготное лекарственное обеспечение. Но сумели воспользоваться этим правом лишь около восьми миллионов граждан.
 
Механизм обеспечения всеобщей доступности лекарственных средств –лекарственное страхование. Во многих странах эти механизмы используются. Есть тенденция к расширению систем лекарственного страхования, вовлечению массы населения в предоставление бесплатной лекарственной помощи на амбулаторном этапе, на самом начальном этапе развития заболевания. В России тоже есть система льготного лекарственного обеспечения. Она представлена двумя подпрограммами: так называемая, федеральная программа ОНЛС и семь высоко затратных нозологий. И так называемая региональная программа, которая регулируется постановлением № 890 1994 года выпуска. Число получателей в программах ОНЛС (дополнительное лекарственное обеспечение) постоянно падает, число рецептов постоянно падает, деньги растут или сохраняются на том же самом уровне. У нас просто так выстроены программы: для 75 тысяч граждан обеспечиваются полностью все лекарства, для 4 миллионов отчасти, а все остальное - в региональной льготе.
 
 
 
Двойственность, неопределенность формирования обязательств государства, приводит к отсутствию нормального учета. В одной стране очень разные получаются условия. Вся программа в основном тратит деньги на три направления: диабет – 41%, онкология – 26%, бронхиальная астма – 10%. Все остальное значительно меньше. Причем, расходы тоже сильно отличаются по округам. Средние расходы, скажем, по онкологическим заболеваниям в 5-7 тысяч рублей в год на человека. Таргетная фокусная терапия невозможна при таких расходах. Лекарства от онкологических заболеваний, спасающие жизнь, стоят значительно дороже. Но зато имеют колоссальный превентивный эффект и социально-экономический эффект. Когда мы не допускаем заболевание – это совершенно другие деньги, чем когда мы лечим запущенную болезнь. Система лекарственного возмещения или повышения доступности лекарственных средств на самом начальном этапе заболевания куда более эффективна. Она спасает жизнь, не допускает развития заболевания. Отсутствие доступа к лекарственным средствам на амбулаторном звене противоречит здравому смыслу. Население в итоге будет получать бесплатные лекарства только в стационаре, когда болезнь уже запущена.
 
В основных направлениях деятельности правительства про здравоохранение говорится, что нужно снизить потребление алкоголя и табакокурения. Еще говорится, что нужно довести производство российских лекарств до 50%. Но меры в области модернизации здравоохранения следующие: совершенствование системы обязательного медицинского страхования, развитие амбулаторно-поликлинических учреждений на основе их переоснащения, обеспечение повышения квалификации и создание единой государственной информационной системы, механизмов государственного частного партнерства, совершенствование организации экстренной медицинской помощи. Про лекарства вообще нет ни слова! Про изменение системы организации медицинской помощи – тоже ничего нет. Государственная программа – тоже интересный документ. Сначала говорится, что у нас колоссальные успехи в развитии здравоохранения. Это сдвигает фокус управленцев от реальных проблем в сторону лишнего успокоения. Нет у нас таких успехов! Предлагается два сюжета: бюджетный и модернизационный. Показатели, которые будут достигнуты в рамках бюджетного и модернизационного, сильно отличаются. Бюджетный – очень плохой. Министр здравоохранения говорила, что бюджетный сценарий приведет к потере миллиона человеческих жизней. Предыдущее Министерство здравоохранения, которое тоже делало инерционный и модернизационный сценарий, запрашивало меньше денег. Но не в этом дело. Даже при модернизационном сценарии показатели, которых предполагается достичь, далеки от развитых стран. В программе правильно обозначены приоритеты,  и денег, которые запрашиваются  – более 30 триллионов рублей до 2020 года. Но эти деньги со звездочкой приняты: если будут в бюджете деньги, то  дадут, если не будут – не дадут. А  показатели в любом случае должны быть по модернизационному сценарию.
 
Увеличение финансирования предполагается аж в 16 раз! До 2015 года предполагается интенсивно все улучшать, а начиная с 2015 по 2020 года – все очень замедляется. Приоритеты правильные, но распределение денег совершенно не соответствует тому, что заявлено. Приоритеты - кадры, детство, борьба за здоровый образ жизни. В результате же действия программы: здоровье матери и ребенка – 3%, кадровое обеспечение – 1%. Здоровый образ жизни – только на лекарства льготной категории граждан. Никаких сдвигов по обеспечению доступности лекарств населению в программе нет!
Стационарная помощь странно выглядит – график снижения затрат необъясним. Стратегия лекарственного обеспечения, которая отражала требования регионов к введению системы лекарственного страхования, не содержит ничего о системе лекарственного страхования. Что волнует больше всего – никто в Министерстве здравоохранения не показывает нам расчетов того, сколько потребуется денег на введение стандартов медицинской помощи. По нашим расчетам, по отдельным нозологиям восьмикратное увеличение финансирования потребуется – таких денег в системе нет. Стандарты медицинской помощи врачами не исполняются, и не будут исполняться. Опросы населения показывают: в лучшем случае треть населения говорит о том, что выполняет указания врачей. В здравоохранении единственный независимый элемент – пациент. Захочет – будет лечиться, не захочет – не будет лечиться. И тогда все наши усилия формирования невероятно завышенных государственных гарантий, обещания «всё всем задаром» на уровне мировых стандартов при минимальном финансировании – что само по себе абсурдно – если мы не сумеем серьезно вовлечь пациента в систему заботы о своем здоровье, если не сбалансируем объемы государственных обещаний и собьем им финансирование, если не скажем честно, кому что и при каких условиях мы себе можем позволить за счет общественных источников, а что придется пациенту оплачивать самостоятельно, если не станем честными, прозрачными, и не начнем говорить нормально с населением, то не сможем сделать эффективную систему здравоохранения. Весь мир давно понял: вовлеченность пациента и работа на уровне честного диалога о возможностях государства –единственный способ сделать систему здравоохранения эффективней.
 
Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения Высшей Школы экономики
 

 

770
Популярное
Лента новостей