Пришло время государству и бизнесу объединить усилия
+17°
Сообщить новость
23.08.2013 12:33

Пришло время государству и бизнесу объединить усилия

Рейтинг:
Пришло время государству и бизнесу объединить усилия

 Готова ли экономика Челябинской области к современным вызовам, особенно на фоне надвигающегося кризиса? Насколько остро стоят перед предприятиями региона кадровые проблемы? Каковы могут быть точки роста? Об этом редактор Lentachel.ru Герман Галкин беседовал с министром промышленности промышленности и природных ресурсов Челябинской области Егором Ковальчуком.
 
– Егор Викторович, как Вы считаете, есть ли у Челябинской области промышленное будущее в условиях больших долгов ведущих предприятий региона и в условиях падения спроса на их продукцию?
 
– Исторически сложилось, что социально-экономическое развитие Челябинской области в значительной степени зависит от промышленного производства. У нас имеются практически все промышленные переделы – от добычи полезных ископаемых до производства наукоемкой продукции. Поэтому потенциал есть. Другой вопрос, что в условиях современной конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка наблюдается падение спроса на продукцию промышленных предприятий, в результате чего многие предприятия сталкиваются с финансовыми трудностями. И в этих непростых условиях государству и бизнесу надо объединить усилия для выработки мер, направленных для стабилизации ситуации. 
 
– Какие крупнейшие инвестиционные проекты в промышленности региона Вы бы могли назвать?
 
– Не так давно состоялось торжественное открытие универсального рельсобалочного стана на ЧМК, который способен производить железнодорожные рельсы длиной до 100 метров. Мощность стана – более миллиона тонн в год. ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» ведет масштабную реконструкцию стана 2500. 
Также хочу отметить реализуемые инвестиционные проекты в горнорудной отрасли. В настоящее время идет масштабное строительство Михеевского горно-обогатительного комбината и ведутся подготовительные работы по Томинскому ГОКу. Совокупные капиталовложения в эти проекты составят 57 млрд. рублей, суммарная мощность – 55 млн. тонн руды в год. Открытие данных производств позволит создать в области более двух тысяч новых рабочих мест.
 
– Как убедить молодежь региона делать выбор в пользу рабочих профессий? Сегодня только 4% старшеклассников готовы идти в рабочие. А без рабочих рук развитие промышленности не возможно.
 
– Такая проблема, действительно, существует. В настоящее время Челябинская область, как и другие субъекты Российской Федерации, испытывает дефицит в квалифицированной рабочей силе. Необходимо изменить в общественном сознании отношение к рабочей профессии и социальному статусу человека труда. И в этом направлении государством и бизнес сообществом предпринимаются определенные шаги. Как пример могу привести проект «Славим человека труда», главной целью которого является повышение престижа рабочих профессий и привлечение молодежи в производственную сферу.
 
– Некоторые промышленные эксперты говорят о девальвации инженерно-технического образования и падении даже численного состава инженеров. Как создать стимул для молодых людей выбирать профессию инженера? У кого молодым инженерам перенимать опыт?
 
– Дефицит инженерных кадров начал формироваться в 90-е годы, когда диплом о высшем инженерном образовании потерял свою ценность. Тогда техническое образование перестало быть престижным. В настоящее время наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов в возрасте от 30 до 50 лет. Проблему нужно решать. И крупные промышленные предприятия, такие, например, как Челябинский цинковый завод, ММК, ЧМК, ЧТПЗ, это уже делают. Они создают собственные учебные центры, взаимодействуют с профильными вузами. В общем, растят кадры. В государственном ракетном центре им. Макеева хорошо выстроена работа с молодыми специалистами: у ребят существует свой Совет, есть опытные наставники, проводятся различные мероприятия.
Безусловно, для поднятия престижа профессии нужна социальная реклама. Предприятиям для школьников и абитуриентов надо организовывать экскурсии, знакомить с производственным процессом.
 
– Какая отрасль для региональной промышленности могла бы стать локомотивом роста? Может быть, пищевая промышленность? Или одна из традиционных для времен СССР отраслей?
 
– В предкризисные годы отечественная экономика демонстрировала положительную динамику развития в основном за счет металлургии и добычи полезных ископаемых. Но конъюнктура рынка меняется. Локомотивом роста может и должно стать машиностроение. Это одна из наиболее технологически развитых отраслей промышленности. Продукция машиностроения востребована практически во всех отраслях экономики и повышение её конкурентоспособности является важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития государства. На данном этапе машиностроению отдаются высокие приоритеты в инновационном развитии страны.
 
– Есть точка зрения, что в сфере машиностроения, например, в регионе нет амбициозных лидеров. А без них отрасль не поднять. Что бы Вы могли сказать по этому поводу?
 
– Можно назвать целый ряд успешных предприятий, финансово-экономическое состояние которых не вызывает вопросов. Они постоянно ищут возможности роста. С целью адаптации производства к быстро меняющимся экономическим условиям ими разрабатываются собственные стратегии развития, которые позволяют увеличить экономический потенциал, повысить конкурентоспособность производимых товаров. Они формируют собственные инвестиционные программы. И это дает определенные плоды. Как пример могу привести такие предприятия как «ИВЕКО АМТ», «VERTA», Челябинский кузнечно-прессовый завод, автозавод «Урал», Челябинский крановый завод, ЧМЗАП.
 
– Каковы перспективы легендарного завода ЧТЗ? Много говорилось о федеральных вложениях в развитие предприятия, однако пока процесс идет медленно.
 
– За первое полугодие текущего года в ООО «ЧТЗ-Уралтрак» наблюдалось снижение объемов производства, что обусловлено как внутренними факторами, так и неблагоприятной конъюнктурой рынка.
Предприятие входит в составинтегрированной структурыОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Корпорацией разработана программа крупномасштабного технического перевооружения и перепрофилирования части производства, которая должна дать ЧТЗ вторую жизнь.
 
– Каковы перспективы предприятий оборонной отрасли, расположенных в регионе?
 
– Ситуация на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Челябинской области в целом достаточно стабильная. Ряд предприятий имеют долгосрочные планы на выполнение государственного оборонного заказа. Кроме того, заводы наращивают выпуск гражданской продукции. Предприятия проводят модернизацию производственных мощностей на средства, предусмотренные Федеральной целевой программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы». Основной объем инвестиций направляется на приобретение нового оборудования для замены устаревшего и изношенного.
 
– Можно ли говорить о том, что в регионе возродилась легкая промышленность? «Юничел» наряду с «Макфой» вошел в Топ-100 самых динамичных компаний России по рейтингу журнала «Секрет фирмы».
 
– На данном этапе легкая промышленность переживает не лучшие времена. В отрасли высок удельный вес импорта. Серьезную конкуренцию отечественным производителям составляют китайские товары. Но у китайской продукции есть немало минусов…
«Юничел» – крупное региональное производственное предприятие, которое создало эффективную сбытовую сеть по всей стране. Качество продукции и сбалансированная ценовая политика позволили занять устойчивые позиции на рынке. К сожалению, таких предприятий в отрасли единицы. Среди примеров успешных предприятий легпрома также могу отметить фабрики «Ян», «Силуэт», «Пеплос».
 
– А каковы перспективы малого бизнеса региона в промышленной сфере?
 
– Предприятия малого и среднего бизнеса вносят существенный вклад в развитие региона. Выпуская продукцию малыми партиями, они имеют возможность очень быстро перестраивать производство под существующий спрос, гибко реагировать на современные реалии рынка. Есть масса примеров эффективного малого и среднего бизнеса – заводы «Редуктор», «Европривод» в Сосновском районе, «Ивеко-АМТ» в Миассе, «ДСТ-Урал» в Челябинске, предприятия группы «ИНСИ» и другие. Если говорить об инвестиционных проектах в регионе, тенденция такова, что основными игроками становятся средние компании и предприятия с объемом инвестиций менее 1 млрд. рублей, кроме того происходит смещение «центра тяжести» из крупных городов на другие территории.
 

280

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей