Другой город
Челябинск
Понедельник 25 сентября, 2017 16:39 +6°
Новости в Челябинске
17.09.2013 18:11

Челябинск глазами Запада

Челябинск глазами Запада
Еще совсем недавно Челябинск для зарубежных гостей был пустым звуком. Наш город с трудом мог найти на карте даже какой-нибудь житель Москвы. Как же всё  изменилось после 15 февраля! Челябинск прямо-таки прогремел на весь мир. Особой заслуги города в этом не было. Тем не менее, на один блистательный миг Челябинск стал - ни больше ни меньше – пупом земли, центром всеобщего внимания. Сейчас, разумеется, болезненный интерес к городу сгладился. Однако если вы приезжаете в какое-то новое место, то на вопрос, откуда вы, с удовольствием отвечаете, что из Челябинска. И ваш собеседник, кем бы он ни был, неизменно оживляется и начинает задавать уже здорово приевшиеся вопросы в духе: «Это где метеорит? А вы его видели? А может, это инопланетяне?». Конечно, инопланетяне. Мы уже с ними в Челябинске общаемся вовсю!
 
Нет-нет, но и зарубежная пресса вспоминает о Челябинске. Предлагаем нашим читателям прочитать  статью Уильяма Брумфилда, чтобы понять, как теперь видят наш город жители современного Западе. Конечно. При условии, что жителям Челябинска это интересно знать.
 
Челябинск: от индустриальной рабочей лошадки к космическому чуду
 
Этот уральский город отныне и навсегда будет известен как место, где взорвался болид. Однако куда большую историю – историю сдвигов в России ХХ века – может рассказать его архитектура.
 
Челябинск, расположенный на реке Миасс, к востоку от Уральских гор, был одним из тех практически неизвестных ранее городов - «рабочих лошадок», служивших опорой тяжелой промышленности российского государства. Город долгое время был практически неизвестен за рубежом. В основном он был-то известен только своими закрытыми городами-спутниками, в лабораториях и институтах которых велись военные разработки.
 
Эта безвестность навсегда канула в лету благодаря захватывающей, раз в века случающейся встрече с метеоритом. Сопутствующий этой встрече взрыв в небесах был заснят бессчетным количеством авторегистраторов и мгновенно разошелся по Интернету: мимолетная вспышка света стала вечной в виртуальности.
 
Теперь весь мир услышал о Челябинске. Тем не менее, очень немногие сторонние наблюдатели знают достаточно об этом девятом по величине городе России. История Челябинска – история немыслимых усилий и героической стойкости. Богатая местная культура, а также глобальные изменения ХХ века нашли отражение в архитектуре города.
 
Челябинск был основан осенью 1736 года, как одна из ряда крепостей, призванных защитить линии снабжения - от житниц Западной Сибири до Оренбурга – у южных границ России. Несмотря на то, что регион был богат металлом, и появились города, которые этот металл добывали и обрабатывали (тот же Златоуст и Миасс),  - больше, чем на столетие Челябинск оказался заперт на внутреннем рынке.
 
Все изменилось в 1890-х, когда была проложена Транссибирская железнодорожная магистраль, сделавшая Челябинск крупнейшим узлом на Южном Урале и воротами, открывавшими путь на восток. Привлеченные аграрной реформой и богатыми землями Сибири, тысячи крестьянских семей прошли через специальные центры переселения в Челябинске, где они могли получить элементарное медицинское обслуживание и запастись всем необходимым для путешествия в Сибирь, которая теперь мыслилась как «Страна возможностей».
 
К 1897 году город насчитывал порядка 20 000 жителей самых разных национальностей и вероисповеданий. Интересно, что синагога еврейской общины здесь, например, не только до сих пор существует, но и проводит службы. (Ее витражи были повреждены ударной волной от взрыва болида 15 февраля). В это же время строились православные церкви, многие из которых сейчас восстановлены. На данный момент в Челябинске существует еще и четыре мечети.
 
Росту экономической мощи города способствовало развитие сельского хозяйства и строительство зерновых элеваторов. Связь Челябинска с основным восточным таможенным пунктом означала, что колоссальные поставки китайского чая теперь проходили через город.
 
Все это стало возможным благодаря железной дороге. И хотя Первая мировая, революция, а следом и Гражданская война подкосили Челябинск, город сумел оправиться. К 1926 году его население увеличилось втрое. Однако всё это не могло сравниться со следующим десятилетием.
На Челябинск оказал значительное влияние запуск первой пятилетки в 1928 году и последующее быстрое движение к индустриализации. Чуть больше чем за десять лет население Челябинска выросло в четыре раза! Огромный тракторный завод свидетельствовал о переходе советского сельского хозяйства в машинный век, металлургический завод производил высококачественную сталь и стальные изделия.
 
Как знак нового времени выросли солидные административные здания в функциональном советском стиле. В частности, на проспекте Ленина и улице Кирова. В это же время церкви были разрушены, в том числе главный собор.
 
С началом войны на Восточном фронте в июне 1941 года многие военно-промышленные предприятия из западных регионов Советского Союза были эвакуированы в Челябинск. Местные заводы были реформированы для производства оружия под умелым руководством Николая Патоличева.
Преобразованный тракторный завод производил танки и самоходные орудия в таком количестве, что город вскоре получил имя "Танкоград". И сегодня модель сталинского тяжелого танка стоит на постаменте рядом с заводом.
 
С восстановлением страны после войны спрос сместился на сталь и технику. Появились большие дома в сталинском неоклассическом стиле - здания административные, культурные. Появилось жилье для высшего звена управления. Кроме того, регион стал центром исследований и производства атомного оружия. Этот промышленный, технологический и военный подъем достался городу однако дорогой ценой. Челябинск получил заслуженную репутацию одного из самых загрязненных городов Советского Союза. И в 1957 году ядерные отходы, хранившиеся на атомном объекте «Маяк» (75 км к северо-западу от Челябинска), взорвались, обернувшись самой ужасной катастрофой такого рода после Чернобыля.
 
В 1990-х годах Челябинск и его тяжелая промышленность столкнулись с серьезными финансовыми проблемами. Вместе с тем челябинцы сегодня язвительно отмечают, что тогда хотя бы воздухом можно было дышать.
 
Экономическая ситуация в настоящее время стабилизировалась. На челябинском металлургическом комбинате (часть российской горно-металлургической компании «Мечел») и на тракторном заводе вновь работают тысячи людей, население города постоянно увеличивается. Огромные университеты города –Челгу и ЮУрГУ - внесли большой вклад в это восстановление.
 
Строительство метро - знак чести для каждого российского города - миллионника - продвигается медленно и с большими издержками.
После падения метеорита Челябинск столкнулся с задачей возмещения ущерба от взрыва, который оценивался губернатором области Михаилом Юревичем в миллиард рублей. В основном необходимо было только быстро заменить разбитые окна, однако некоторые заводы пострадали куда серьезнее.
 
К счастью, насколько известно, никто при взрыве метеорита 15 февраля не погиб. Несколько сот человек лечили потом порезы, только несколько десятков были госпитализированы. Всё могло бы быть гораздо хуже.
 
Хотя метеорит, бесспорно, прославил Челябинск, город вряд ли станет крупным туристическим центром. Тем не менее, главной целью любого города должно быть обеспечение достойного качества жизни для его жителей. В этом отношении Челябинску с его растущим населением есть, куда стремиться.
 
 
Елена Иванищева

 

364
Смотрите также
Новости дня
Подписаться на уведомления