Другой город
Челябинск
Понедельник 24 июля, 2017 03:52 +12°
Новости в Челябинске
Новости дня
09.12.2013 12:42

Что делать будущим выпускникам школ? В чем польза университетских классов ЧГПУ

Что делать будущим выпускникам школ? В чем польза университетских классов ЧГПУ

Прежде всего, хотел бы сказать о том, в какой ситуации и как дети делают сейчас выбор высшего учебного заведения, как это было раньше и что изменилось в связи с тем, что у нас теперь новое общество. В советское время выбор вуза и для родителей, и для детей был равен выбору карьеры: если ты поступаешь в престижный вуз, соответственно, где-то процентов на 70-80 у тебя и профессия будет престижная. То же самое было и с профильными учебными заведениями: если ты выбираешь педагогический вуз, то процентов на 70 ты будешь учителем. Сейчас ситуация поменялась. Выбор вуза профессию не гарантирует. Тем не менее родители и дети продолжают выбирать не профессию, а вуз. И они рассуждают, что если они выберут какой-нибудь престижный вуз, то престижная профессия придет. Это первая тенденция.

Вторая тенденция - дисбаланс на рынке труда. Мы об этом забываем, а тем не менее он есть. Вообще-то профессия учителя - престижная профессия. При всех сложностях это профессия, которая выстроена очень грамотно. Здесь опыт, здесь стаж дает тебе уверенность в жизни, в том числе в материальном плане. И родители, и дети об этом не думают. Получается интересная вещь: каждый ребенок пытается устроиться на подработку, будучи студентом, где-нибудь там менеджером по продажам и так далее, а после окончания вуза выйти из этого круга он уже не может, и так и остается менеджером по продажам с высшим образованием. Он приходит к выводу, что что-то не так, и решает получить ещё одно образование, получает его и продолжает работать менеджером по продажам в "Связном", "Евросети" и так далее. Зайти в профессиональную среду получается очень сложно. Я не говорю, что так бывает всегда и везде, но это тенденция.

Третий момент. Государство придумало множество всяких образовательных гибких траекторий - возможностей для потребителей, а потребители эти гибкие траектории не используют. В советское время, если выбирали вуз, то это был окончательный выбор на пять лет. Теперь в ходе учебы можно "переобуться". Можно поступить в один вуз, проучиться и получить диплом бакалавра и уйти за бюджетные деньги в совершенно другой вуз и продолжать обучение в магистратуре. При этом поступать туда на магистратуру не по результатам ЕГЭ, а по результатам вузовских экзаменов. Об этом тоже никто не говорит, хотя возможностей стало больше. Детям это надо объяснять.

Есть ещё одна вещь. У ребенка по выпуску из школы есть аж 15 попыток поступления в вузы: он имеет право подать документы в три вуза на пять направлений в каждом из них.

Все хотят учиться на бюджете, в тоже время не все бюджетные места востребованы. Получается ещё один парадокс: все хотят учиться за бюджет, бюджетных мест дают достаточно много, но не все они востребованы. Родители говорят: это не престижное образование. А между тем нет понятия, например, "юрист". И нет понятия "экономист". Есть понятия гораздо более узкие: юрист в области уголовного права, в области гражданского права... Получается, что когда ребенок стремится стать юристом, он совершает ошибку. Он считает, что юридическое образование - это обязательно юридический факультет какого-то престижного вуза. В то время, как он мог бы просто поступить на бакалавриат по истории права в педагогическом университете, изучить школьную ситуацию и продолжить свое образование в том же престижном вузе на том же юридическом факультете, но уже не обязательно в Челябинске.

Ещё одна очень важная вещь: наши дети стали позже взрослеть по сравнению с нашим временем. Они более инфантильны. Объясняется это тем, что главным двигателем взросления в советское время было отсутствие материальных благ. На сегодня с этим проблем нет. Ребенок понимает, что ему можно начать собственную самостоятельную жизнь гораздо позже.

Мы в ЧГПУ предлагаем консультировать детей, начиная уже с 9 класса - по поводу того, какие у него вообще есть возможности в профессиональном плане. То есть мы предлагаем учить ребенка выбирать не вуз, выстраивать не образовательную траекторию, а профессиональную траекторию. И использовать образование как переходной этап.

Мы создаем университетские классы. В чем суть: решается сразу три задачи. 1) подготовка к ЕГЭ, 2) подготовка ко 2-й дорожке в вуз - олимпиады, и 3) консультации родителей и детей по выстраиванию профессиональной траектории.
Как использовать эти 15 попыток поступления в вузы, как выстроить их в приоритет. Исходя из этого, можно выбрать правильный ЕГЭ. В то же время, если взять и выбрать ещё один ЕГЭ, это существенно расширит возможность выбора.

Дмитрий Филиппов Советник ректора по связям с общественностью
Челябинский государственный педагогический университет
"Курс дела"

626

Фотогалерея