23.01.2014 17:19

Про Марию Магдалину и челябинских Мадонн

Рейтинг: 0
Про Марию Магдалину и челябинских Мадонн

В Челябинске в музее искусств открылась выставка «Возвращение шедевра. Питер Пауль Рубенс «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Картина прибыла из Ирбита, из собрания государственного музея. 100-килограммовая художественная драгоценность была транспортирована в специально созданном для нее деревянном ящике (весом около 200 кг.). Картина приехала в сопровождении своего «открывателя» — генерального директора Ирбитского ГМИИ Валерия Андреевича Карпова – именно он увидел в «копии» оригинал, «открыл» сенсационную картину как произведение самого Рубенса.

Долгое время картина считалась копией одноименной работы Рубенса, хранящейся в Художественно-историческом музее Вены. В 2012 году в процессе реставрационных работ специалисты обнаружили черты живописи Рубенса, после чего были проведены физико-химические исследования и искусствоведческая экспертиза в Государственном НИИ реставрации и Государственном Эрмитаже .

После чего сотрудники Эрмитажа официально объявили о том, что ирбитская «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» - не копия, а работа самого Рубенса при участии его выдающихся учеников – Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса. Было признано, что кисти Рубенса принадлежит главная фигура композиции – Мария Магдалина.

Это открытие стало сенсацией. Ведь ирбитскому шедевру предстоит спорить с венским вариантом за право считаться «основным» полотном.
В экспозиции выставки также размещена фотохроника реставрационного процесса и литература по творчеству Питера Пауля Рубенса и эпохи барокко.

Картины Рубенса на время превращает наш провинциальный город в место, причастное к мировой культуре. Стоит этим воспользоваться – не надо ехать в другую страну или идти в Эрмитаж, вот оно это место, совсем рядом будет в течение одного месяца. Хотелось бы, чтобы этим воспользовались челябинцы и южноуральцы.

 

Челябинская МАДОННА С ГЛАВНОГО СНИМКА и из стихотворения

Почему-то вспомнилась история про челябинскую Мадонну, изображение и образ которой облетели мир в семидесятые годы прошлого века, когда за этот снимок челябинский фотомастер Владимир Белковский получил фотографический «Оскар» - награду «Золотую розу» в Чехословакии, В те годы именно эта страна была законодателем фотографических течений в мировой фотографии.

Владимир Белковский - фотомастер, оказавший в 70-90 годы прошлого века заметное влияние на многих фотографов Челябинска и Урала, бессменный художественный руководитель Челябинского фотоклуба повторял: от хорошего фотографа, спустя, несколько десятилетий, останется десять-двадцать фотографий.

Главными темами фотохудожника были – дети, красота женщины и природа, люди искусства Урала и известные на всю страну, одним из первых в Челябинске Владимир Белковский стал снимать красоту обнаженного женского тела.

А главным своим снимком фотохудожник считал снимок «Мать» или «Уральская мадонна», как окрестили эту работу за рубежом.

Женщина, держащая младенца на руках. Мадонна. Возможно, это один из лучших снимков в мировой фотографии на вечную тему материнства. Не случайно в начале 70-х годов прошлого века за него была присуждена одна из самых престижных фотонаград в мире – «Золотая роза».

Снимок фотохудожника Владимира Белковского вошел в золотую коллекццию работ челябинских фотомастеров. Много раз публиковался и выставлялся.

Еще одна Мадонна появилась в Челябинске и осталась жить в российской ПОЭЗИИ. В одном из фотоальбомов об Урале снимок Владимира Белковского оказался на одном развороте со стихотворением Людмилы Татьяничевой.

Наперекор

Изменчивой молве

Художники

Прославили в веках

Не девушку

С венком на голове

А женщину

С младенцем на руках.

Девичья красота

Несовершенна:

В не нет еще

Душевной глубины.

Родив дитя,

Рождается Мадонна.

В ее чертах –

Миры отражены.

Фотохудожник никогда не рассказывал историю рождения этой фотографии, разгадал я ее «тайну», обнаружив как-то в семейном архиве снимок, из которого ,видимо, и выкристаллизовывалась «Уральская мадонна». Скажу лишь одно: женщина на нем – в полный рост, и надо было быть истинным художником, чтобы разглядеть в снимке для семейного альбома будущий фотошедевр.

Фотография эта со временем стала своеобразным талисманом. Уже четыре десятилетия она живет и в квартире нашей семьи, и в Москве, в семье Николаевых, прекрасная половина которой и стала «уральской мадонной».

Да и Марина, которая когда-то «позировала» на руках своей мамы, уже давно сама стала мамой. Мадонной. Правда, уже Московской.

…А вспомнилось об этих двух ЧЕЛЯБИНСКИХ МАДОННАХ не случайно – картина Рубенса помогла.

Сергей БЕЛКОВСКИЙ

402
Популярное
Лента новостей