06.02.2014 18:02

Василий Колбин. Имя в истории Челябинска

Рейтинг: 0
Василий Колбин. Имя в истории Челябинска

В предисловии к циклу публикаций ИМЯ НА СТЕНЕ, этот проект проводит Военно-спортивный фонд УРАЛ, говорится: «Все мы ходим по улицам нашего Челябинска – мимо его домов. На стенах некоторых их них встречаем мемориальные доски. Это доски памяти. Но всегда ли мы поднимаем голову и останавливаемся на минутку, чтобы прочитать, что написано на этой доске?

Увы. Между тем, как много интересного о человеке и об истории нашего города могли бы рассказать эти каменные доски, если бы могли говорить. За них это сделаем мы, начиная цикл рассказов «Имя на стене». Это будет и дань памяти тем людям , кому они установлены. А еще возможность узнать много интересного и нужного о своем родном крае и его людях. И здесь есть немало поводов для гордости. А без этого невозможен современный патриотизм».

В цикле ИМЯ НА СТЕНЕ уже рассказано про жизнь и танки Жозефа Котина. Про устоявшие памятники Льва Головницкого, про великого ученого Александра Чижевского. Очередная публикация цикла рассказывает о Василии Колбине.

Публикуем фрагмент этого материала.

НА ПЕРВОМ ТРАМВАЕ ОН ТАК И НЕ ПРОЕХАЛ

Без трамваев современный Челябинск сейчас не представит уже никто. Кажется, что трамваи в городе были всегда – со времен их изобретения. На самом деле это не так. Наш рассказ о человеке, который мечтал запустить новый вид транспорта в Челябинске. Но его идея оказалась «бегущей впереди паровоза» истории провинциального города, опередившей время. Имя этого человека – Василий Колбин. В советское время о таких, как он, не вспоминали. После перестройки, с приходом в нашу жизнь рыночных отношений, наоборот, про Колбина стали вспоминать и даже в городе появилась ему мемориальная доска.

Впрочем, всё по порядку…

Это была редкая и довольно необычная прогулка по городу. Потому что спутницей была Елена Рохацевич, сотрудник Государственного архива и правнучка известного челябинского предпринимателя и мецената Василия Колбина. Его дом до сих пор украшает улицу Труда. В начале 90-х годов XIX века Василий Михайлович был среди тех, кто вел разработку каменных карьеров под Челябинском. Тех самых, что сейчас заполнены водой и составили привычный для горожан ландшафт в парке Гагарина.

Колбин строил доходные дома. В 1905 году на колбинском подворье (по улице Сибирской, ныне улица Труда, 66) появился «завод электрической энергии», ставший первой в городе электростанцией. Так в Челябинск пришло электричество – фонари освещали три главных улицы города – Уфимскую, Большую и Сибирскую (ныне это улица Кирова, Цвиллинга и Труда). Благодаря именно этому купцу и депутату городской думы в Челябинске заработали телефоны. Он много сделал для развития пожарного дела, был председателем Вольного пожарного общества, построил пожарное депо в Заречье. За его дела на благо города высочайшим повелением Императора ему было присвоено звание Личного почетного гражданина Челябинска.

О своем прадеде Елена узнала от бабушки Риммы Васильевны Болотниковой –дочери Василия Колбина. Она прожила 79 лет, ее не стало, когда Лене было всего 17 лет. Конечно, многие ее рассказы запомнила, но о многом, понимает теперь, не успела расспросить бабушку. Прошлое в юности уступает место будущему. Желание оглянуться приходит потом.

- Что вспомнить из бабушкиных рассказов? Семья жила дружно, все дети учились кто в гимназии, кто в реальном училище. Дома были музыкальные инструменты, брали уроки музыки. Особенно преуспела в этом моя бабушка. Впоследствии музыка стала ее профессией. Она училась в одном классе с дочкой Елькина, дружила с ней. А младшая сестра училась в одном классе с Соней Кривой. Революционные события 1905-го года встревожили и провинциальный Челябинск. Громили магазины. Опасаясь худшего, Василий Колбин прятал и своих, и соседских детей на своей заимке. Об этом вспоминала бабушка. Рассказывала и про привычки своего отца – он не любил выпить. Норма даже с гостями – одна стопка. Другая, наполненная, стояла до конца застолья, а потом разыгрывалась среди гостей.

Мы с Еленой Рохацевич подошли к дому Колбина на улице Труда. Рядом с ним растет лиственница, она отличается от других лиственниц нашего города поредевшими ветками.

- Ей больше 100 лет, — говорит Елена Рохацевич, — ее посадил не прадед, но она его помнит, помнит всю историю ХХ века в нашем городе, это уникальное дерево.

Благодаря Василию Колбину в Челябинске не только зажглись электрические фонари на улицах и заработали телефоны. В 1907-м году он предложил местной думе пустить в городе электрический трамвай. Но этого тогда не произошло. Проект показался слишком дорогим. Была и другая причина: осуществление проекта затрагивало интересы многочисленных владельцев частного извоза. Это ударило бы по «карману» извозчиков. Трамвай не прошел…

Удивительный факт: спустя годы в «доме Кобина» поселится организация, занимающаяся, как раз, городским транспортом – трамваями, о которых когда–то мечтал Василий Михайлович Колбин.

Сергей БЕЛКОВСКИЙ

Полностью текст можно прочитать на сайте ВСФ «Урал».

1430
Популярное
Лента новостей