Вспоминая «чичеринскую» трагедию
+13°
Сообщить новость
17.03.2014 14:03

Вспоминая «чичеринскую» трагедию

Рейтинг:
Вспоминая «чичеринскую» трагедию

Большинство аварий на стройках, связанных с качеством бетона, происходит в марте-апреле…

Тема и повод для разговора – 20 лет со дня трагедии, произошедшей в Челябинске в 1994-м году. Произошла она на строительстве монолитного дома на улице Чичерина. Строители   на пятнадцатом этаже принимали опалубку, балкон, на котором они стояли, рухнул, сметая под собой все балконы до первого этажа. Погибли четыре человека. Дальнейшее возведение дома до выяснения причин трагедии было приостановлено.

 
Большинство аварий на стройках, связанных с качеством бетона происходит в марте-апреле. Так, к сожалению, случалось уже не раз.
О той трагедии на улице Чичерина, о ее причинах и уроках мы беседуем с Игорем Стоякиным, директором департамента нормативного регулирования и контроля СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири».
 
- Давайте попробуем восстановить картину аварии, но исходить будем не из версий, они появлялись по горячим следам в СМИ региона, а опишем аварию, как это было сделано в официальном акте работы комиссии. Вот отрывок из того Акта:
 
«Разрушение конструкций монолитного перекрытия и плиты лоджии 15-го этажа в осях 10- I3/Б-В произошло 29 марта 1994 г. в 17.50.
Перекрытие в этот период воспринимало технологическую нагрузку от полутуннеля весом 1,8 т, установленного в уровне 16-го этажа, и выкатной подмости.
 
Работавшее в это время звено рабочих из 5 человек выполняла работы по установке туннельной опалубки 16-го этажа, который согласно графику готовился для бетонирования 4-7 апреля. До начала смены 29.03.94г. из 19 туннелей на перекрытии 16 -го этажа было смонтировано 15 туннелей. Примерно в 17.45 был установлен полутуннель по ряду «В», после чего стрела башенного крана была развёрнута в сторону зоны складирования для перемещения следующего элемента опалубки, а рабочие в ожидании этого элемента перешли на выкатную подмость. В это время мастер М… находился в непосредственной близости от крана, подавая необходимые команды крановщику, а звеньевой отошел на несколько метров от установленного полутуннеля за инструментом.
 
Через 3-4 минуты после установки полутуннеля произошло разрушение перекрытия в осях 10-13/Б-В, которое привело к падению полутуннеля и выкатной подмости. При падении разрушившегося участка перекрытия, полутуннеля и выкатной подмости погибло четыре человека. Вследствие аварии разрушено 15 монолитных железобетонных лоджий , находившихся под местом обрушения, и участок плиты перекрытия 15 этажа площадью 24 м2. Авария повлекла за собой временную остановку строительных работ, ориентировочные потери от разрушения конструкций составляют 1600-1700 тыс. рублей. Эта цифра подлежит уточнению.
 
С учетом вышеизложенного авария относится к первой категории.»
 
- Стоит добавить, что авария произошла в 17.50 местного времени, видимость была хорошей, день был ясным, облачность 10 баллов, ветер северо-западный слабый 1-2 м/с, температура воздуха +2 °С, снеговой покров на конструкции, в том числе на выкатных подмостях отсутствовал.
 
При осмотре техническим надзором конструкций 14-го этажа после их разопалубливания никаких дефектов (трещин, сколов) и деформаций конструкций не было обнаружено. Не были обнаружены деформации бетонных конструкций 14-го и 15-го этажей после их разопалубливания также линейными ИТР и работниками лаборатории. Не было установлено и наличие нагрузки, не предусмотренной проектом, на выкатных подмостях и на перекрытии 15-го этажа на монтируемом участке.  Если бы это было, то это мешало бы монтажу полутуннеля. Все это было выяснено специальной комиссией и сделан следующий вывод: разрушение конструкций произошло внезапно и быстротечно, что не позволило четверым монтажникам, находившимся в зоне обрушения покинуть её перейдя в безопасное место (на соседние выкатные подмости, либо на оставшуюся часть перекрытия 15-го этажа). Никаких работ вблизи строящегося здания, которые могли бы быть детонатором аварии, не производилось ни до, ни в момент аварии.
 
- Основные причины той трагедии связывались с качеством, точнее отсутствием качества строительных материалов. Что по этому поводу было установлено комиссией?
 
- Да, была проведены по требованию комиссии испытания материалов, и вот что выяснилось.
 
В соответствии с поручением комиссии проводились испытания бетонных образцов, взятых из разрушившейся части перекрытия 15-го этажа. Испытания проводились в трех независимых друг от другалабораториях.
 
Все три испытания образцов дали результаты значительно ниже предусмотренной проектной прочности. При заданной проектом прочности 200 кг/см2 , взятые образцы показали прочность не более 14 кг/см2. Таким образом, вывод о низкой прочности бетона однозначно подтвердился  всеми тремя независимыми исследованиями.
 
- А каковы могли быть возможные причины такой низкой прочности бетона?
 
- Причины этого могут быть разными. По версии комиссия это могло быть из-за неудовлетворительного качества бетонной смеси. В пользу этой версии говорило то обстоятельство, что доставленный в тот же день, 22 февраля, той же автомашиной, с той же бетономешалки, бетон, уложенный в перекрытие дома по ул.Энгельса, несмотря по интенсивный и долговременный электропрогрев, не достиг проектной прочности (предельная прочность 60-65-кг/см2). Элемент перекрытия, выполненный из этого бетона, 7 марта был вырублен и заменен доброкачественным бетоном.
Еще одну причину называли: раннее замораживанием бетона, что подтвердилось  лабораторными исследованиями, проведенными нa кафедре строительных материалов ЧГТУ. Исследования этой кафедры выявили характерные морозные "узоры" на поверхности бетонных образцов.
И третья причина - повышение пластичности бетона путем долива воды непосредственно в ёмкость бетоносмесителя, что привело к снижению прочностных качеств бетона. Это предположение высказано было  руководителями лаборатории АО "ЧелКСМиИ", но  не нашло подтверждения в материалах расследования.
 
Наиболее вероятной причиной низкой прочности бетона обрушившейся конструкции представляется сочетание факторов - раннее замораживание бетонной смеси и неудовлетворительное ее качество.
 
- Таким образом, каким было заключение технической комиссиио причине разрушения?
 
- Причиной, вызвавшей достижение конструкциями перекрытия и плиты лоджии 15-го этажа дома состояния, приведшего к аварии, является низкая прочность бетона на этом участке вызванная ранним его замораживанием. В соответствии с требованиями проекта распалубка конструкций должна проводиться после набора не менее 70% проектной прочности перекрытий. Как показали расчеты при выполнении этого требования разрушения плиты перекрытия или плита лоджии в результате установки полутуннеля произойти не могло. Это подтверждается и опытом монтажа аналогичных узлов как этого, так и других зданий, говорилось в Заключении комиссии.
 
А вот что – об обстоятельствах сопутствовавших и способствовавших аварии:
  • -недостаточный входной контроль и неудовлетворительный анализ данных о поступающих на стройку бетонных смесях.
  • -неполное отражение в проекте и технологических картах порядка неразрушающего контроля за прочностью бетона конструкций, а также условий изготовления и хранения контрольных образцов.
  • -отсутствует четкое определения обязанностей исполнителей по взаимодействию с лабораторией при внесении в исполнительную документацию данных о прочности бетона и результатов испытания образцов по каждому конкретному участку.
  • -недостаточная квалификация рабочих осуществляющих прогрев железобетонных конструкций в зимнее время.
 
- Игорь Вячеславович, уже упоминалось о том, что большинство аварий на стройках, связанных с качеством бетона происходит весной. Можно вспомнить страшную – по масштабом аварию в 1962-году в доме на улице Воровского, где, к счастью, никто не погиб.
 
- Вы правы. 9 марта  1962 года обрушились две секции (32 квартиры) пятиэтажного 64-квартирного дома серии по ул. Воровского. Стены дома возводились в зимних условиях и в период оттаивания (изнутри дом обогревали для проведения отделочных работ) не выдержали проектной нагрузки. К счастью никто не пострадал.

По факту аварии была проведена тщательная проверка. Было установлено, что причинами обрушения послужило нарушение требований технических условий. Так по типовому проекту в зимних условиях допускалось возводить не более 4-х этажей, а «коробку» здания возвели полностью, да еще водрузили на здание стропила для скатной кровли. При этом толщина швов кирпичной кладки достигала 30 мм, часть анкерных соединений плит перекрытия отсутствовала. При наступлении оттепели произошла неравномерная осадка швов кладки, что и вызвало к обрушению 50 процентов объема здания. 
 
- Можно сделать выводы из чичеринской и других серьезных аварий – к бетонированию в зимних условиях требуется особое внимание. Знаю, что этот вопрос один из важных в работе СРО.
 
- Опыт зимнего бетонирования на Урале требует действительно особого внимания, поэтому в прошлом году в нашем СРО был разработан специальный стандарт, касающийся данного вопроса. Были учтены опыт строителей-практиков и наработки строительной науки. Бетон применяется в домостроении, развивается целое направление монолитного домостроения, поэтому вести работы в зимний период нужно грамотно, с соблюдением технологий. В чем сложности такой работы? Меняются технологии, методики прогрева. Появляются специальные добавки, которые продлевают или сокращаю жизнь бетона в период укладки. Нужно уметь грамотно подобрать состав бетона и грамотно его уложить. Все это нужно для того, чтобы не проморозить бетон в зимний период. Об этом надо говорить в строительном сообществе, этому надо учить и за этим надо следить. Именно с этой целью с начала декабря прошлого года проводился   конкурс профессионального мастерства «Лучшая организация по зимнему бетонированию». Его проводили НП СРО «ССК УрСиб» при поддержке Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и Челябинского межрегионального Союза строителей.
 
Проводился  конкурс по знанию «зимнего» стандарта и умению пользоваться им. Мы одни из первых в России начали внедрять стандарты в виде профессиональных конкурсов. Конкурсы это не самоцель, а способ обмена опытом строителей-практиков. Именно для этого в состав комиссии входят представители всех участников конкурса.
 
В этом году будет разработан еще один стандарт по зимнему бетонированию, где будут включены все позиции, а не одна, как в прошедшем конкурсе.
 
Снимки аварии на улице Чичерина в 1994 году. Их автор Альберт Байбурин, ныне д.т.н., профессор кафедры «Технология строительного производства» АС-факультета ЮУрГУ.

Дом был достроен в декабре 1997 года.

Подготовил Сергей Белковский
Теги:
989

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей