Крылья Комарова
+20°
Сообщить новость
10.04.2014 10:47

Крылья Комарова

Рейтинг:
Рубрика: Общество
Крылья Комарова

12 апреля, ровно 50 лет назад, состоялся первый полет самолета «Малыш» под небом Златоуста.

Уже будучи на пенсии, Лев Александрович Комаров, стал работать с юными техниками, мечтающими об авиации. И стал для них настоящим «ребячьим комиссаром», как говорили и писали в те годы о людях, увлеченно работающих с подрастающим поколением.

- С Комаровым я и мои друзья встретились в 1985 году,- вспоминает один из его воспитанников Сергей Колобов. - Мы тогда учились в Челябинской школе подготовки пилотов и участвовали в выставке технического творчества, которая проходила во дворце пионеров им. Крупской. На этот-то выставке познакомились с Вячеславом Рябининым, который привез туда из Златоуста самодельный самолет «Школьник». Вот от Рябинина-то мы и услышали о Льве Александровиче. Нам очень хотелось летать, а аэроклуба в Челябинске не было, поэтому мы выпросили адрес Комарова и уже на следующий день всей компанией отправились к нему.
Лев Александрович принял нас весьма радушно и показал свое «богатство», от которого мы просто обалдели. В подвале пятиэтажного дома на улице Татьяничевой, где тогда располагался клуб «Юный техник» ПО «Полет», мы обнаружили самолет «Малыш» (в свое время он был признан самым легким самолетом в мире), самодельный одноместный планер «Буратино», а на стапелях стоял только-только начатый фюзеляж будущего планера «Прогресс».

С тех пор мы и стали заниматься у Комарова. Нам были поручены ответственные задачи: реставрировать самолет «Малыш» и строить новый большой двухместный планер. Кроме того, мы все с нетерпением ждали зимы, когда замерзнет Шершневское водохранилище — единственное доступное тогда летное поле. Мы стали гордо называть себя «Дикая эскадрилья», и даже придумали эмблему в виде распластанной вороны с выпученными глазами. А вот Лев Александрович называл нас «Шизокрылые». Первые полеты на одноместном планере «Буратино» мы совершили 17 ноября. Дату помню абсолютно точно: в тот день один из наших шизокрылых совершил жесткую посадку, сломал посадочную лыжу и пробил обшивку крыла. Кусочек этой обшивки до сих пор у меня храниться. К концу января мы закончили постройку двухместного планера, который назвали «Прогресс», и в первых числах февраля провели первую его сборку во дворе дома на улице Татьяничевой. Первый полет «Прогресса» состоялся 9 февраля 1986 года. Планер поднял в воздух Лев Александрович. Поскольку у планера обнаружилась легкая задняя центровка, а все пилоты дикой эскадрильи были тогда еще довольно легкими, мы летали в задней кабине. Световой день зимой короткий, а нас было много и летали мы по очереди, поэтому всегда была угроза не успеть совершить за день запланированное количество полетов. И вот, когда я уже сидел в кабине, мне сообщили что пришедший осветить наши полеты журналист Сергей Белковский из «молодежки», очень хочет подняться в воздух. Скрепя сердцем я отстегнул ремни, вылез из кабины и уступил свое место , как сейчас принято говорить представителю СМИ.

Сергей Колобов стал летчиком, как мечтал, закончив Барнаульское высшее военное училище летчиков. Правда, летать пришлось не долго: не стало Советской Армии, не стало Союза. Учился заново – в Челябинском университете сначала получил диплом физика, а потом еще закончил экономический факультет. Сейчас Сергей Евгеньевич директор финансовой компании, председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области.

Самому Льву Комарову «старт» в авиацию дал его «Малыш». О нем стоит сказать особо.

День космонавтики имеет еще одну грань для челябинской истории – 12 апреля 1964 года Лев Александрович Комаров совершил первый полет на созданном им в Златоусте самолете «Малыш». Создателю самого легкого в мире самолета уже много лет нет среди нас, но память о нем живет – и среди тех ребят, кому он давал первые уроки полетов и всех тех, кто знал этого удивительного человека.

“Малыш”был построен в 1964 году златоустовским самоучкой Львом Александровичем Комаровым и его помощниками – мальчишками из авиамодельного кружка, которым он тогда руководил во Дворце пионеров. Одноместный “Малыш” оказался по тем временам самым легким в мире самолетом. Известие о нем облетело страницы многих центральных изданий.

Книга Алевтины Левиной, одного из самых известных репортеров “Комсомольской правды”, начинается очерком из Златоуста.

Есть в нем строки: «Пока прогревали мотор, они с трудом удерживали самолет на месте, а он рвался из рук, дрожа от нетерпения. Взметнулся от пропеллера снежный вихрь, они, двенадцать юных конструкторов, ждали этой последней минуты. И раньше далеко улетали их модели, им приходилось даже парить на планерах. Но эта машина, любовно окрещенная “Малышом”, не была ни моделью, ни планером. Это был их первый “взрослый самолет”.

Как-то, когда самолет уже был готов, во Дворец пионеров приехал знаменитый летчик Водопьянов. А потом слух о самолете-малютке долетел до конструкторского бюро Антонова. Там заинтересовались новинкой: один из самых легких в мире самолетов, легче мотоцикла, а мотор аж 32 лошадиные силы. Для взлета “Малышу” нужно всего 50 метров. Управление простое. Конструкторы написали в Златоуст письмо, пригласили Комарова для консультации.

Приходило много писем. Один чудак спрашивал, как мотоцикл переделать в вертолет. А из Америки пришло письмо от астронавта…

Комарова взяли – тогда еще без специального образования – в конструкторское бюро Антонова. Он экстерном закончил авиаинститут, что само по себе – случай уникальный. Работал консультантом по авиационной технике в Польше. Там под его руководством проектировались и строились самолеты “Искра”, АН-28. Комаров стал почетным гражданином Польши.

А когда вернулся в Союз, выйдя на пенсию, поселился в Челябинске, где возобновил движение самодельщиков на Южном Урале.

Тогда я с ним и познакомился. Через справочное бюро нашел адрес, позвонил в дверь, а когда ее открыл убеленный сединами пожилой мужчина, спросил, здесь ли живет создатель “Малыша”.

Тогда он уже работал директором клуба “Юный техник” производственного объединения “Полет”. Зимой Лев Александрович неоднократно приглашал меня посмотреть на полеты. Один раз полетал на планере и я. Правда, в качестве второго члена экипажа, вместе с Комаровым. Полет длился секунд десять, высота – на уровне макушек деревьев на берегу Шершневского водохранилища.

Справка о Льве Александровиче Комарове
Родился в Петрограде, в 1924 году. Учился в Ленинградской спецшколе ВВС. С ноября 1942 г. жил в Златоусте. Работал токарем на заводе, мастером производственного обучения ремесленного училища N 23, радиотехником радиоузла машзавода, руководителем авиамодельного кружка Дворца пионеров. Здесь в 1963 — 1964 гг. построил самолет «Малыш». Авиационный журнал «Jane’s» писал тогда о нем как о самом легком самолете в мире. В это время его заметил генеральный конструктор Олег Константинович Антонов, который любил талантливых самодельщиков, и старался повсюду их выискивать. Он пригласил Льва Александровича к себе, и с 1967 г. Комаров работал в конструкторском бюро О. К. Антонова. Олег Константинович заставил его заочно окончить авиационный институт. Потом была работа в ЦАГИ, на авиазаводе в Арсеньеве. В 1969 – 1979гг, Лев Александрович работал консультантом по авиационной технике в Польше (по линии СЭВ), где под его руководством проектировались и строились самолеты АН-2, «Искра», «Мева», АН-28. Так же под его руководством спроектирован и построен первый реактивный биплан М-15. Его можно увидеть в авиационном музее в Монино. Комаров был удостоен звания «Заслуженный деятель науки и техники Польши» (1978), «Почетный гражданин ПНР». Награжден семью медалями, имеет шесть наград ПНР.
- После двух инфарктов Лев Александрович вынужден был выйти на пенсию (был персональным пенсионером союзного значения),- вспоминает Сергей Колобов, — однако его деятельная натура не позволяла ему сидеть без дела. Он возглавил клуб «Юный техник» ПО «Полет» где и занимался с такими мальчишками как мы. Учил нас строить самолеты и летать на них. Нам всем просто очень повезло, что мы встретили в своей жизни такого человека.

В Златоусте создана экспозиция о Льве Комарове. А еще есть конкурс среди юных техников из Златоуста и Миасса, носящий имя Льва Комарова. Такой конкурс будет традиционным.

Самолет «Малыш» – одноместный моноплан, предназначенный для спортивно-тренировочных полетов в пределах радиуса 100 километров от аэродрома. Размеры кабины – как у учебного планера. Сиденье летчика взято со списанного самолета ЯК-18. На самолете применен двигатель ЛК-2 собственной конструкции.

Размах крыла – 6,9 метра, длина самолета – 4,75 метра. Вес пустого самолета – 110 кг, взлетный вес – 200 кг. Максимальная скорость – 110 км/час. До января 1968-го он совершил несколько сот полетов общей продолжительностью 235 часов.

В этом году Льву Александровичу было бы 90 лет. А его «Малышу» - 50.

Такая вот история про “златоустовские крылья”.

Сергей Белковский

Теги:
1176

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей