+22°
Сообщить новость
28.04.2014 12:54

Челябинская область имеет все шансы удачно использовать географическое положение региона в точке пересечения международных транспортных путей

Рейтинг:
Челябинская область имеет все шансы удачно использовать географическое положение региона в точке пересечения международных транспортных путей

Сегодня транспортно-логистические комплексы в Челябинской области – важнейшие элементы стратегии развития. Многообещающий проект ТЛК «Южноуральский» был задуман еще несколько лет назад. В прошлом году в Увельском районе  заложили первый камень в фундамент будущего комплекса. А в нынешнем году в середине апреля в Москве в присутствии министра транспорта России Максима Соколова и исполняющего обязанности губернатора Челябинской области Бориса Дубровского был подписан договор о лизинговом финансировании строительства объектов недвижимости ТЛК «Южноуральский» между Государственной транспортной лизинговой компанией и компанией «Ресурс».

ТЛК «Южноуральский»

Подписание документа проходило в рамках совещания, организованного Соколовым. Помимо Бориса Дубровского в совещании участвовали его заместитель Руслан Гаттаров, министр экономического развития Челябинской области Елена Мурзина и председатель совета директоров ООО «Ресурс» Сергей Копьев.
 
Обсуждался ряд актуальных вопросов, необходимых для реализации проекта. «Развитие логистики стало одной из точек роста экономики Южного Урала. ТЛК «Южноуральский» будет крупнейшим в России, поэтому трудно переоценить влияние Министерства транспорта России в реализации данного проекта», – подчеркнул Дубровский.
 
Логистика – ключевое слово в развитии современной экономики. До недавних пор в этом отношении в России всё было очень скверно. Для Челябинской области в новых логистических проектах соединяется два в одном. Необходимость использования наших конкурентных преимуществ, в том числе и географических, Дубровский озвучил  в стратегии развития области, принятой в марте. «С давних пор Южный Урал находился на перекрестке главных транспортных артерий. Здесь проходил Великий Шёлковый путь. Через наш регион первой на Урале прошла Транссибирская магистраль. В Челябинске, кстати, находилось управление строительством Транссиба. И таких «точек гордости» у нас на Южном Урале десятки, если не сотни», – отметил тогда глава региона.
 
Договор в Москве подписали гендиректор ОАО «ГТЛК» Сергей Храмагин и генеральный директор ООО «Ресурс» Василий Данильченко. Договором предусмотрено лизинговое финансирование строительства объектов недвижимости ТЛК, а также поставка ОАО «ГТЛК» в лизинг необходимого для функционирования комплекса оборудования. Срок финансирования – восемь лет.
 
Общая стоимость финансирования проекта ТЛК «Южноуральский» составит 6,8 млрд. рублей. Из них 1,7 млрд. рублей уйдут на лизинг техники и оборудования для функционирование комплекса. Более пяти миллиардов рублей пойдут на строительство складского комплекса, центра энергообеспечения, газопровода, офисных помещений, таможенного пункта, терминальной площадки для перегрузки контейнеров общим грузооборотом предположительно 2,5 млн. тонн в год, автодорожных примыканий к федеральной трассе М-36, а также реконструкция железнодорожной станции «Формачево». В сутки комплекс будет обрабатывать, как прогнозируется, более 400 контейнеров. Запуск работы ТЛК запланирован на апрель 2015 года. То есть ровно через год.
 
Эксперты считают, что ТЛК «Южноуральский» имеет стратегически важное значение для Челябинской области и России в целом. Он будет обслуживать грузооборот транспортного коридора Китай – Россия. Реализация проекта позволит обеспечить сбалансированное и эффективное развитие транспортной инфраструктуры, заметно сократит сроки нахождения грузов в пути, снизит нагрузку на железнодорожный переход из Китая в Забайкальске. Строительство комплекса позволит также создать в Челябинской области более двух тысяч рабочих мест. В рамках проекта планируется использовать современное оборудование и новейшие технологии в области транспортной и складской логистики. Уже до конца апреля на строительство ТЛК «Южноуральский» поступит первый транш в размере 1,2 млрд. рублей
 
Логистический центр в Копейске
 
Еще до подписания вышеупомянутого договора исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Борис Дубровский принял участие в открытии первой очереди логистического центра в Копейске. Это первый проект в регионе, отвечающий современным требованиям логистики, инфраструктуры и организации бизнеса. Главе региона показали в Копейске складское помещение, продемонстрировали работу доклевеллера (перегрузочного моста). Дубровский осмотрел складскую технику, которая будет использована в работе центра.  И отметил, что данное предприятие – наглядный пример того, как правильно использовать географическое преимущество региона.
 
В логистическом центре в Копейске введено в эксплуатацию 30 тысяч квадратных метров складских помещений класса «А», ведутся переговоры с потенциальными клиентами. В ближайшие 1,5 месяца здесь установят стеллажные конструкции в шесть ярусов, и  после этого комплекс сможет заработать в полной мере. По словамгендиректора ООО «Логоцентр» Андрея Колесникова, комплекс был необходим Челябинску, так как многие производители базировались в Екатеринбурге. Использование нового центра позволит снизить производителям стоимость товаров на 500 руб. на тонну за счет оптимизации транспортных расходов. «Наш центр включает 50 тысяч паллето-мест. Здесь можно не только хранить товар, но и изменять его кондицию:  делать пересортировку паллет, приклеить стикеры и ценники, пересортировать коробки. Это самый простой пример,» – пояснил Колесников.
 
В этом месте хорошие подъездные пути с основных магистралей, можно сразу выехать на любую трассу. При этом вблизи нет жилых микрорайонов. «Логоцентр» примыкает к кольцевой объездной дороге вокруг Челябинска в районе поселка Октябрьский. Товары будут прибывать сюда из Москвы и Казахстана, а затем распределятся по челябинским торговым сетям. Этот центр способен принимать до 60 тысяч большегрузных автомобилей в год. В дальнейшем планируется возвести второе здание, рассчитанное также на 30 тыс. кв. м. Общий объем инвестиций в проект составляет 1,7 млрд. руб. 

А вот что говорят по поводу логистических проектов в Челябинской области эксперты:
 
Андрей Бодрягин, генеральный директор компании «Западный берег Девелопмент»:
- У Челябинской области большой потенциал в этом вопросе. Наш регион до сих пор отставал по обеспеченности складскими помещениями от регионов-соседей (включая Свердловскую и Новосибирскую области) в 2-3 раза. В то же время российские города-лидеры в свою очередь отстают по обеспеченности складскими помещениями от Европы в 3-4 раза. Причем, речь идет о среднеразвитых в экономическом плане городах Европы. Таких, как Варшава, Прага, Будапешт.
 
Техническая деталь - ТЛК нужны бизнесу для обслуживания конечного потребителя. Поэтому изначально важно понять, какое количество квадратных метров в ТЛК региона приходится на душу населения. В любом случае у Челябинской области просто нет альтернативы – нужно развивать логистические проекты, причем, как можно быстрее.
 
Артур Ахметов, старший аналитик ИФК «Солид»:
- Строительство логистического комплекса позволит сделать из Челябинской области крупный терминал для импорта китайской продукции в Россию. Роль Китая в мировой экономике возрастает, эта страна стала крупным торговым партнером России. Экономическая выгода для Челябинской области очевидна: строительство комплекса позволит создать не только новые рабочие места, но и крупного налогоплательщика для регионального бюджета. Кроме того, если на территории комплекса будут созданы промышленные предприятия по выпуску бытовой техники, то возрастет доля высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте.

Сергей Гордеев, руководитель научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики Уральского отделения РАН и ЧелГУ, кандидат экономических наук:
- Поток товаров из Азии – это хорошо. Но с другой стороны, Россия и так слишком уж зависима от импорта. ТЛК – полезный проект, но ориентация на экспорт наших товаров за рубеж более перспективна для Челябинской области.
 
Александр Чепелев, финансовый аналитик, директор компании «Выборпроф»:
- По поводу логистических центров в Челябинской области разговоры шли давно. Я неоднократно обсуждал эту тему с партнерами. Еще в 90-х годах на федеральной конференции по логистике, организованной Инкомбанком, шло очень серьезное обсуждение вопроса. На Урале в свое время губернатор Свердловской области Эдуард Россель первым сделал серьезные шаги в этом направлении. Теперь Челябинская область может сделать не менее сильный шаг вперед. Используя накопленный опыт регионов России, а также западных партнеров. Нет необходимости лишний раз говорить, насколько ТЛК «Южноуральский» важен для Южного Урала. Налоги, активное движение товаров, создание новых рабочих мест – всё это пойдет региону в плюс. Но важно еще не забывать про качество автомобильных дорог, наличие железнодорожных подъездных путей, про всю необходимую сопутствующую инфраструктуру.
 
Планируемый в ТЛК «Южноуральский» оборот в 2, 5 миллиона тонн грузов в год считаю неплохим для начала. Уверен, цифра потом возрастет. Хотелось бы понимать, какова специфика проекта. Он будет заниматься определенного вида товарами или вообще всем? Конечно, нужно максимально эффективно использовать все возможности создающихся логистических комплексов.
 
Очевидно, что в развитых странах Запада ТЛК работают очень эффективно. Но не только там. Наметилась тенденция бурного развития стран Юго-Восточной Азии. Сингапура, например. Хорошо работают такие комплексы в Турции. А из российских городов я бы выделил Калининград. Безусловно, логистика – это наше будущее.

Сергей Каледин, доктор экономических наук, профессор Университета Российской академии образования:
- За последнее время произошли значительные изменения в работе Челябинской области с иностранными инвесторами. Сыграло свою роль удачное географическое расположение региона. Но велика была и роль руководства области. Кардинально изменился формат визитов делегаций области в зарубежные страны: их теперь возглавляет глава региона. Визиты в Италию, Германию, Австрию, Китай и США позволили привлечь инвестиции в реальный сектор экономики области.
 
Такие крупные компании, как «Даниели», «СИМЕМ», «Скипасс Вале Исарко» из Италии, «СМС-Меер» из Германии, Eastfield и Словакии, RM-Terex из США, GHP Group из Великобритании готовы приступить к реализации инвестиционных проектов.
 
В регионе уже работает ряд крупных иностранных инвесторов:
FORTUM (Финляндия) – производство тепла и электроэнергии;
CARBO CERAMICS (США) – производство проппантов;
EMERSON (США) – производство интеллектуальных средств автоматизации;
ROCKWOOL (Дания) – производство минераловатных плит;
HENKEL BAUTECHNIK (Германия) – производство сухих строительных смесей;
SMS SIEMAG (Германия) – обслуживание металлургических заводов России, в том числе производство запасных частей, используемых в металлургическом производстве;
OMYA (Швейцария) – производство мраморной крошки;
LAFARGE (Франция) – производство цемента;
SAINT-GOBAIN (Франция) – производство теплоизоляционных материалов;
CIVIDALI (Италия) – чугунно-литейной производство.
REXAM (Великобритания) – производство алюминиевых банок;
METRO Cash & Carry  (Германия) – мелкооптовая торговля;
AUCHAN (Франция) – сеть гипер- и супермаркетов;
CASTORAMA (Франция) – розничная торговля товаров для дома;
 
Сергей Ульяновский, директор "Челябинского регионального агентства безопасности и управления рисками":
- Интереснейший вопрос. Если углубиться в историю, мы поймем, что именно географически выгодное расположение Челябинска привело к однозначному решению строить Транссибирскую железную дорогу через территорию Южного Урала. В результате пуска Транссиба через наш город в 1892 году его население с 7 тыс. чел. за пять лет увеличилось до 20 тыс. чел., т.е. почти в три раза! И менее чем за 100 лет Челябинск стал городом-миллионником! Вот что значит дорожная инфраструктура в географически выгодном месте!

Но почивать на лаврах в наше время нельзя. Вспомним хотя бы попытку в начале этого века наших северных соседей, свердловчан, пролоббировать строительство новой дороги с запада на восток, минуя Челябинск.

Думаю, не стоит отвлекаться и на строительство скоростной магистрали Магнитогорск-Челябинск стоимостью 15 миллиардов рублей псевдочастных инвестиций (псевдо – потому что под гарантии областного бюджета). Подсчитано, что для ММК это маловыгодно, а для РЖД проект окупится через 300 лет!

Более актуальным представляется комплексный подход, который бы предусматривал развитие, прежде всего, многополосной автодорожной сети от Челябинска на Юг (Южноуральск, Троицк), Север (Екатеринбург), Восток (Курган, Тюмень), Запад (Уфа).

Учитывая, что авиахабом Челябинскому аэропорту из-за засилья северных соседей в ближайшее время уже не стать, может быть, стоило бы подумать о строительстве скоростного поезда между Челябинском и Екатеринбургом (а не Магнитогорском), чтобы одолевать 200 км между городами за 40-50 минут.

Окружной центр, на наш взгляд, должен активно продвигать проект развития радиальных коммуникаций от столицы УРФО в сторону каждого из региональных субъектов федерации.

Думается, такой подход в развитии дорожной сети на Урале с опорой на государственно-частное партнерство позволит заиграть новыми гранями и проектам строительства логистических центров в Южноуральске и Копейске. При этом, конечно же, нужно помнить, что ни один логистический центр не заработает, если не будет развитой дорожной инфраструктуры. Поэтому и областная власть, и инвесторы логистических проектов просто обречены строить и улучшать дороги. И это очень положительный фактор.

471

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей