15.05.2014 14:04

Женская тема и НЮ Владимира Белковского/ избранные работы к дню рождения фотохудожника

Рейтинг: 0
Женская тема и НЮ Владимира Белковского/ избранные работы к дню рождения фотохудожника

Владимир Белковский воспевал женскую красоту, одним из первых стал работать на Урале в жанре НЮ. При этом в его снимках эротическое начало, которого так много в работах современных авторов, оттеснялось  и заменялось другим – гармонией и красотой женского тела. И они становились особенными в ряду произведений этого вечного жанра.

 Он любил художественную гимнастику, среди тренеров и спортсменок было немало моделей для его фоторабот. Фотографии мастера выставлялись на выставках  в разных странах, печатались в фотожурналах, в том числе в «Ревю фотографии» в Чехословакии. Журнал этот был своеобразным законодателем тенденций и мод в мировой фотографии тех лет.

 
Предлагаем вниманию некоторые из работ мастера на женскую тему – одну из главных в его творчестве. 16 мая фотомастеру исполнилось бы 81 год. Владимира Белковского не стало в ноябре 96-го.
 
Память о нем живет. Его часто вспоминают челябинские фотографы, для многих из которых он был учителем. Живут его фотографии , удивляют своей уважительной интонацией и теплотой.
 
-      В 60-70-е годы оптимизм был всеобщим, - вспоминал отец в 90-е годы, - Поскольку недавно закончилась война и жизнь казалась прекрасной. Но были и сложности из-за полной идеологической монополии. Тот же Гунар Бинде долгое время не мог выставлять акты в Риге. Как ни странно, приезжая в Челябинск, он удивлялся, что уже в конце 60-х годов на наших отчетных и персональных фотовыставках появлялся жанр акта. Мы, конечно, дозировали самоцензурой их количество. А Бинде провел свою выставку , где было достаточно актов, лишь в конце 70-х годов, в Риге.
 
-      Напечатать акт в советской печати было невозможно. Известен случай, когда журнал «Журналист» представил творческий портрет Гунара Бинде и поместил маленький снимок акта «Девушка у окна», весьма скромный и идеально чистый снимок, но этим поводом воспользовались, чтобы снять редактора.
 
Александра Заврина, человек хорошо известный в «книжном мире» города, а еще – одна из моделей Владимира Белковского вспоминает:
 
- Это было сорок лет назад. Владимир Васильевич предложил мне сниматься. Надо сказать, что я никогда не думала об этом, и его предложение встретила без восторга, а скорее, с недоумением. Ему пришлось долго меня уговаривать. Помню одно его высказывание. Может, это он сказал от того, что уже все аргументы перепробовал, а я не давала согласия. "Вот выйдешь на пенсию, будешь смотреть свои фотографии с наших фотосессий, и тебе будет приятно вспомнить об этих днях". Может, именно эти слова на меня подействовали, но я согласилась.

Фото сессий было несколько. Не больше шести. Мне советовал, чтобы приносила разные наряды и украшения, которые иногда использовались, а иногда и нет. Я удивлялась, как серьезно он настраивался: продумывал обстановку, в какой будет проходить съемка, время съемок, подготовка аппаратуры и освещения. Но, главное, его душевный настрой. Это что-то особенное, что я не могу передать словами. Он весь так и сиял.
Во время съемок мы творили с ним вместе. Он давал мне посылы, а я старалась их воплотить. Для меня съемки были утомительны. Я старалась уловить его настрой, надо было зажечься изнутри, а это не всегда получалось. Я нервничала. Владимир Васильевич внимательно следил за тем, что со мной происходит. Делал перерывы, варил вкусный кофе в турке. Мы пили, разговаривали на разные темы. Особенно много мы говорили об искусстве.

Как правило, снималось несколько пленок. А на выходе из всего получались один или два кадра, которые он считал перспективными и дорабатывал. Кое-что представлял на выставках. Помню, проходила такая экспозиция "Челябинск и челябинцы", кажется, в 1976 году. Владимир Васильевич сделал огромный мой портрет с книгой на коленях.

Его семья знала об этих съемках. Жена - Светлана Яковлевна - всячески их поощряла. Я познакомилась и с двумя его сынишками: Сережей и Игорем. Мы до сих пор дружим.

Я часто поздравляла Владимира Васильевича с днем рождения и приносила цветы из нашего сада, ведь в середине мая так много красоты в природе!
 
Встреча с русской Софи Лорен
 
За несколько фотографий, сделанных в 69-м году, Надежду Третьякову назвали челябинской Софи Лорен – крупные глаза и губы делают лицо неповторимым и всегда узнаваемым. Моделью Владимира Белковского, известного челябинского фотохудожника, она была более двух десятилетий. Была фотографом придумана формула «Маски». Лицо модели  вставлялось  в вырезанную из белого картона маску – в 20 лет, потом в 40 лет и еще через двадцать лет… Третий снимок фотохудожник так и не успел сделать.
 
- Володя Белковский учил меня, как правильно позировать, – вспоминает Надежда , – Спустя годы по-особому вспоминаю его слова: «Детка, когда-то ты будешь смотреть на эти фотографии и вспоминать свою молодость, восторгаться». Как-то приятель сына попросил у меня один из моих снимков «тех лет». «Зачем?» На что последовал ответ – чтобы любоваться.
 
На фотосессии, проведенной как-то в одну из в ноябрьских годовщин фотомастера в центре внимания журналистов и фотографов   была Надежда. С легкой грустью женщина смотрела на девушек -  непрофессиональных моделей, которых пригласили на эту  фотосессию в память о мастере. Сегодня позировать перед объективом красиво, модно и престижно. А тогда приходилось это скрывать – от своих близких и тем более чужих людей.  Особенно, когда позировала обнаженной. Никаких журналов с «обнаженными обложками» еще не было. Да и, как потом мы все узнали из телевизора,  и секса в стране не было тоже…
 
А красота была. И одно из вечных ее проявлений – женщина и ее тело. Примерами такой красоты славится и Челябинск, город, который, к сожалению, не входит в число самых красивых городов …

Сергей Белковский

 

1110
Популярное
Лента новостей