Другой город
Челябинск
Вторник 26 сентября, 2017 07:01
Новости в Челябинске
28.05.2014 09:36

Экономике нужны технари. Проект ТЕМП позволит решить проблему дефицита кадров в Челябинской области

Экономике нужны технари. Проект ТЕМП позволит решить проблему дефицита кадров в Челябинской области

В Челябинской области о проблеме нехватки квалифицированных кадров (прежде всего технических специалистов) заговорили на самом высоком уровне. Глава региона Борис Дубровский видит эту тему одной из ключевых в Стратегии регионального развития до 2020 года. По всем прогнозам потребность в подготовленных кадрах будет только нарастать. Причем, в официальных данных главного управления по труду и занятости населения отражается неполная картина. Поскольку далеко не все специалисты, ищущие работу, обращаются на биржу труда

И.о. губернатора Челябинской области Борис Дубровский провел на днях совещание, посвященное вопросам подготовки квалифицированных кадров. Главе Челябинской области представили новый проект — «ТЕМП», который в перспективе позволит решить задачи, обозначенные в Стратегии развития региона.
 
«Мы поставили две ключевые задачи – увеличить в два раза валовый региональный продукт и увеличить производительность труда. Без подготовленных кадров этих целей не достичь, — открыл совещание Дубровский. — Поэтому мы должны выстроить такую систему образования, которая будет готова к реализации этих задач. Работа предстоит большая. Южный Урал – один из лидеров в стране по качеству образования, это бесспорно. С другой стороны, часто на профильных встречах слышу, что бизнес, представители предприятий недовольны теми специалистами, которые приходят к ним после выпуска из образовательных учреждений. Выпускники не имеют тех навыков, которые применимы на предприятии, у них нет практики, которая требуется. Есть и претензии у ректоров к тем абитуриентам, которые приходят к ним после школ». Дубровский отметил, что сам сталкивался с такими проблемами, будучи руководителем Магнитогорского металлургического комбината: не было дефицита в инженерных кадрах, но при  этом остро не хватало специалистов рабочих профессий. Проблема явно требует кардинально нового решения, поэтому он пригласил для обсуждения представителей регионального минобра, вузов и учреждений среднего профессионального образования, экспертов и признанных авторитетов в образовательной сфере.
 
Участники встречи подробно остановились на всех ступенях южноуральской системы образования, проанализировав каждую с точки зрения нескольких параметров: его содержания, материально-технических условий и кадрового состава. По каждой из этих составляющих Челябинская область занимает крепкие позиции по сравнению с другими регионами страны. Однако все успехи, достигнутые за последние годы на этой ниве, не решают главной проблемы – отсутствие мотивации у подрастающего поколения получать профессию, востребованную в реальном секторе экономики, а также отсутствие желания и возможностей у педагогов эту мотивацию создавать. По мнению министра образования области Александра Кузнецова, система профориентационной работы, которая существует в России сейчас, начинает свое «воздействие» на школьника уже в старших классах. То есть тогда, когда у подростка уже сформированы свои представления о будущем, которые зачастую строятся не на реальных фактах о ситуации на рынке, знаниях о перспективах его развития, а на воздействии массовой культуры, СМИ и других факторов. Кузнецов уверен, что работу по воспитанию мотивации нужно начинать уже в младших классах, а в идеале – на уровне детского сада. Особую роль в этом должна сыграть и система дополнительного образования, техническое направление которого за последние десятилетия серьезно уступило свои позиции музыкальным школам, вокальным студиям, спортивным секциям. Одновременно с мотиваций школьников должна формироваться мотивация педагогов, которые также должны быть заинтересованы( в том числе материально) в подготовке будущих «технарей».
 
Объединив эту информацию, в региональном минобре разработали проект «ТЕМП», который схематично выглядит как «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». Ввыделены четыре организационно-управленческих блока: Т - требования времени; Е – единство целей и задач; М – мотивация и стимулирование; П – пути решения и приоритеты деятельности.
 
К 1 августа по поручению Бориса Дубровского проект будет доработан до программного документа, с заложенными индикативными показателями и конкретными мероприятиями по достижению намеченных целей. Эксперты, приглашенные на совещание, сделали вывод о безусловной своевременности и актуальности проекта. Директор Дворца пионеров и школьников им. Крупской Иван Иоголевич убежден, что школа никогда не будет выполнять «заказ» экономики на специалистов, которые остро требуются сейчас. С точки зрения технологий, развития общества в современных условиях 15 лет, через которые нынешние первоклашки начнут трудиться, могут оказаться целой эпохой. Слишком многое изменится за это время. По мнению Иоголевича, школа должна воспитывать и формировать в ребенке тягу к труду, системное мышление. С этим мнением согласился Дубровский: «Действительно, гораздо важнее сформировать навык, мотивацию на саморазвитие, определенную жизненную позицию, чем пытаться угадать потребность в кадрах через 15-20 лет. Последний мировой кризис многим напомнил, что надо жить в реальности, в реальном секторе экономики. И те цели, которые поставлены в Стратегии, они сводятся, по сути, к одному – Челябинская область должна стать зоной опережающего развития, причем за счет собственных ресурсов. И для достижения этой цели мы должны подготовить людей, которые будут нацелены на производство и созидание».
 
Комментарии экспертов:
 
Светлана Кузьминых, руководитель департамента по работе с персоналом группы ЧТПЗ:
- Профессиональных рабочих кадров в промышленности не хватает, это очевидно. Группа ЧТПЗ столкнулась с проблемой на практике. Когда искали сотрудников в  высокотехнологичные производства белой металлургии (цех «Высота 239» в Челябинске, электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32» и Финишный цех  в Первоуральске, где расположен входящий в группу ЧТПЗ Первоуральский новотрубный завод), быстро обнаружили, что почти нет квалифицированных кадров для работы на новейшем оборудовании.
К сожалению, ни одно среднее профессиональное учебное заведение не обладает достаточной материально-технической базой для решения столь серьезной задачи. Ничего другого не оставалось -  группа ЧТПЗ приступила к реализации собственной обучающей программы «Будущее белой металлургии».
 
Сафуат Курманов, директор Челябинского дорожно-строительного техникума:
- Идея правильная. Что-то пора начинать делать, иначе тупик. Если у рабочих будут хорошие зарплаты и достойные условия труда, которые не стыдно показать молодым, ситуация с кадрами начнет выправляться. Замечательно, что проводится конкурс «Славим человека труда». У нас в техникуме тоже заметно выросло число конкурсов. Полностью согласен с тем, что надо поднимать мотивацию педагогов в системе профессионального образования. Еще, мне кажется, очень нужны хорошие фильмы про монтажников, сталеваров, шахтеров. Такие, какие были в советские времена. Эти фильмы сильно укрепляли престиж рабочей профессии.
При подготовке профессиональных кадров необходимо учесть еще вот какую особенность. Говорю на основании собственного опыта. Наш техникум сотрудничает со многими предприятиями. И могу сказать, что на длительную перспективу предприятия часто не могут дать прогноз, какие кадры им будут нужны и в каком количестве.
 
Ирина Седаева, директор по персоналу ОАО «ЧКПЗ»:

«Все названные проблемы нам давно и хорошо знакомы, мы с ними сталкиваемся и, как можем, решаем. Замечательно, что региональные власти обратили более пристальное внимание на эти вопросы и, судя по всему, обладают большим желанием изменить ситуацию к лучшему. Но речь надо вести не только лишь о системе образования — гораздо шире мы должны смотреть, на современное воспитание. Ведь в большинстве российских семей сегодня что говорят детям: ты должен получить престижное образование, занять высокий пост, чтобы сидеть в уютном кресле, ничего не делать и получать за это деньги. Вырастают дети с высокими амбициями, твердой уверенностью в собственной исключительности и полным отсутствием тяги к труду, в любой форме. Работать надо с семьями, с родителями, и работать очень тонко, со знанием детской психологии».

 

Юлия Лебедева, начальник отдела обучения персонала ОАО «ЧКПЗ»:

«Систему образования, конечно, необходимо улучшать, и в первую очередь это касается начального и среднего профессионального образования. Материально-техническая база учебных заведений давно требует модернизации и ремонта, нужны средства на рекламу, чтобы абитуриенты к ним приходили. В процессе обучения платить стипендии не только тем, кто учится на «четыре» и «пять», но и тем, у кого есть тройки. Ведь много детей из неблагополучных семей, которым сложно выделить средства даже на проезд.

С точки зрения предприятия, на мой взгляд, у части руководителей, неправильное отношение к персоналу, когда они жалуются, что им не дают готовые кадры с полным набором необходимых навыков.

Задача учебного заведения — дать базовый набор знаний, которые необходимы для освоения оборудования и процессов непосредственно на рабочем месте. А адаптация специалиста под свои нужды — задача уже предприятия». 

876
Смотрите также
Новости дня
Подписаться на уведомления