24.07.2014 12:02

Доктор филологических наук Елена Пономарева: «Чтобы говорить словами, держитесь за крышку стола!»

Современная жизнь так насыщена информацией, что порой начинает казаться, что форма выражения мыслей не так уж и важна. Однако известно, что в деловой переписке неграмотность моментально меняет отношение к партнеру. А уж на человека, который говорит «позвОнит», в приличном обществе и вовсе смотрят с сочувствием.

Рейтинг: 0
Доктор филологических наук Елена Пономарева: «Чтобы говорить словами, держитесь за крышку стола!»

Доктор филологических наук Елена Пономарева: «Чтобы говорить словами, держитесь за крышку стола!»
 
Заведующая кафедрой русского языка и литературы, доктор филологических наук, профессор Южно-Уральского государственного университета Елена Пономарева знает все о нормах современного русского языка. Мы поговорили с Еленой Владимировной о нынешних студентах и ЕГЭ, о том, как влияет интернет-общение на образ мышления подрастающего поколения, а также узнали о том, что то самое некрасивое «позвОнит» может в обозримом будущем войти в словарь!
Экзамен по-русскому – на «олбанском»
Несколько лет подряд мы работали экспертами на ЕГЭ и после каждого года делали презентации, в которых показывали типичные ошибки. Так вот некоторые ошибки было сложно квалифицировать. Это был так называемый «олбанский» язык. Такого рода ошибки можно было принять за нарушение речевой этики, ведь абитуриент пишет официальную письменную работу, а сам буквально «чатится»! Все это последствия того, что в интернет-пространстве зачастую писать грамотно – дурной тон. Словесный выпендрёж становится нормой, и детям, которые видят это изо дня в день, уже почти невозможно объяснить, что это неправильно, что так писать нельзя.
Электронное общение заставляет выражаться быстро, емко, лаконично, поэтому одна из самых распространенных ошибок – телеграфный стиль, парцеллирование, то есть намеренное сокращение предложений. Это небезопасное явление, ведь постепенно не мозг начинает вырабатывать эти фразы, а человек начинает таким образом думать, то есть сужается пространство мысли.
ЕГЭ на 24 балла
В этом году ЕГЭ сдали так, что хуже уже просто нельзя. Вы представляете, что такое получить 24 балла из 100 по русскому языку? Для этого надо подписать свой экзаменационный лист и практически больше ничего не делать! Министерству образования пришлось даже пойти после сдачи экзамена на снижение планки минимального балла, для того чтобы детям в школе выдать аттестаты. Слава богу, в вузах порог не снижали, и мы даже на контрактную форму обучения не имеем права брать выпускников с 24 баллами по русскому языку. Причем ЕГЭ сам по себе – это экзамен, который успешно преодолеваем учеником, демонстрирующим уровень хорошего, крепкого троечника. Хуже экзамен сдают как раз те, кто знает нюансы языка и начинает задумываться, вникать в глубинные аспекты вопросов. Вообще ЕГЭ по русскому языку сейчас, наверное, ругают напрасно, потому что его форма и содержание за годы практики отшлифовались. И дело не в том, в какой форме проверяются знания, а в наличии и качестве самих знаний, полученных в школе.
Сочинение как шлагбаум?
В следующем году вводится сочинение как «пропуск» к ЕГЭ. Правда, пока отсутствует единое мнение по поводу того, что это будет за сочинение. Известно только, что в середине года учащиеся будут писать сочинение на «зачет - незачет». Поэтому можно предположить, какое отношение будет к сочинению. К тому же к этой серьезной форме экзаменационного испытания нельзя качественно подготовить за полгода, на этот жанр, предполагающий аналитику, логичность и богатство мысли, невозможно и неправильно «натаскивать». К сожалению, практика методически правильной, последовательной подготовки к сочинению давно ушла из школы вследствие невостребованности этого жанра, и мы вынуждены абитуриентам в вузе на консультации по внутреннему экзамену - сочинению - впервые объяснять, как пишется, например, сочинение на свободную тему.
Человека надо учить мыслить и чувствовать с пятого класса. Помните, как раньше было? Писали сочинения по картинам, репродукции которых размещались в конце высококачественных учебников по русскому языку, написанием сочинения завершалось изучение любого литературного произведения. Кто сегодня будет готовить к сочинению, кто по-прежнему квалифицированно умеет это делать? Учителя старшего поколения уходят из школы, а потому возникает объективная опасность того, что пройдет буквально несколько лет – и возможность преемственности, методические традиции исчезнут полностью.
Об опасных тенденциях в языке
Процесс, когда ослабевает единая языковая норма, очень опасен. Язык, с одной стороны, живое, подвижное явление. Если бы не это свойство языка, мы бы до сих пор говорили «мокроступы» и «водомет». Но с другой стороны, словарная норма не должна ориентироваться на разговорную, как это сейчас происходит. Проблема в том, что за последние годы ни один словарь не прошел обсуждения академической общественности. Издательства и ряд ангажированных филологов получают гранты, издают новые словари. Из последних изменений, о которых все, наверное, знают, – изменение рода слова «кофе». Скоро в словарях может появиться слово «позвОнит» – с ударением на втором слоге. Однако даже если так говорит большинство носителей языка, это еще не значит, что язык должен меняться таким образом.
Говорите словами, а не жестами!
Многое тревожит в современных тенденциях русского языка. Например, наше старшее поколение часто вообще не может понять, что за магазин скрывается за той или иной вывеской. Или смотрят новости и не понимают, о чем речь, для них это как будто другой язык, а так быть не должно. Нельзя настолько уступать свое языковое пространство чужим культурным знакам! Еще одна тревожная тенденция связана с использованием жестов вместо слов: невербалика заменяет вербальный вакуум. Я иногда предлагаю своим студентам держаться за крышку стола, чтобы изъясняться словами, а не жестами.
На самом деле как бы…
По моим наблюдениям, стали исчезать слова-паразиты «как бы» и «на самом деле», хотя еще несколько лет назад масштабы «какбыканья» просто пугали! Психолингвисты отмечали, что это не собственно языковое явление. Эти речевые сорняки появилось в 90-е годы в среде интеллигенции. Их появление, видимо, было связано с ощущением нестабильности, подмены, ощущения псевдореальности. Универсальность и популярность «как бы» связана с тем, что это и альтернатива паузе в разговоре, и слово, которое имеет значение «псевдо». Широкое распространение оборота «на самом деле», вероятно, напротив, связано со стремлением материализовать понятия. То есть язык, с одной стороны, отражает реальность, а с другой – формирует среду. Изучать и исследовать такие взаимосвязи очень интересно.
О Грамоте.ру и ориентирах нормы
Грамота. ру - пожалуй, наиболее точный источник в Интернете для быстрой проверки слова, первого ориентира, это наиболее выверенный ресурс. Но, конечно, желательно иметь под рукой справочник Д. Э. Розенталя по орфографии и пунктуации, толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой и орфоэпический словарь Р. И. Аванесова
Про тотальный диктант
Меня радует высокий интерес, который вызывает тотальный диктант. У нас в ЮУрГУ была организована площадка для его проведения, в этом году аудиторий и мест в аудиториях просто не хватало. Людям это нужно и интересно. Если в предыдущие годы испытать «острые языковые ощущения» приходили в основном люди старшего поколения, пенсионного возраста, то теперь охотно приходит молодежь. Так что, возможно, пройдет немного времени и писать грамотно, говорить правильно станет модно.
Как заставить детей читать?
Как сделать, чтобы дети, подростки начали читать книги? Вернуть литературу в школу. Учителям просто брать и вслух читать фрагменты литературных произведений. Не обязательно «Войну и мир», в школе тяжело освоить это произведение в силу его устрашающего для школьников объема и философской сложности, но можно, например, взять повести Толстого, чтобы дети поняли, что Толстой – это интересный автор. Ничего не заменит произведений Пушкина, Тургенева, Чехова, Бунина и других наших великих классиков, обладавших прекрасным слогом и богатством мысли. Литература учит не просто слову, она учит человека мыслить, думать, отвечать за свои поступки. И нужно понимать, что проводниками в мир литературы являются семья и учитель: наличие электронных учебников, электронной доски, гаджетов никогда не заменят хорошего учителя. 
Главное для журналиста теперь физкультура
Чувство языка, языковой образ во многом формируют журналисты. Поэтому языковая и литературная подготовка журналистов во все времена была на высоте, ей отводилось существенное внимание. К огромному сожалению, новый стандарт преподавания журналистики предполагает существенное сокращение количества русского языка и литературы с восьми семестров до трех. В остальное время студенты изучают специальные журналистские дисциплины.. Русский язык и литература в такой ситуации трансформируются в своеобразный «пропуск» к профессии. И это беда не только журналистов, но и всех гуманитариев, в том числе и филологов: самый объемный курс, зафиксированный в стандарте университетского образования - – физкультура, на нее отводится 400 часов.
В то же время журналисты по-прежнему задают высокую языковую планку. И очень радует, что в челябинской журналистике эту миссию часто выполняют журналисты, вышедшие из филологической среды: наш выпускник Андрей Краснов, выпускники филологического факультета ЧГПУ Мария Неволина, Лев Битков и др.. Они чувствуют слово, бережно к нему относятся. В репортажах этих людей даже в рамках традиционных жанров присутствует иная жизненная интонация, которая проецируется и на текст, и на смысл. Конечно, грамотные, внимательные к слову люди есть не только в филологии, это качество не всегда профессиональное. Диплом – не гарант знания языка и уважения к нему.
О будущем русского языка
Я смотрю в будущее с оптимизмом. Долго такое состояние существовать не может. Накапливается ощущение кризисности и, возможно, нарастание концентрации ужаса в языке перерастет в возвращение к прежнему, достойному русского языка качеству. В феврале этого года Управление по общественным проектам Президента России собирало совещание, на котором речь шла о кризисе языка и национальной идентичности. С одной стороны, отрадно, что такие проблемы поднимаются на высшем уровне, а с другой стороны, горько, так как все же нет понимания того, что язык не существует сам по себе, в вакууме. Все языковые процессы – отражение процессов, которые происходят в обществе.
Ольга Чудиновских

545
Популярное
Лента новостей