14.10.2014 11:20

Китайская компания ТВЕЯ построит две энергоподстанции в Магнитогорске. Каковы энергетические перспективы региона

Рейтинг: 0
Китайская компания ТВЕЯ построит две энергоподстанции в Магнитогорске. Каковы энергетические перспективы региона

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский провел совещание о развитии энергетики в Магнитогорске. Такую работу планируется организовать совместно с китайской компанией «ТВЕА» в рамках договора о сотрудничестве с СУАР (Китайская народная республика).

Участники обсудили строительство в муниципалитете подстанции «Захаровская», которая станет энергоисточником для южной части города. Мощность объекта составит 32 мегаватта, что позволит решить задачи в части расширения жилищного строительства и развития малого и среднего бизнеса в этом районе города на ближайшие 15-20 лет.

Данный проект обсуждался ранее во время последнего визита главы региона в город металлургов. Теперь заинтересованные стороны снова сели за стол переговоров, чтобы более детально обсудить условия сотрудничества.

«Губернатор перед нами поставил задачу – увеличить количество жилья в городе. Южная часть Магнитогорска должна развиваться, но там нам не хватает энергетических мощностей, – сообщил глава Магнитогорского округа Евгений Тефтелев. – Строительство двух подстанций – «Захаровская» и«Южная» – позволит решить эти задачи. Сейчас поступило много заявок на техприсоединение от промышленных предприятий города и бизнес-структур. Мы ставим задачу: с помощью инвесторов в течение 2015-2016 гг. построить подстанцию, которая решит вопросы энергоснабжения южной части Магнитогорска. Работы будет проводить наша компания, которая занимается малой энергетикой, у нее есть большой опыт сотрудничества с китайскими коллегами. Их и предложили в качестве партнеров по реализации проекта. Во время визита губернатора в Китай, мы обговорили эти вопросы. Руководители предприятия «ТВЕА» прибыли с ответным визитом, посмотрели все ли на месте и выразили желание принять участие в части поставки оборудования под наш проект и, возможно, частично заняться монтажом».

Борис Дубровский внимательно выслушал предложения китайской стороны по реализации строительства подстанции, после чего заключил: «Будет объявлен открытый конкурс, и у китайской компании точно будут конкуренты – российские организации. Мы будем сравнивать стоимость и сроки строительства, технические параметры. Уверен, мы сможем найти оптимальное решение». Также губернатор обратился к гендиректору энергетической компании «ТВЕА» и сказал, что совместная работа в реализации строительства станет потенциалом развития отношений между территориями для более масштабных проектов. Борис Дубровский подчеркнул, что привлечение инвестиций в экономику – одно из важнейших направлений региональной Стратегии развития и предложил разместить на территории области производство энергооборудования. «Мы хотели бы видеть ваши инвестиции в создании производства в Челябинской области. Разовая сделка интересна, но я ее рассматриваю лишь как первый шаг для потенциального развития. Мы должны сформировать практику реализации конкретного проекта для того, чтобы двигаться дальше», – заявил Дубровский.

Генеральный директор энергетической компании «ТВЕА» Ли Биянцзю отметил, что Челябинская область в качестве инвестиционной площадки была выбрана неслучайно: во-первых, небольшое расстояние региона от СУАР, во-вторых, есть хорошие логистические основы, в-третьих, на Южном Урале есть квалифицированные работники технических сфер. «Исходя из этого, можно говорить о том, что инвестиционная обстановка в Челябинской области очень хорошая», – подчеркнул Ли Биянцзю. Он отметил, что специалисты китайской компании намерены оценить потребности российского рынка в их продукции и проанализировать возможности Челябинской области по размещению производства.

Говорить о перспективах энергетического развития всей Челябинской области уместно на фоне общероссийских тенденций. А они пока весьма непростые. Руководители ОАО "Фортум" могут сравнивать практику работы в России с тем, что происходит в Прибалтике, Скандинавии, приходят к ряду весьма серьезных выводов. В частности,  Парвиз Абдушукиров, заместитель генерального директора по операционной деятельности, главный инженер ОАО "Фортум", вице-президент по тепловому бизнесу отмечает ряд важных особенностей. С 2008 года в российской электроэнергетике функционирует рынок мощности. Но единственным механизмом возврата вложенных в энергетику инвестиций является Договор предоставления мощности (ДПМ). Этот договор устанавливает гарантированную/фиксированную стоимость мощности для генерирующих объектов, перечисленных в утвержденном списке Правительством России (объекты новой генерации, построенные инвесторами в рамках обязательных к выполнению инвестрограмм). Большинство новых электростанций сегодня вводится по проектам ДПМ, которые оплачиваются на специальных нерыночных условиях.
Очевидно, что рынок мощности и ДПМ должны вытеснять старую неэффективную генерацию. Но пока этого не происходит – старая генерация, спасаясь от краха на рынке, массово переходит в «вынужденный режим», потому что ее нечем заместить. В результате получается замкнутый круг. Потребители платят за старую генерацию. Стоит сказать, что так называемый вынужденный режим на деле приводит к росту несправедливой нагрузки и бесконтрольной раздаче денег потребителей. Нагрузка на потребителей электроэнергии из-за сложностей вывода вынужденного режима будет расти. Государство будет вынуждено вмешиваться в рыночное ценообразование и ограничивать цены конкурсного отбора мощности (КОМ) для эффективных электростанций. В результате наиболее эффективная генерация, отбираемая на КОМ, будет недофинансирована. А значит, ограничена в возможности модернизации.
В качестве примера можно привести Курганскую ТЭЦ-2, территориально близкую для Челябинской области. На этой станции тариф на тепло составляетдля потребителей 1084 руб/Гкал– что соответствует тарифу альтернативной котельной. Тариф на мощность – 644 тыс руб/МВт, что почти в пять раз(!) выше цены КОМ. Потребители переплачивают 1,3 млрд. руб. ежегодно. Интересно посчитать, сколько было переплачено за все годы.
Или взять Ноябрьскую ПГЭ. Она находится в избыточной энергосистеме в непосредственной близости от подстанции 500 кВ. То есть с точки зрения рынка не нужна потребителям. Однако она работает. Причем, тариф на мощность здесь – 852 тыс руб/МВт, что в шесть выше цены КОМ! Потребители энергии с этой станции переплачивают более 1,2 млрд. руб. в год.
Получение статуса «вынужденный режим» становится частью ценовой стратегии участия в КОМ для генерирующих компаний, поскольку тариф для вынужденного режима выше цены КОМ, а получить такой статус относительно несложно. В результате сформировался замкнутый круг. Рынок энергетики в России оказался «запертым».

В 2015 году объем вынужденной генерации может увеличиться по сравнению в 2014 г. на 80%. При сохранении действующей сегодня экономической модели более 25 млрд. руб. дополнительной тарифной нагрузки ляжет на потребителей в виде оплаты вынужденной генерации до конца нынешнего года. А прогноз на 2015 год и вовсе поражает – 46 млрд. руб дополнительной финансовой нагрузки! Которой, заметим, могло бы не быть. Чем больше так называемой вынужденной генерации, тем выше тарифы для потребителей. Поскольку вынужденная генерация работает не в рынке, а по договорам ДПМ, которые оплачиваются на нерыночных условиях.

Не стоит лишний раз напоминать, что для граждан в России отопление – крупнейшая статья затрат в коммунальных платежах. Логичного обоснования тарифов нет. Тарифы формируются по затратному принципу и провоцируют необходимость сохранять высокие издержки. При этом 31% мощностей отработали нормативный срок службы, 68% теплосетей имеют 100% физический износ. Высокая степень износа системы приводит к росту аварийности. В то же время накопленные неплатежи в системе составляют только по крупной генерации более 150 млрд. руб. И идет постоянный дальнейший рост тарифов на фоне отсутствия улучшения качества теплоснабжения. Потребителям приходится оплачивать технологическую и коммерческую неэффективность отрасли.

Общая потребность в инвестициях для восстановления коммунальной инфраструктуры в России превышает сейчас девять триллионов рублей (!). У государства таких свободных денег нет. Тем более в условиях нынешних санкций.

Обновление и развитие энергетической отрасли с помощью масштабного привлечения инвестиций возможно. Но только при законодательном обеспечении рыночного саморегулирования всех секторов системы ЖКХ. Новая модель рынка тепла в России в случае её внедрения позволит эффективно строить замещающие источники теплоснабжения (в том числе ТЭЦ) и выводить устаревшую генерацию, снижая стоимость на электрическую и тепловую энергию.

Наиболее перспективным направлением в рыночных условиях является развитие ТЭЦ на технологии парогазовые установки (ПГУ). Поскольку они наиболее эффективно используют топливо и позволяют получить больше электроэнергии на том же объеме теплового потребления. Развитие ТЭЦ-ПГУ позволит повысить надежность энергоснабжения в узлах концентрации электрических и тепловых нагрузок, отказаться от значительного объема строительства линий электропередач, заместить неэффективные котельные на ТЭЦ. И что самое важное для населения - добиться сдерживание цены на электроэнергию, мощность и тепло.

 Договор поставки теплоэнергии между ЕТО и прочими источниками будет заключаться по свободной цене, что обеспечит защиту интересов государства и органов местного самоуправления, а также интересы потребителя, платежи для которого стабилизируются. Фактически предлагается перейти от тотального регулирования к совершенствованию инструментов государственного контроля за деятельностью ТСО.
Отключения горячей воды останутся в прошлом. Ремонт будет производиться без отключений. Включение/отключение будет производиться по запросу потребителей.
Чтобы было уж совсем просто понять, предлагается следующее. Вводится особый расчетный счет. Счет закрепляется за домом. Расчеты за коммунальные ресурсы осуществляются жильцами только через этот расчетный счет. Поступление средств на данный счет погашает обязательства жильцов перед управляющими организациями (исполнители коммунальных услуг). А доступ к информации об операциях по счету имеют все жильцы дома, а также управляющие организации, органы МСУ, госорганы (похожую схему доступа к информации предусматривает проект федерального закона «О ГИС ЖКЖ»). Списать деньги с расчетного счета не может никто. Деньги обладают абсолютным иммунитетом против любого взыскания по долгам, налогам, при банкротстве управляющей организации и т.д. Управляющие организации не вправе распоряжаться деньгами на таком счете, за исключением приостановления перевода средств поставщику ресурса (ТСО) в случае ненадлежащего исполнения обязательств.
Преимущества такой системы очевидны. Каждый жилец дома всегда знает, на какой расчетный счет ему платить (нет двойным квитанциям). Информация открыта: всегда видно, кто и на сколько недоплачивает. Не будет иметь значение банкротство и смена УО, ИКУ, ЕИРКЦ, смена РСО. Нужно меньше затрат времени и средств для проведения расчетов.
На дом устанавливается индивидуальный тепловой пункт – эффективный и доступный способ экономии тепла при росте тарифов. Потребитель берет столько тепла, сколько ему необходимо. А сколько необходимо, решает общее собрание жильцов.
Кстати, новая схема позволяет еще и отключить плату за подключение, что сегодня является головной болью для российского бизнеса. Который, естественно, включает эти издержки в тарифы на свои услуги для населения.

Замещение выработки теплоэнергии котельных на комбинированную выработку ТЭЦ при сохранении тарифов котельных позволит строить самые современные ПГУ-ТЭЦ, обновлять и модернизировать устаревшие электростанции без дополнительной нагрузки на потребителей.

399
Популярное
Лента новостей