14.11.2014 07:39

Районные советы депутатов Челябинска. Чем они заняты сейчас

Рейтинг: 0
Районные советы депутатов Челябинска. Чем они заняты сейчас

 

С момента сентябрьских выборов прошло уже два месяца. Районные советы депутатов  в Челябинске сформированы. Реформа системы муниципального самоуправления запущена. Пришло время сделать первые выводы? Мы беседуем с главой Калининского района Евгенией Глуховой о том, каковы могут быть механизмы работы районных депутатов. Пока для главы очевидно одно – многое придется делать впервые.
Эта кампания вышла, конечно, запоминающейся. Летним предвыборным периодом, когда неожиданно для многих в большинстве новых избирательных округов Челябинска развернулась яростная борьба за депутатские мандаты. А также послевыборным периодом, когда некоторые проигравшие вдруг начали… демонтировать детские городки, которые сами же недавно устанавливали ради того, чтобы привлечь избирателей на свою сторону.
   
Сейчас стоит сказать о том, что наступил традиционный для многих выборных кампаний период, когда нет активного движения. Проигравшие кандидаты сразу закрыли свои офисы, и их можно понять. Но непонятно, почему так же поступили и некоторые избранные депутаты. Насколько можно судить, по крайней мере часть избранных депутатов сейчас не предпринимает никаких действий, они даже не общаются со своими избирателями.
 
Евгения Владимировна Глухова, осваивающаяся в новой для себя роли главы Калининского района, в котором ранее она работала депутатом, считает, что сама идея реформы системы муниципального управления хороша. Одно дело, когда в избирательном округе было 25-30 тысяч избирателей. И совсем другое сейчас, когда на каждого депутата приходится от силы 5-6 тысяч избирателей. Теперь для народных избранников  более реально вникнуть глубоко в проблемы избирателей. Если не каждого, то многих.  С другой стороны, есть проблема отсутствия опыта. Районных депутатов раньше не было. Вдобавок более половины избранных в районе депутатов ранее вообще не имели опыта подобной работы. С чего им теперь надо начинать?
 
Понятно, что самой актуальной проблемой была и остается нереформированность системы ЖКХ, этой национальной «черной дыры», в которой теряются миллиарды рублей и эффективность которой при этом остается очень невысокой. Одна из главных проблем в российском ЖКХ - отсутствует система управления домами. Управляющие компании на деле никак не зависят от тех оценок (чаще всего отрицательных), которые выносят их работе жильцы многоквартирных домов. Просто нет эффективного механизма для того, чтобы такое воздействие было. В теории тот или иной дом может поменять управляющую компанию. На деле это почти невозможно. Попробуйте сделать это на примере своего дома, и вы поймете, что собрать необходимые документы очень трудно. Отдельной проблемой остается недоговороспособность жильцов между собой.
 
Много неясного в вопросах тарифов. Недавно Верховный суд России признал незаконными так называемые общедомовые тарифы. Никаких обоснований этих тарифов на сегодня не существует. В то же время в ответ на вопрос депутата Законодательного собрания области председатель Единого тарифного органа (ЕТО) Челябинской области Татьяна Кучиц прислала нынешней осенью странный ответ, из которого можно сделать вывод, что решения высшей судебной инстанции для ведомства не указ. Цитируем фрагмент ответа ЕТО депутату: «Обращаю Ваше внимание, что отсутствие утвержденных нормативов потребления коммунальной услуги по водоснабжению на общедомовые нужды не отменяет обязанность собственников помещений МКД вносить предусмотренную действующим законодательством плату по показаниям общедомовых приборов учета». Вообще-то решение суда, вступившее в законную силу, обязательно к исполнению. Поэтому у граждан есть законные основания НЕ ПЛАТИТЬ по счетам за общедомовые нужды до тех пор, пока не появятся новые, обоснованные тарифы за эти услуги. В конце концов, об этом говорит Гражданско-процессуальный Кодекс в статье 210: «Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу».
 
В Калининском районе Челябинска ключевые решения избранные депутаты будут принимать на Совете депутатов района. Первое такое заседание уже состоялось. До конца ноября пройдет второе. На повестке дня сейчас регистрация Устава Калининского района, утверждение составов постоянных комиссий. Дальше, видимо, наступит время практических действий. Начиная с системы ЖКХ.
Главный вопрос, волнующий нынче избирателей – как будут работать свежеиспеченные депутаты, каковы их полномочия и возможности. Можно ли вообще надеяться на то, что от них будет польза? С полномочиями депутатов ясность в общем-то есть: народные избранники вправе обращаться письменно или лично практически в любую инстанцию. Реализовав таким образом наказы избирателей. А вот с возможностями, особенно финансовыми, сложнее. В отличие от депутатов областного уровня (или городского) районным депутатам не дадут (по крайней мере в ближайшее время) средств из бюджета. Речь идет про средства на решение социальных проблем в округах. Есть неофициальный прогноз, что если такие деньги и появятся в распоряжении депутатов районных советов Челябинска, то не ранее, чем в 2016 году. Евгения Глухова по данному поводу точных дат не называет. Но признает, что проблема существует. Однако со временем есть надежда, что она будет решена.
 
Одно из новых направлений работы депутатов появится благодаря инициативе законотворцев Челябинской области в части административного законодательства. Это возможность штрафовать нерадивых  хозяйственников за нарушение благоустройства территорий. Теперь необходимо отработать механизм реализации этого права, изучить правоприменительную практику и утвердить на заседании Совета депутатов Калининского района.
 
Очевидно, что в ближайший год вся ответственность перед населением свалится на плечи самих районных депутатов, которым исполнительная власть не больно-то будет стремиться помогать. В то же время избиратели будут требовать от тех, кому отдали свои голоса, конкретных шагов по решению накопившихся проблем. В этой ситуации выиграют, скорее всего, те народные избранники, у которых есть собственный бизнес, позволяющий финансово подпитывать депутатскую деятельность. По крайней мере, при наличии такого ресурса реально постепенно решать проблемы округа. С другой стороны, бизнес есть не у всех. И вообще избирателям надо понимать, что депутат – это не спонсор. Он не обязан платить вместо государства и муниципалитета, не обязан своими личными деньгами затыкать все дыры общества. Можно посмотреть на это иначе. Депутат может и должен выступать организатором, мотором общественного процесса. Быть заводилой, лидером и объединять избирателей для совместного поиска решений.

Как заметила глава района, подытоживая наш разговор: «Депутат должен быть разноплановым специалистом. И психологом, способным выслушать людей, и социальным работником, готовым оказать практическую помощь, и юристом, чтобы разъяснить нюансы законодательства, и управленцем, чтобы правильно построить процесс решения тех же жилищно-коммунальных проблем».

 

500
Популярное
Лента новостей