Работа над стандартами – хороший способ внедрять результаты научных исследований
-10°
Сообщить новость
23.01.2015 10:24

Работа над стандартами – хороший способ внедрять результаты научных исследований

Рейтинг:
Работа над стандартами – хороший способ внедрять результаты научных исследований

Кафедру с аббревиатурой ТСП знает каждый студент строитель и выпускник архитектурно-строительного факультета ЮУрГУ. Деятельность кафедры «Технология строительного производства» подчинена подготовке строительных кадров и решению насущных проблем строительного комплекса. За прошедшие шестьдесят лет на кафедре было защищено более трех тысяч дипломных работ.

Кафедра ТСП, наряду с кафедрой «Строительные конструкции и инженерные сооружения», является выпускающей по профилю «Промышленное и гражданское строительство», готовит инженеров по специальности «Строительство уникальных зданий», а также ведет подготовку магистров. А еще – здесь ведется повышение квалификации и переподготовка специалистов.

О научной школе, созданной на кафедре, о традициях и новых направлениях в деятельности наш разговор с исполняющим обязанности заведующего кафедрой Григорием Пикусом.
– Начну с того, что с 1985 года нашу кафедру возглавлял Станислав Георгиевич Головнев, первым из выпускников факультета ставший доктором технических наук и профессором, член-корреспондент РААСН. Он сумел создать коллектив настоящих профессионалов, сумел сохранить этот коллектив даже в самые сложные времена, потому что, как руководитель, всегда во главу угла ставил социальные задачи.
Сегодня средний возраст сотрудников нашей кафедры около 45 лет. Это очень плодотворный возраст. И своей первостепенной задачей считаю, прежде всего, сохранить наш коллектив, частью которого был и остаюсь. Нужно придать стимул к совершенствованию каждого и обеспечить кафедру интеллектуальной работой, хотя решать эту задачу становится все сложнее из-за складывающейся кризисной ситуации в строительстве. Уже сейчас в Челябинске ощущается сложность с поиском заказов. Поэтому в ближайшее время придется переориентироваться на соседние регионы, предлагать новые виды услуг.
Другую важную задачу я вижу в продолжении развития материально-технического оснащения кафедры. Последние два месяца прошлого года мы интенсивно занимались приобретением уникального испытательного оборудования – прежде всего это температурная камера. Такой камеры нет ни у кого в Челябинске. Ее объем – 24 кубических метра, она позволяет поддерживать и менять температуры и влажность в соответствии с задаваемой программой. Причем, температура может изменяться в диапазоне от минус 70 градусов до плюс 100 градусов. Это самые ходовые в строительстве температуры. В ней можно создавать влажность до 95 процентов. В этой температурной камере можно проводить испытания реальных конструкций, отдельных узлов, либо увеличенных моделей. Например, такая камера может использоваться в области зимнего бетонирования. В прошлом году мы приобрели программное обеспечение по расчету тепловых полей и теперь, вместе с температурной камерой и рядом других приборов, у нас имеется мощный исследовательский комплекс.
Еще одна задача – внести корректировку в состав научных направлений, существующих на кафедре. Есть определенные научные направления, в которых кафедра ТСП себя давно и уверенно зарекомендовала, создана целая научная школа. Но время меняется, и некоторые направления становятся менее востребованы, а другие наоборот требуют более интенсивного развития.
– Григорий Александрович, расскажите об этих новых направлениях подробнее.
– Например, начали заниматься вопросами энергоэффективности, как существующих зданий, так и строящихся объектов. В том числе, нужно научиться корректировать параметры энергоэффективности на стадии возведения зданий. Не секрет, что при строительстве всегда возникают какие-то дефекты, поэтому нужно уметь оценивать их влияние на конечные теплофизические характеристики не только отдельных ограждающих конструкций, но и всего здания в целом.
Сейчас это направление у нас начинает активно развиваться. Закупили под него различное оборудование. В этой теме сейчас начинают пробовать свои силы многие организации, но чаще всего они выполняют лишь качественную оценку теплопотерь, для чего используют тепловизионную съемку. При этом остается загадкой – сколько все же тепла уходит из здания. У нас на кафедре тоже есть тепловизоры. Но есть и сопутствующая аппаратура, например, измерители тепловых потоков, как раз, и позволяющие оценивать объемы выходящего тепла. Есть, наконец, запатентованное оборудование, созданное старшим преподавателем нашей кафедры Русановым Алексеем Евгеньевичем. Смысл в том, что при оценке энергоэффективности должен быть перепад температур между наружной и внутренней поверхностями, и чем он больше, тем более точные результаты можно получить. Именно поэтому летом такие испытания не проводят. Так вот это созданное оборудование позволяет проводить испытания круглогодично, обеспечивая необходимый температурный перепад в любое время года.
В нынешнем учебном году мы приобрели устройство, которое называется аэродверь. С его помощью можно оценивать воздухообмен в помещении. Это так же очень важный показатель при оценке энергоэффективности здания. Такой «двери» тоже больше ни у кого в Челябинске нет.
В этом году мы должны получить еще и испытательную машину, которая позволяет не просто испытывать материалы на сжатие и растяжение (таких машин много в нашем регионе), но и проводить испытания на внецентренные нагружения – и в этом ее уникальность.
– А какое уникальное оборудование есть для учебного процесса, для будущих строителей?
– В области учебного оборудования так же приобретены различные стенды. Из наиболее дорогих – это четыре тренажера, полностью имитирующих работу экскаватора и крана. Оснащены они, по сути, реальными кабинами. Важно отметить, что использоваться они будут не только для обучения наших студентов, но и в системе повышения квалификации.
Система повышения квалификации действует на кафедре с 2005 года. Начинали мы тогда работать с Федеральным лицензионным центром. После того, как лицензирование в строительстве было отменено, с 2009-го года мы продолжили эту работу с саморегулируемыми организациями, в том числе и СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири».
Перед новым годом это СРО проводило конкурс на лучшую организацию по повышению квалификации. И ЮУрГУ, в лице нашей кафедры, заняло первое место!
– Григорий Александрович, мне приходилось встречать Вас на строительных площадках города в составе членов жюри конкурсов, проводимых СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири».
– Действительно, это СРО – наш постоянный партнер, который дает возможность выйти на профессиональный строительный рынок нашего региона. У нас самое разнообразное сотрудничество. Можно вспомнить, как СРО помогли нам с изданием буклета, приуроченного к 60-летию кафедры. Мы в свою очередь тоже помогаем СРО. Члены нашей кафедры участвовали в экспертной оценке стандартов, разрабатываемых НОСТРОЙем. Для СРО за последние два года разработали пять стандартов, которые положительно были приняты строительным сообществом. Проводим семинары по строительному контролю и по зимнему бетонированию. Наши специалисты – члены комиссий профессиональных конкурсов, организованных СРО.
Стоит отметить и участие представителей СРО в подготовке будущих строителей Урала. Например, в состав Государственной аттестационной комиссии по защите дипломных проектов входит директор департамента СРО Игорь Вячеславович Стоякин, а председателем комиссии является генеральный директор СРО Юрий Васильевич Десятков.
– Григорий Александрович, для СРО разработка стандартов – важная часть работы. А для вас?
– Если говорить про стандарты, то они хороший способ реализовать наши разработки, потому что в последнее время в чистом виде наука нашим строителям практически не нужна. Нужно ее техническое применение. Многим организациям проще купить готовые технологии и материалы, чем вкладывать средства в их разработку. Работа же над стандартами – это одно из направлений, где мы можем внедрять результаты своих научных исследований.
Благодаря СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири» мы смогли выйти на федеральный уровень – для НОСТРОЯ сейчас разрабатываем рекомендации по зимнему бетонированию. Первая редакция Рекомендаций закончена, она проходит экспертизу. Стоит задача – до июля месяца закончить эту ответственную работу.
– Григорий Александрович, наш разговор проходит на кафедре в стенах университета. Будет уместным спросить, у кого Вы сами учились?
– В аспирантуре моим научным руководителем был Станислав Георгиевич Головнев, а моим научным консультантом был Борис Анатольевич Евсеев. Они оба привили мне любовь к исследованиям и научили меня правильно формулировать свои мысли. Станислава Георгиевича, к сожалению, в прошлом году не стало. Вообще каждый из моих коллег по-своему уникален и интересен и я с удовольствием продолжаю учиться, в том числе, и у них.
Акцент. Существует расхожее мнение, что главным в университете является студент. Мое мнение – преподаватель. Ведь идут учиться туда, где есть хорошие преподаватели, известные научные школы, преемственность поколений. Представьте, если бы преподавателями на факультете была только неопытная молодежь, много бы пришло к нам студентов? Сомневаюсь.
Беседовал Сергей Белковский
Популярное
Лента новостей

Нашли опечатку?