Как златоустовский МАЛЫШ вошел в историю большой авиации
+11°
Сообщить новость
08.04.2015 18:28

Как златоустовский МАЛЫШ вошел в историю большой авиации

Рейтинг:
Как златоустовский МАЛЫШ вошел в историю большой авиации

День космонавтики имеет еще одну грань для истории Челябинска — 12 апреля 1968 года Лев Александрович Комаров совершил первый полет на созданном им в Златоусте самолете МАЛЫШ. Создателя самого легкого в мире самолета уже много лет как нет среди нас, но память о нем живет — и среди тех ребят, кому он давал первые уроки полетов  и всех тех, кто знал этого удивительного человека.

 

… Из жилого дома “выехал” самолет. Подобные “крылья” не встретишь на аэродроме – это самоделка. И все же у нее судьба, достойная отдельной страницы в истории отечественной авиации.
 
Самолет этот называется “Малыш”. Он был построен в 1964 году златоустовским самоучкой Львом Александровичем Комаровым и его помощниками – мальчишками из авиамодельного кружка, которым он тогда руководил во Дворце пионеров. Одноместный “Малыш” оказался по тем временам самым легким в мире самолетом. Известие о нем облетело тогда страницы многих центральных изданий.
 
Книга Алевтины Левиной, одного из самых известных в советское время репортеров “Комсомольской правды”, начинается очерком из Златоуста.
Есть в нем строки: «Пока прогревали мотор, они с трудом удерживали самолет на месте, а он рвался из рук, дрожа от нетерпения. Взметнулся от пропеллера снежный вихрь, они, двенадцать юных конструкторов, ждали этой последней минуты. И раньше далеко улетали их модели, им приходилось даже парить на планерах. Но эта машина, любовно окрещенная “Малышом”, не была ни моделью, ни планером. Это был их первый “взрослый самолет”.
 
Как-то, когда самолет уже был готов, во Дворец пионеров приехал знаменитый летчик Водопьянов. А потом слух о самолете-малютке долетел до конструкторского бюро Антонова. Там заинтересовались новинкой: один из самых легких в мире самолетов, легче мотоцикла, а мотор аж 32 лошадиные силы. Для взлета “Малышу” нужно всего 50 метров. Управление простое. Конструкторы написали в Златоуст письмо, пригласили Комарова для консультации:
 
Приходило много писем. Один чудак спрашивал, как мотоцикл переделать в вертолет. А из Америки пришло письмо от астронавта…
 
Комарова взяли – тогда еще без специального образования – в конструкторское бюро Антонова. Он экстерном закончил авиаинститут, что само по себе – случай уникальный. Работал консультантом по авиационной технике в Польше. Там под его руководством проектировались и строились самолеты АН-2, “Искра”, АН-28. Комаров стал почетным гражданином Польши.
 
А когда вернулся в Союз, выйдя на пенсию, поселился в Челябинске, где возобновил движение самодельщиков в нашем регионе.
 
Тогда я с ним и познакомился. Через справочное бюро нашел адрес, позвонил в дверь, а когда ее открыл убеленный сединами пожилой мужчина, спросил, здесь ли живет создатель “Малыша”.
 
Тогда он уже работал директором клуба “Юный техник” производственного объединения “Полет”. Зимой Лев Александрович неоднократно приглашал меня посмотреть на полеты. Один раз полетал на планере и я. Правда, в качестве второго члена экипажа, вместе с Комаровым. Полет длился секунд десять, высота – на уровне макушек деревьев на берегу Шершневского водохранилища.
 
Местное водохранилище использовалось в качестве летного поля только зимой и ранней весной. Планеры в разобранном виде, на специальных тележках, руками толкали по дороге. Путь в несколько километров занимал около двух часов. Картинка на льду была схожа с той, что видим на снимке, сделанном почти сорок лет назад на берегу Златоустовского пруда.
 
Еще одна цитата из “Комсомолки” 40-летней давности: “Пролетают над Златоустом большие самолеты, пролетают, но никогда не садятся – в уральском городе среди гор нет ровной площадки для аэродрома. Но каждый год разлетаются по белу свету на больших и маленьких крыльях златоустовские мальчишки. Каждый ли наставник может похвастать, что воспитанники избрали его предмет делом жизни?”
 
Спустя годы эти же слова можно было повторить относительно многих челябинских мальчишек.
 
Есть у “Малыша” и младший брат. Через 20 лет в Златоусте ученик Комарова Вячеслав Рябинин, преподаватель труда школы N 4, построил самолет “Школьник”. Изготовили его за полгода. К “Школьнику” приложили руки более 40 старше-классников.
 
“Малыш” одно время находился в Златоустовском краеведческом музее, пока Комаров занимался большой авиацией. Поселившись в Челябинске, Лев Александрович перевез свое детище сюда. Хотел его отреставрировать и подготовить к новым полетам.
 
Где он сейчас? Жив ли?
Такая вот история про “златоустовские крылья”.
 
Экспозиция о Льве Комарове создана в Златоусте, где он работал во Дворце пионеров. А еще в этом городе   проводился конкурс среди юных техников из Златоуста и Миасса, носящий имя Льва Комарова.

Как-то сын Льва Александровича — Александр Комаров показал мне фотографии, связанные с историей авиации Южного Урала и жизнью Льва Комарова. Вот самолет «Малыш» выгравирован на сувенирном топорике. А вот он в виде небольшой деревянной модели-копии, сделал ее сам Лев Комаров. «Малыш» – это был самый легкий в мире самолет, после него самоучкой из Златоуста заинтересовался знаменитый создатель «Анов» — Олег Антонов. На борту  модели изображение бегущего Буратино. «Мне было четыре года, когда отец построил «Малыш», — пояснил Александр Львович, — я был малышом и самолет так получил  свое имя». Самолет был одноместным, но на нем Лев Александрович поднимался в небо над златоустовским прудом вместе с маленьким сыном на коленях.

Так что  память о Льве Комарове живет. Конечно,  этот человек достоин книги о себе. Возможно, она появится — такая книга. «Крылья Комарова» — может называться . Ведь речь в ней пойдет и о самом Льве Александровиче, его необычной жизни, о человеке, гордиться которым можем мы с вами, и тем, что  жили с ним в одном городе, ходили одними улицами, а кто-то и летал с ним в одном небе. А еще  найдутся в ней страницы о людях, кто хранит в своем сердце память об этом человеке, кто называет  себя его учеником.
 
Сергей БЕЛКОВСКИЙ
 
Самолет «Малыш» — одноместный моноплан, предназначенный для спортивно-тренировочных полетов в пределах радиуса 100 километров от аэродрома. Размеры кабины – как у учебного планера. Сиденье летчика взято со списанного самолета ЯК-18. На самолете применен двигатель ЛК-2 собственной конструкции.
 
Размах крыла – 6,9 метра, длина самолета – 4,75 метра. Вес пустого самолета – 110 кг, взлетный вес – 200 кг. Максимальная скорость – 110 км/час.
 
719

Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте ее нам

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Популярное
Лента новостей